Драматический |
16+ |
Юрий Грымов |
1 час 55 минут, без антракта |
На прошлой неделе состоялась премьера спектакля «Ничего, что я Чехов?» в театре Модерн. Режиссер Юрий Грымов посвятил спектакль Году Театра в России. Здесь мы видим подлинную жизнь актеров: их страхи, переживания, место сцены, театра, кино в их жизни. Юрий Грымов сказал: «После Чехова вы можете называть меня театральным режиссером!»
Спектакль поставлен по пьесе Екатерины Нарцизовой-Шипуновой. Когда Юрий познакомился с этим произведением, он сразу же показал его своим друзьям и коллегам. Единственный вопрос, который он услышал в ответ: «Как это можно поставить?» Материал достаточно сложный.
Этот спектакль - полная заслуга режиссера Юрия Грымова. Он нашёл это невероятно интересное и мощное произведение. В каждой сцене узнаваем особый почерк Юрия. Он умеет создавать «волшебство», эффектные и яркие моменты, может заворожить зрителя, полностью погрузить его в происходящее на сцене. Режиссерских находок очень много. Их все никак не перечислишь, скажу вам одно, это нужно видеть!
Речь в спектакле пойдет о племяннике Антона Павловича Чехова – Михаиле Чехове – выдающемся актере, театральном режиссере, педагоге; и о его бывшей супруге – Ольге Чеховой – русской и немецкой артистке, государственной актрисе Третьего Рейха, тайном агенте трех разведок.
За время спектакля мы с вами узнаем обо всех ключевых моментах из жизни Михаила и Ольги. Увидим, какие взаимоотношения связывали артиста с Евгением Вахтанговым и Константином Станиславским. Подсмотрим, как Михаил обучал актерскому мастерству Мэрилин Монро.
Об Ольге мы тоже узнаем много интересных фактов. Увидим, как легко, играючи она стала звездой немецкого кинематографа; как складывалось ее общение с Гитлером, как артистку допрашивала советская разведка. Узнаем обо всех ключевых переживаниях и потерях актрисы.
Хочу вам рассказать о трех сценах, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
В первой - Михаил Чехов один в темной комнате, окруженный безликими фигурами. Актер рассуждает о театре, о своей роли в нем, о том, что он иссяк, как артист и не видит своей дальнейшей судьбы в театре.
Вторая сцена, наверное, моя любимая: мы видим одновременно Чехова с Ольгой в молодом и уже зрелом возрасте. Они ведут свой диалог перекрестно. Очень сильный момент, в котором состоявшиеся артисты выпускают красный шарик в небо, а молодые – его ловят.
Третья сцена – Ольга сидит посередине, все пространство вокруг нее начинают занимать красные шары, падающие с неба, которые символизируют ее надежды. И эти надежды и мечты «лопаются», разбиваясь о внутренние страхи и переживания.
Мне очень понравилось, как была обыграна номинация на Оскар Михаила Чехова (он был номинирован за роль в фильме Хичкока «Завороженный»).
Главных роли здесь четыре: Ольга (в раннем и зрелом возрасте) и Михаил (также в юности и уже состоявшийся актер и режиссер).
Роль Чехова в период становления исполняет Александр Горелов. Этого артиста я полюбила после того, как увидела его игру в «Матрешках на округлости Земли» . Это невероятный, глубоко чувствующий актер. Ты просто веришь каждому его слову, каждой его эмоции. Его речь убеждает тебя в происходящем.
Роль Чехова в зрелом возрасте исполняет народный артист России Петр Воробьев. Он сейчас служит в Орловском Академическом драматическом театре им. И. С. Тургенева и приезжает в Москву специально для нас, зрителей, чтобы показать свое мастерство в театре «Модерн». В минуты эмоциональных потрясений на лице его персонажа дрожит каждая мышца. Настолько живая мимика, трогающие за душу эмоции!
Роль Ольги (Фрау Чехов) исполняют две очень сильные артистки. В период становления Ольги, как актрисы и личности , ее играет Мария Орлова. Мне очень понравился ее образ в диалоге с немецким режиссером: она сама себя придумала, сама сделала себя известной и знаменитой.
В период зрелости роль Ольги исполняет заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова. Ей досталась, пожалуй, самая драматичная роль в спектакле. На ее глазах практически все время блестят слезы. Мы видим перед собой невероятно стойкую женщину, которая не теряет себя ни перед Гитлером, ни перед Берией, она сильнее их всех...но и у сильных женщин есть свои секреты... переживания, бесконечно терзающие их на протяжении всей жизни.
Хочется отметить, что труппа в «Модерне» невероятно мощная. Ты обращаешь внимание и на массовку, и на актеров, занятых в небольших, но ярких ролях.
