Эпидемия носорожьего гриппа – что может быть атипичнее? В благополучном французском городке разворачивается неожиданный зоомедицинский триллер: жители один за другим начинают превращаться в носорогов. Основные симптомы – повышение температуры, склонность к похрюкиванию, почёсыванию и пофыркиванию, трансформации кожи, шишка на лбу и неравнодушие к грязевым ваннам. Поначалу всех интересует количество рогов и происхождение видов пробегающих аццких жывотных, но вскоре наиболее проницательные жители города начинают за рогами различать индивидуальности, характеры и личности. Это в конечном итоге позволяет развивать не просто театр абсурда, но и проблематику экзистенциального выбора отдельно взятого человека, а также тему толерантности в обществе (что, кстати, актуально для России!).
Обидно (и вместе с тем назидательно!), что в итоге человечество так и не удалось спасти, ибо единственная уцелевшая в этом зоосаде пара не смогла построить отношения: соблазнительная Ева предпочла медленно спивающемуся и склонному к чрезмерной рефлексии Адаму энергию, свободу, рычание и весёлый городской джоггинг в стаде оносорожившихся.
Спектакль весьма продолжительный (более 3 часов!). Однако театральные стайеры будут вознаграждены: постановка феерична, динамична, гомерична и истерична (в хорошем смысле, ежели таковой есть).
«Носорог» - постановка не самого Фоменко, а Поповски, но мне было интересно сравнить его с «Носорогами» Розовского. Незамедлительно обнаружились главные сходства: иллюстративность обстановки и попытка «озвучить» носорогов душераздирающим рёвом. Впрочем, впадать в истерику в театре Фоменко всё-таки сочли не комильфо – никто не кричит, ничего не рушится, вместо оглушительной «музыкальной темы НЛО» звучит менее выматывающий нервы ритм из малеровской симфонии, имитирующий носорожий топот. Да и просторная сцена, технически лучше оснащённая, позволила сделать декорации мобильными, легко меняющими дворик с кафе на офис, офис на квартиру. Куда как изобретательней решены и сами сцены превращения людей в носорогов: вместо того, чтобы корчиться в конвульсиях и ползать на четвереньках, Жан сначала облачается в тёмно-зелёный костюм, а затем из земли из горшков с растениями и воды из аквариума устраивает болото и вываливается в грязи. Но самым приятным отличием стало то, что упора на комизм, совершенно избыточный и бессмысленный в данной пьесе, у Фоменко, в отличие от театра у Никитских ворот, делать не стали, чередуя забавные моменты с напряжёнными. Беранже из «Носорога», простой, обаятельный человек, способный на адекватные проявления дружбы и любви, выгодно отличается от Беранже из «Носорогов» - карикатурного непросыхающего пьяницы, тупого, грубого и вульгарного. Остальные персонажи в исполнении труппы Фоменко также практически не допускают шаблонности, плоскостности шаржа и наигрыша, хотя назвать их интересными и запоминающимися тоже не поворачивается язык. Метафорические находки Поповски лишь немногим изящнее лобовой прямолинейности милитаристского маскарада Розовского: «первых носорогов» он выводит в первом действии рычащими в микрофоны слугами просцениума в чёрном, с белыми бинтами на лицах, как пародии на героев знаменитой картины «Поцелуй» Магритта, вынесенной на обложку программки. И там, и здесь атмосферу безуспешно нагнетают резкими контрастами освещения, и носорожьи рога в обоих постановках лезут в дыры – хотя если Розовский рогами ограничился, то Поповски не пожалел средств на костюм антропоморфного носорога и движущуюся репродукцию также небезызвестной гравюры Дюрера с носорогом. Однако главный недостаток интерпретации театра Фоменко – не сценография, а затянутость, эмоциональная пересушенность долгих статичных мизансцен, без сокращений пересказывающих авторский текст, от которых за три с половиной часа продолжительности спектакля постепенно становится скучно. Нетрудно теми или иными выразительными средствами передать угрозу «оносороживания», происходящую от пустопорожней демагогии и распространяющуюся по множеству причин, трудно заставить зрителя сочувствовать Беранже – последнему человеку среди бездумной агрессивной скотины. А этого не удалось ни той, ни другой постановке: не видно в Беранже той силы воли, независимости и решимости, которые требуются героям любого психологического склада, выбирающим в одиночестве противостоять всему миру. Создаётся впечатление, словно Беранже-Голубцов спасается от эпидемии алкоголем, а Беранже-Пирогов… джазом. По крайней мере, он очень оптимистично его напевает и пританцовывает в самые критические моменты.