Декорации? Не могу сказать, что здесь они есть. Темная стена, а на ее фоне мы видим кубики, которые при желании наших героев превращаются в льдины, камеру, стул…
Очень тонко выстроена работа света. За это мы поблагодарим художника по свету Антона Исаева. Мы видим четкие линии, яркие лучи, позволяющие идеально сформировать новое пространство, осветить именно то, что значимо в этот момент, создать неповторимые эффекты.
За музыкальное оформление, как и обычно бывает в этом театре, снова следует поблагодарить Юрия Грымова. Когда режиссера спросили, как же он подбирает музыку к своим спектаклям, он ответил, что просто знает, где какая музыка должна звучать. Это гениальное чутье. Мне всегда нравится музыкальное оформление его спектаклей от открытия занавеса до поклона.
Спектакль произвёл на меня сильное впечатление. Придя домой, я сразу же бросилась изучать материал по теме. Вам я рекомендую сделать это перед спектаклем. На сцене мы увидим Константина Станиславского, Мэрилин Монро, Гитлера, Лаврентия Берию – всех тех людей, которые повлияли так или иначе на судьбу наших героев.
В этот театр хочется возвращаться бесконечно. В каждой постановке я нахожу что-то новое. Всегда можно встретить интересные и свежие решения. Здесь ставят спектакли, после которых тебе хочется читать, изучать книги, да и просто думать. Они оставляют очень приятное послевкусие. Уже со второго-третьего спектакля, просмотренного в этом театре кажется, что ты пришел гости к хорошим друзьям...а после пятого спектакля... в этом театре становится комфортно, как дома.
Ты располагаешься в уютной комнате с книгами, или отправляешься послушать игру полюбившегося пианиста.
Еще раз: поздравляю театр «Модерн» с такой сильной невероятной премьерой!
Премьера 8 февраля 2019 в театре "Модерн".
Спектакль Юрия Грымова по современной пьесе про кумиров вековой давности.
Она, пьеса, если абстрагироваться от зрелищной стороны и подумать о литературной сути, может показаться выстроенной на общих местах и расхожих анекдотах - про Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Ольгу Книппер и, главное, про Ольгу Чехову - ту самую звезду немецкого кино, в молодости год пробывшую замужем за Мишей Чеховым. Сколько в пьесе фактической правды, а сколько - домысливания и выдумки автора? Сначала я с апломбом того, кто варится в теме Московского художественного театра много месяцев и все равно считает, что ничего не знает, думала, что это предельно важно. А потом режиссер убедил меня, что это не важно вообще, и в этой истории правда - ингредиент, пожалуй, даже лишний. К концу спектакля я уже прочно верила, что именно так все и произошло в какой-то параллельной реальности и что вот это передо мной сидит самая настоящая Ольга Чехова, агент (якобы) трех разведок, что она умирает от рака мозга и мучается жалостью ко всем, кроме себя.
Спектакль Грымова поднялся на высоту самостоятельного художественного произведения, став рассуждением про жизнь вообще и про бессилие человека перед собственной судьбой, про трагедии нашей страны и про сложный XX век в целом ("Чтобы я еще хоть раз женился в год революции!" - орет Миша Чехов со сцены).
В МХТ сейчас идет "ХХ век. Бал" Аллы Сигаловой. Я там не была, но очень хотела и примерно представляю себе эту идею - в образах и музыке показать прошедшее столетие. Так вот, не покидало ощущение, что "Чехов" - это и есть "ХХ век. Бал". Тем проще было так думать, что в спектакле много красивой, тонкой музыки и очень много грации.
Конечно, всех покорила находка с танцем воздушных шариков, и я до глубокой ночи не спала, гадая, как же это сделано. Хоть Станиславский и ругал ругательски такой ход мыслей зрителей и их внимание к технической стороне, но в данном случае эта сторона уж очень западает в душу.
Кстати, о Станиславском. Да, его показали карикатурно, но это совсем не вызвало отторжения у страстной почитательницы КС в лице меня. Здесь так же схвачена его суть в иронической форме, как в "Театральном романе" Булгакова. Захотелось пересмотреть эту сцену и уже честно позволить себе посмеяться над маленькими слабостями очень великого человека, не переставая от этого любить его.
Все время преследовала мысль: а тем, кто не знает ничего про Константина Сергеевича, про Вахтангова, кто думает, что Чехов был только один, Антон Павлович, - им сложнее воспринимать происходящее? Пришла к выводу: процентов на 10 должно быть сложнее, не больше.
Кстати, об Антоне Павловиче. Когда Ольга Чехова говорит Берии: "так забавно, Антон Павлович... теперь вот Лаврентий Павлович" (не ручаюсь за дословность), в этом видишь всю соль произошедшего с Россией за какие-то несколько лет Непоправимого. Для меня как минимум половина настроения спектакля сконцентрировалась именно в этой фразе ироничной фрау Чехофф.