12.07.2010
Комментировать рецензию
Попала на спектакль случайно, первый акт сначала меня не особенно впечатлил, но затем стало интересно, второй понравился больше- он такой, философский что ли. В целом: актерская игра отличная, очень поравились все, особенно Пирогов; отлично показана идея "оносороживания" толпы, ведь на самом деле так и происходит в жизни- стадное чувство охватывает большинство, даже тех, кто, казалось бы, не находит себя в жизни в принципе вообще, как в случае Беранже, считающего жизнь "противоестественной". Интересно будет тому, кто любит подумать и ОБдумать, другим же пьеса может показаться утомительной и скучной.
Всё начинается с обычной жизни в городе. Кто-то идёт в магазин, кто-то болтает в кафе. Как вдруг по улицам начинают бегать носороги. Есть смешные сцены. Правда я настолько устал за день, что последние 5 минут спектакля заснул, и меня будила девушка, которая дежурит у дверей. Но это случилось не от того что скучно. Оказалось, что это люди превращаются в носорогов. Никакой логике не подвластно - логик превратился в носорога.
Мастерская Петра Наумовича не перестает радовать. Спектакль отличный, если есть возможность - необходимо идти. 2 действия, контрасных друг другу. Первое - с великолепной сценографией, музыкальным сопровождением, наполненное иронией. Второе - статичное, в которое вынесена основная смысловая нагрузка пьесы Ионеско. Пирогов великолепен, органичен, естесственен в каждом движении, в каждом монологе. Да и вся труппа вызывает искренное восхищение. Все, происходящее на сцене, оставляет некое "послевкусие", впечатления сохраняются надолго, хочется сходить еще разок.
Великолепный, очень стильный спектакль! Он достойно вписывается в ряд прекрасных спектаклей театра Фоменко. Очень актуальный сюжет, зачастую то, что показывают на сцене собственно и не выглядит таким уж абсурдом по сравнению с реальной жизнью. Очень понравились актерские работы - Пирогов играет так, что действительно становится страшно от происходящего, он заставляет сопереживать и зрителем в каждый момент времени владеет именно эмоция, заданная Пироговым. Как всегда бесподобные Тюнина, Казаков, Бадалов
Мое дебютное посещение Мастерской Петра Фоменко очень порадовало не смотря на то, что бы приобретен билет на "непростой", по мнению кассира, спектакль. Основной лейтмотив "окружающие люди в твоих глазах" очень интересно и по разному обыгрывается по ходу постановки, перекликаясь со смежными темами любви, морали. Действие сопровождается веселыми шутками. Игра актеров, декорации, свет, музыка - все на высоте. Рекомендую!
как раз солнечное начало-фарс могло бы быть и подольше и поубедительнее, незачем сразу пугать; а масштабу бедствия существенно не хватает напряжения; можно только предположить, насколько серьезным могло бы быть это напряжение...
В маленьком французском городке происходит нечто невероятное - люди превращаются в носорогов.
Абсурд. Да. Бред. Да. Заставляет задуматься - тоже да.
Напряжение, смех, мысли о человеке и человечности - все слилось в едином непередаваемом ощущении.
Я вышла из театра под очень сильным впечатлением и с трудом уснула тем вечером - такой мощный заряд я получила от спектакля.
И еще - у меня появился любимый актер в этом театре - Кирилл Пирогов просто невероятен.
На спектакль пришла неподготовленная ) до банальности - о чем будет идти речь, просто не имела понятия. Поэтому первые полчаса смотрела с недоумением, пытаясь вникнуть в суть, но с великим удовольствием. С удовольствием - потому что движения актеров легки, непринужденны и отточены; смена декораций - это танец; постоянная динамика спектакля сопровождается искусным юмором. После сцены с мадам Бёф идея пьесы стала окончательно ясна, и с этого момента мозг просто "закипел". До чего же достоверна эта пьеса абсурда! Не знаю почему, но первая ассоциация у меня возникла с идеей коммунизма - идея, захватывающая миллионы. И процесс распространения этой идеи, размышления индивидуумов - все это гениально показано!