Кстати, о настроении спектакля. Это же именно спектакль настроения, как была в свое время "Чайка", когда Немирович вытащил ее из помойки истории после провала премьеры в Александринском театре, и сделал символом театра Художественного. А в Александринском за два года до Немировича никакого настроения никто не почувствовал - играли, как обычно. Важно его поймать, это настроение, и тогда совершенно очевидно, что весь спектакль Грымова, на первый взгляд состоящий из эпизодов и не имеющий четкого сюжета, - есть одна сплошная линия.
Еще радость, чисто для меня (и еще одно спасибо автору пьесы) - упоминание великого "Васеньки Качалова", пусть и не в самом приятном контексте поношения заплывшего жиром и самодовольством МХТ. Опять же, удивительным образом это не злит и не оскорбляет. Наверное потому, что уместно и оправдано настроением.
Про сценическую оправданность и вообще Правду на сцене Станиславский писал в одном из писем про такой случай. Как-то раз на одном спектакле, где сам КС был зрителем, главный герой снял с себя штаны и стал хлестать ими свою тещу. Но никто в зале не удивился и не воспринял это как ненужный эпатаж: напротив, все были уверены, что только так мог поступить герой в его обстоятельствах. Потому что всем предыдущим сценическим действием актер подводил зрителя к логике поступка своего персонажа.
Наверное, именно этим захватывает и грымовский спектакль: все сценически оправдано, все правдиво. Здесь нет сцен ради сцен и слов ради слов.
Вообще ощущение, что весь спектакль - чей-то сон (или, скорее, цепь сновидений). На это намекает и главная героиня в последних монологах, вспоминая про увлечение Михаила Чехова сознательным сном.
И в какой-то момент уже больше не хочется думать о достоверности пьесы, о возможном искажении образа великого русского актера Михаила Чехова, о том, что Станиславский на сцене сантиметров на 20 ниже настоящего Станиславского и шевелюра не та, и обо всем подобном. Просто перестаешь жить такими мелкими заботами.
У Грымова в итоге получился сон про то, что все мы пережили. Мы - это поколения русских людей с конца 19 века. Европа и Америка тут тоже органически вплетены. И даже Мэрилин, которая, конечно же, в биографии Михаила Чехова была лишь эпизодом, позже по понятным причинам раздутым, - даже она здесь кстати.
И песня Элвиса при опускании занавеса говорит о том, что этот спектакль - про каждого из нас и про нас как общность, про наш мир, про наш век и про то, с чем приходится бороться и через что проходить, а жизнь все равно всех победит и всех под себя подомнет (как модно говорить, укатает).
Вне всяких сомнений пойду еще раз - чтобы сосредоточиться на моментах, которые ускользнули, и чтобы увидеть и услышать все из первых рядов. Ближайший спектакль - 23 февраля.
P.S. Подслушанные разговоры в гардероде после спектакля: "Да, я в театре. У меня нет слов, я в раздрае. Нет, не могу описать, про что. Но ты обязана пойти". Остальные речи - в том же ключе.
7 февраля в театре Модерн состоялась премьера нового спектакля «Ничего, что я Чехов?» по пьесе Екатерина Нарцизовой-Шипуновой. Спектаклями по пьесам Чехова сейчас никого не удивишь, они идут во многих театрах Москвы. Чем же необычна постановка Юрия Грымова? Прежде всего, тем, что она не имеет никакого отношения к Антону Чехову, а посвящена непростой жизни Ольги Чеховой – первой жены Михаила Чехова. Невероятная судьба этой женщина до сих пор полна тайн. Некоторые события своей жизни она выдумала, что даже не скрывала.
Спектакль начинается очень неторопливо. Но рука мастера становится видна сразу. Визитная карточка Юрия Грымова – профессиональная работа со светотенью при довольно темной сцене и искусно подобранная музыка. В новой постановке к черно-белому фону добавляются яркие красные пятна – шары, флаги и платье Мэрилин. Меня всегда восхищает сценическая картинка. В этот раз я будто бы попала на выставку картин, каждая из которых показывает в историческом порядке фрагмент жизни главной героини, выписанных на холсте крупными мазками. Это так затягивает, что теряешь счет времени.