Возможно, появление Жана в костюме Носорога в конце первого действия несколько не к месту, но спектакль сам по себе нагружен смыслом, поэтому такая эмоциональная разрядка должна существовать.
Все, описанное ранее - и сцена купания в болоте, и Дэзи, в конце концов увидевшая прелесть носорожьей стаи (?), и примкнувшая к ним, отказавшаяся от любви к Беранже, и последние рассуждения Беранже - раз я остался один, может быть и мне к ним примкнуть? - все гениально!
Отдельно про Кирилла Пирогова - это не первый спектакль, в котором я его вижу, но чудесным образом он всегда выделяется даже в эпизоде и обращает на себя внимание. А в главной роли - просто без комментариев :)
Иногда чего-то очень ждешь, а потом это не оправдывает твоих надежд, которые , к слову, обычно становятся очень уж идеализированными после долгого ожидания... Это горькое чувство. Но бывает совершенно обратная ситуация: рядовое событие тебя поражает, приводит в восторг. Этот "закон" особенно справедлив для фильмов, спектаклей и всего в этом духе. И когда подобное случается, чувствуешь себя словно на вершине над всем, что смотрел и видел в последнее, обычно продолжительное, время... Именно это случилось со мной на "Носороге". Не вдаваясь в подробности и детали, которые невозможно в полной мере описать, скажу лишь, что помимо обильного остроумия, в спектакле естественно присутствует социальная проблематика: например, в нём показано, как быстро может событие, явление, идеологическое течение , поначалу принятое в обществе с воплями ужаса, негодования и отвращения стать совершенно обыденным, привычным, нормальным. Превосходный спектакль.
До этого спектакля лучшим театром я считала Мастерскую Петра Фоменко... Слишком шумно, много суматохи, смысл спектакля, честно сказать, я не особо уловила, хотя может быть в этом виновата моя личная недалекость. Если вы любите треш, то сходить стоит, если вам ближе все-таки классика, то лучше и не пробовать. Могу так же сказать, что ходила с целой компанией друзей - человек 7 - и каждый смотрел спектакль, пребывая в состоянии шока.
Сбылась мечта идиота: попал на спектакль Мастерской Петра Наумовича Фоменко, перед которым трепетно благоговею и покрываюсь всевозможными пупырышками. К сожалению, попал не на "тот" спектакль. Постановка Ивана Поповски, посла культуры Македонской республики в России и наоборот, оказалась откровенно слаба. Не спасает ее ни носороги, ни Галина Тюнина, "преображенная" в толстозадую мадам во второй сцене, ни воинственные стилизации под марши. А губит ее серьезность и простота пьесы Эжена Ионеско, суть ее абсурдно проста. Люди медленно и со вкусом - отличный момент с импровизированным болотом, превращаются в носорогов. И только (анти) герой, выпивоха из юридической конторы, слишком слаб, чтобы стать сверх-человеком, носорогом и остается все таким же жалким. Опять же, к сожалению, мастерства Кирилла Пирогова не хватает, чтобы вытянуть эту антипафосную линию. У зрителей же не всегда хватает терпения досмотреть то, что можно сказать в три слова, до конца. Носорог - рог - рог - бежит...
"Носорог" - спектакль по крайне актуальной, архиважной (в контексте "текущего момента") пьесе Э.Ионеско. Сам автор скромно поясняет, что пытался исследовать механизм массового психоза, однако мне кажется, охватил более широкие темы: эпидемия идей, утверждение миро-воззрений и массовая смена образа жизни. Причем все это в смысле деградации, торжества "простых формул" ("мне про вас(людей) все равно только поперек не надо!") - хорошо перекликается с "а взять все, да и поделить" из другой гениальной книги. Не радостные выводы авторов практически совпадают: многие уже(у Булгакова ещё) не люди и оценка их деятельности в контексте чел. морали не уместна. У Ионеско трагизм ситуации усилен местом действия: центральная Европа, сл-но: гуманизм, тойлерантность, защита животных и прочее и прочее... Больше всего пугает та убедительность, с которой автор показал полную невозможность в системе обще-человеческих духовных ценностей и этических норм адекватно оценивать и реагировать на происходящие изменения. Причём быть человеком отказываются вовсе не маргиналы и деградировавшие личности, а элита – успешные, удачливые, состоявшиеся. Ну невыгодно быть человеком, слишком много обязанностей, табу. Быть «носорогом» куда практичнее. Остальные(с разными мотивировками) следуют за ними. За 2 с небольшим часа сценического действия идеальный городок превращается в пастбище «носорогов», вполне милых животных, которым однако, гуманизм уже совсем не близок... И всё, человеческая цивилизация, со всеми своими культурными, духовными ценностями заканчивается, причем очень естественным путём – за ненадобностью. Последний человек, вечно пьяный индивидуалист, с «особым» мнением по любому поводу, выглядит просто нелепо в сравнении с целесообразностью животной сущности нового мира. Не знаю, что находят абсурдистского в этой пьесе, по моему очень жизненный материал. Играли замечательно, убедительно раскрыть столько смыслов - это сценический подвиг, не меньше. А+, смотреть ВСЕМ, молодым особенно.
Люблю саму пьесу Эжена Ионеско, по которой поставлен спектакль. По-моему, все получилось: очень точно, аккуратно, стильно (почему-то именно такое слово возникает). + визуальное решение постановки показалось очень интересным и соответствующим атмосфере пьесы.
Мне нравится Ионеско. Мне нравится "Носорог".
И мне кажется, что он создан, чтобы ставить его на сцене.
В театре Фоменко всегда делают очень профессиональные постановки - кто куда и когда идет, во что он одет, что в это время играет на заднем фоне - все это выверено до мелочей.
Но почему-то нет души. Вот такое у меня ощущение от спектакля.
Скажу честно, философия автора произведения, по которому ставили этот спектакль мне не близка, но постановка Поповски замечательная. Быстрота смены декораций просто потрясает, отличная музыка, блистательная игра актеров, даже сложно выделить кого-то и именно вот это мне и нравится в мастерской Фоменко, что там даже самая незначительная роль играется актерами так, как будто они изображают Гамлета на сцене. Галина Тюнина перевоплощается из эстетичной француженки в элегантном оранжевом миниплатьеце в седоволосую и толстозадую Мадам Беф и эти два абсолютно разных образа не накладываются друг на друга - абсолютно два разных персонажа, сыгранные одной актрисой - вот , что значит мастерство! Олег Нирян - ну это что-то с чем-то.....даже сложно подобрать слова, но он своим мастерством и игрой завораживает так, что ты забываешь про главного героя этого спектакля. Сцена с импровизацией болота , наверное, один из ярчайших моментов спектакля. Три с половиной часа пролетают как одно мгновение - однозначно надо идти!
То, что десятиления назад было непривычным, сложным для восприятия, становится прозрачным, почти притчей. Не надо ругать спектакль за легкость, веселье, суматоху. Так и должно быть, панический страх приходит в солнечный полдень. В пьесе, разрушающей все иллюзии, смех - это освобождение. Всех поймали, гордого - на гордость, умного - на ум, чесного - на честность. Смысл никуда не делся. Отточенные афористические фразы не провисают, не застывают, а работают, как и должны.
Игра актеров прекрасна. Режиссура не покоробила ни разу, ничего лишнего, все оправдано. Надо обладать большой культурой, помимо таланта, чтобы поставить "Носорога" так - без указующих перстов. Спасибо.
Прочитав очень противоречивые отзывы, шла на спектакль с небольшой опаской, но с интересом. Осталась в невероятном восторге! Таких впечатлений давно не получала. Не согласна, что спектакль только для искушенного и подготовленного зрителя, мое мнение- он для всех и для каждого!
При всей абсурдности, показанное на сцене- правда, это как зарисовка с нашего общества, которое иногда (слишком часто) кажется еще более диким, чем стадо носорогов... А личностей мало, люди стремятся за толпой и затаптывают свою индивидуальность, им гораздо проще слиться с "серой массой" и быть "как все"... Очень мудрый спектакль, глубокий и тонкий. И низкий поклон прекрасным актерам, все играют феерически!
Записки дилетанта.
№ 45. Мастерская Петра Фоменко. Носорог (Эжен Ионеско). Реж. Иван Поповски.
Прививка от бешенства.
Пьеса драматурга Эжена Ионеско, классика театрального авангарда и одного из основоположников «Театра абсурда» (или «Театра насмешки» - этот термин был ближе автору), была написана в 1960 году и пережила множество постановок по всему миру и до сих пор не утратила актуальность. Публика не сразу приняла Ионеско - он шутил по поводу бурных скандалов, сопровождавших его спектакли: «если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф». В Москве, запрещённого в Советском Союзе «Носорога» до «Фоменок» ставили лишь дважды. Таким образом, спектакль, поставленный режиссёром Иваном Поповски, родившемся в Македонии (на сегодняшний день он поставил четыре спектакля для театра) – явление на театральном небосклоне достаточно редкое.
В пьесе в аллегорической форме показано завоевание общества определённой идеологией. Лишь считанные единицы способны разглядеть казалось бы очевидную опасность и не стать «носорогом» как все. Интеллектуальный конформизм и толерантность незаметно превращают сбившееся с пути общество в стадо рычащих толстокожих животных. Жертвами становятся все: и мужчины, и женщины, и молодые, и старые, и богатые и бедные. Все. Даже самый непримиримый персонаж - правдоруб Ботар сдаётся со словами: «Нужно идти в ногу со временем!». Из «честного» человека получается «честный» носорог. В блестящих, остроумных диалогах высмеивается безжизненный формализм логики, сугубо рациональный подход, приводящий к абсурду: «Все кошки смертны. Сократ смертен. Следовательно, Сократ — кошка …А ведь верно, моего кота как раз и зовут Сократ… Значит, Сократ был кошкой! …Так нам сейчас доказала логика».
Единственный, кто к финалу избегает психологически уютного "оносороживания" - критически мыслящий по отношению и к окружающим и к себе, пьющий нонконформист Беранже. Этот одиночка скверно выглядит: небрит, непричёсан, помят, вечно мается похмельем, несерьёзен, «ни о чём не думает», на работе пассивен и вял, полон страхов и неуверенности, но именно он не сдаётся, готовый защищаться один до конца против всех, чтобы остаться «последним человеком». Именно у неудачника (для большинства) Беранже хватает внутренних интеллектуальных и душевных сил, чтобы устоять в схватке против общества и именно этот хрупкий и ранимый человек выходит из неё победителем. Все остальные, несмотря на свою кажущуюся неколебимость, самоуверенность, облачённые в панцирь из социальных доспехов рано или поздно ломаются будучи не в состоянии сделать единственно правильный нравственный выбор – остаться собой, не поддавшись желанию быть «как все», комфортным большинством, бессмысленным звериным стадом.
Иван Поповски создал на сцене светлое, домашнее, сказочно-уютное пространство, разноцветный провинциальный мирок с мягкими цветами в пастельных тонах. Но с первых же минут на краю сцены контрастом появляется мрачная, чёрно-белая обезличенная, немая троица в котелках (напоминающая персонажей Рене Магритта) с забинтованными лицами, издающая глухое, угрожающее рычание (не прекращающее негромко звучать из динамиков и в антракте, поднимая градус тревожности и создавая специфическую атмосферу). С течением времени присутствие тёмной, незримой силы, которую они символизируют, будет всё назойливей, явственней, отчётливее. Обыватели у Ивана Поповски постоянно находятся вместе, они близки и дружны, представляя собой одно целое. Эти люди заодно, даже если спорят друг с другом. В их танцах видна синхронность. Людская масса символизирует, таким образом, единую социальную общность.
Главной задачей режиссёра стояло показать процесс трансформации, то, как мир людей под натиском «носорогов» превращается в мир зверей, как поддаются, психологически ломаются люди, становясь животными. Центральное, переломное место спектакля занимает плавная, оригинально придуманная и скрупулёзно показанная метаморфоза, происходящая с Жаном (Олег Нирян), приятелем Беранже. Персонаж понимает, что болеет и сопротивляется, как может, но хватает его ненадолго. Он кричит, шумно фырчит, чешется, бегает по кругу, опрокидывает предметы, пожирает апельсины с кожурой, валяется, купается в грязи. Постепенная утеря человеческого содержания, морали завершается утерей человеческого облика. Последними словами становятся: «Я тебя растопчу, растопчу!». Непосредственно носорогов режиссёр старается не показывать, ограничиваясь намёками, силуэтами, тенями, рёвом, но этого оказывается вполне достаточно.
Процесс трансформации затрагивает всё и вся: и человеческие личности (знакомых, коллег, друзей, возлюбленную, наконец) и декорации (двор выворачиваясь наизнанку предстаёт офисом, затем квартирой, и напоследок маленькой каморкой главного героя). Мир заполняется агрессией, сжимается раз за разом вокруг Беранже. Крепко сбитый, дружный и жизнерадостной человеческий социум по злой воле неотвратимо превращается в толпу животных. Носороги незаметно становятся фактом, данностью и к ним привыкают даже скептики, превращаясь в апологетов. Отдельного слова заслуживает выбор исполнителя главной роли - харизматичного Кирилла Пирогова, органичного в ней настолько, что, кажется, играющего самого себя.
Прочтение пьесы Иваном Поповски очень подробно, во многом буквально (вплоть до клинически точно воспроизведённого фырканья, которое издаёт Ботар), но от этого выиграют зрители не читавшие текст. Обратной стороной такого метода является некоторая затянутость, но она скрашивается благодаря фирменной Фоменковской лёгкой подаче, воодушевлённой игре актёров и эмоциональным диалогам.
Тема, поднятая в спектакле исключительно важна для любого, особенно такого политизированного как наше общества, где каждый является в той или иной степени «носорогом». «Оносороживание» непрерывно идёт со всех сторон, поэтому так необходимо иметь интеллектуально «противоядие» в качестве которого спектакль и выступает. И тот факт, что «Носорог» успешно идёт на сцене Мастерской Петра Фоменко уже более десяти лет вселяет надежду и придаёт оптимизм.
Носорог
Иван Поповски
Э. Ионеско
Мастерская Петра Фоменко
Легкий французский шансон, много цвета и света, городская площадь, неспешные горожане…казалось бы, жизнь идет себе и ничто не предвещает ничего плохого… только вот время от времени в голос городской жизни начинает вклиниваться хор безликих носорогов, и сразу меркнет свет, веет каким-то холодом…
Люди по одному превращаются в носорогов. Сначала все видят пробегающего носорога, и он их пугает, всех кроме Беранже, который как-то запаздывает с реакциями. Носорог пробегает второй раз и давит кошку Тюниной, по этому поводу устраиваются похороны.
Дальше «оносороживание» принимает массовый характер. На 3-х персонажах ярко показывается, КАК это происходит. Первый – Жан, друг Беранже (по-моему, Нирян великолепен в этой роли). Наверное, это ключевая, и точно самая яркая и интересная сцена спектакля. Жан, привыкший в противовес Беранже, плывущему по течению, идти к цели напролом, напрямик, и впрямь превращается в идущего напролом носорога. Сначала он начинает видеть их красоту, они ему нравятся, они «такие же существа», затем у него начинает болеть голова (растет рог), меняется голос и кожа. Взамен морали Беранже он предлагает природу, хочет «вернуться к первобытной чистоте», и, наконец, строит себе из кровати и цветов «болото», и так сказать, в нем « находит свое счастье». Сцена вроде бы смешная, но как раз в ней показывается то страшное перерождение, которое происходит со всеми героями. Вторым, на глазах у Беранже, превращается Дюдар, который тоже начинает видеть в них природное простодушие, простоту, они «играют», они «большие дети»…
Ко второму действию пространство сужается до размеров комнаты, шансон уже не звучит, его сменяет музыка Малера, поддерживающая трагизм обстановки и этого сужающегося мира. Вообще второе действие по сравнению с первым - серое почти бездейственное – чем меньше индивидуальностей остается, тем тусклее, серее становится мир.
Так сразу и не поймешь чего здесь больше: трагичного или комичного. Комичными выглядят все горожане: вечно нетрезвый помятый Беранже (кажется, Пирогову ничего особенного и не пришлось здесь играть, типаж, по-моему, вполне его, думаю, он идеально вписался) на фоне своего собранного правильного друга Жана; Логик со своими силлогизмами, Тюнина-кошатница, строгий безумный и эффектный «шеф» - м-е Папийон (Тюнин). Тюнину во второй ее роли м-м Беф изменили до неузнаваемости – подкладки на все тело, и в особенности ноги…и вот уже стройная Тюнина превратилась в полненькую женушку, которая узнает в рёве одного из носорогов голос мужа и буквально выпрыгнув из юбки она «летит» к нему. И здесь же, в контраст всему этому цветному веселому носорожьему миру - трагизм одиночества Беранже. Сначала один слабый безвольный несоответствующий ИМ, сильным, волевым, знающим, чего хотят и идущим к своей цели. И в конце снова – один против всех, но один «неоносорожившийся», один устоявший, лишний человек в мире коллективного носорожьего сумасшествия. Он не соответствует им, так как «середина, посредственность – вот, что считается нормальным», а он выбивается из их рядов.
Стойкость и твердость характеров всех героев оказывается видимостью, она (стойкость) существует до тех пор, пока их не подкашивает эта «болезнь». Выстаивает же только мягкотелый Беранже, сначала безразличный безучастный ко всему, потом увлекшийся подсчетом рогов у африканских и азиатских носорогов, переживающий за друзей, обретающий силу на борьбу…а после превращения Дези, которая также поддается красоте, «пению» носорожьего стада, Беранже поддается панике, сомнению, признает, что был неправ, но «оносорожиться» теперь не получается, поздно. Тогда остается только выстоять против них. И в финале он с ружьем идет на борьбу с носорогами. Вместо ружья Поповски предлагает свечу, чтобы освещать путь в сером тесном темном, сужающемся ко второму действию до размеров комнаты, мире носорожьей идеологии, и зонт, чтобы защищаться, ограждать себя и свет вокруг от потоков коллективной болезни.
Если говорить о названии, почему «Носорог», а не «Носороги», ведь вроде бы носорогов как раз стало много. Но носорог – животное не стадное, а так сказать «одиноко пасущееся». Получается, что Беранже у Поповски и остается таким одиноким носорогом против толстокожих людских табунов, которые гонятся бездумно в одну непонятно кем заданную сторону. Его же безвольность и такая непохожесть на них служит своеобразным «панцирем», носорожьей кожей или рогом, которые позволяют ему не затесаться в ряды «людей».
Если говорить о минусах спектакля, то для меня это только некоторая затянутость, но, с другой стороны, текст здесь очень важен.
Нестандартная постановка для большой сцены Мастерской, скорее нестандартное произведение было выбрано. Мы привыкли, что в Фоменко идут канонические спектакли по классике. Очень красивые. Очень достоверные. Из-за этого, порой, скучноватые. Что может многим не понравиться.
Но этот спектакль дело другое. Сам сюжет нас сразу интригует, ибо само произведение о том, как люди превратились в носорогов. А как это произошло и почему, можно узнать, сходя на эту прекрасную вещь. Вам точно не будет скучно, скорее вы будете сидеть и смеяться. Смеяться над той глупостью, которая льется со сцены, что, следуя логике, собака - это кошка и многое другое. И вы не будете замечать, что это и про вас и смех этот горький, на самом деле. Вы тоже можете однажды проснуться и обнаружить у себя на лбу рог или два..Ведь лучше превратиться в животное и быть в стаде, чем быть совсем одному
Или не лучше?
Очень обидно, что актуальнейшая пьеса о оскотинивании людей и зарождении фашизма была поставлена так, что многие смотрят этот спектакль как странную комедию, много и довольно смеются. Режиссер никак не мог закончить спектакль , последняя часть просто вымученная. Очень большое разочарование. Особенно на контрасте с постановкой Беликовича на Юго-Западе.