На сцене мы видим двух Чеховых и две Ольги – в молодости («становление» ) и в более позднем возрасте («эпоха»). Молодую Ольгу играет Мария Орлова, а Возрастную – Анна Каменкова. Актрисы неуловимо похожи и очень органично дополняют образы друг друга. Михаила Чехова сыграли Александр Горелов и Петр Воробьев. Фигура последнего особенно интересна, потому что всячески выделяется режиссером. Юрий Грымов увидел Петра Воробьева в Орловском драматическом театре совсем недавно и практически сразу же пригласил его играть в «Модерн». И это достаточно интригующий поступок, - ведь актеру 76 лет. И он находит и силы, и желание, и талант приезжать на репетиции и спектакли. А играет он, безусловно, очень талантливо, и на самом деле заставляет восхищаться собой.
Кроме главных героев в спектакле можно увидеть таких одиозных личностей как Адольфа Гитлера, Еву Браун, Лаврентия Берию, Станиславского и Мэрилин Монро. Люди, которые сейчас являются историей, встречались на жизненном пути Чеховой.
Да и сама пьеса, несмотря на то, что ее практически невозможно транспонировать для сцены, как было сказано на конференции, написана интересным языком. И будет наверняка растащена на цитаты. Из пресс-конференции: «Это не пьеса в прямом понимании слова: структура, концепция и т.д. Я бы сказал, что это большая научная работа с эмоциональным зарядом автора… Это не пьеса в прямом нашем понимании и не сценарий. Я бы назвал, что это расширенный большой синопсис заявки на фильм об этих людях. И мне это понравилось… Скажу честно, что для меня это было сложно физически, технически, нравственно дойти до конца. Я даже думал вернуть деньги в департамент культуры…»
Из пресс-конференции Юрия Грымова: «…осознание жизни, потому что и Гитлер живописец, и Берия – менеджер, отвечающий частично за искусство. И за воспитание поколения. Он же искренне переживал, дети новой формы, что вы увидите. Понятно, что он – монстр. Все мы это понимаем. Но он искренне за это бился, совершал преступления и т.д. Также и Гитлер был раздавлен. Гитлер был полностью раздавлен картинами художника из Витебска… Шагалом. Он был раздавлен, по мнению Гитлера, этой мазней. Что это за мазня? Гитлер рисовал «лужок-коровка». И вдруг он увидел толстую тетку, летящую по небу. И Гитлера это раздавило полностью, как художника. И вообще я считаю, что из-за этого он начал войну. Зря смеетесь, мы это покажем. Увидите. Самое страшное, когда вас унижают, и вы сами себя унижаете на уровне художника. Вы видите то, что создано на столько порядков выше… И Гитлер сам, как художник, понимает, что не дотягивает. Он осуждает эту летящую еврейскую женщину в облаках мазней, понимая, что он сам как раз и есть мазня. Из-за этого возникают войны…»
Я без сомнения рекомендую спектакль всем друзьям. И благодарна Юрию Грымову за еще одну талантливую постановку.
Со смешанными чувствами я шла на этот спектакль, увидев фото в Инстаграмм театра Модерн, не могла понять, как в истории о Чехове, пусть и не Антоне Павловиче, вдруг оказалась Мэрэлин Монро, Гитлер и Берия?
О родственниках А.П. Чехова я ничего не знала, а зря - оказывается о жизни его племянника Михаила и его первой жены Ольги можно снять не один остросюжетный фильм....
Оба (но в разное время ) покинули Россию после революции 1917 года, оба жили и снимались в Германии, только Михаил после 10 лет странствий по Европе переехал в Америку, создал свою актерскую школу и добился успеха в Голливуде, а Ольга осталась и получила звание Государственной актрисы Третьего рейха... - но не спешите кидать камни, ведь здесь далеко не всё так однозначно и уж, тем более, просто...
А ведь за этими краткими фактами скрываются удивительные человеческие истории неординарных личностей, которые были знакомы с настоящими легендами, и повлияли на судьбы знаковых политических и творческих деятелей XX века.
При минимальном наборе декораций спектакль производит максимально сильное впечатление благодаря потрясающему музыкальному и звуковому сопровождению, блестящей актерской игре двух пар Чеховых - молодых Михаила и Ольги, и Ольги и Михаила на склоне лет, но не склонившихся под напором жизненных испытаний, и конечно, же, особенному, смелому, где-то даже слегка шокирующему, трогающему до глубины души режиссерскому прочтению оригинального произведения нового для меня автора Екатерины Нарцизовой-Шипуновой.
Браво, браво, браво, и огромное спасибо за подаренные эмоции, новые интересные знания и незабываемые впечатления от этого театрального шедевра.
Юрий Грымов постоянно удивляет зрителей и превращает каждый спектакль в нечто потрясающее и самобытное.
Я не всегда и не все в его творческих замыслах понимаю, но в данном случае все сложилось :))
Не мало интересных мыслей, услышанных со сцены, теперь крутится в моей голове, спектакль заставляет думать и сопереживать, удивляться и ужасаться, восхищаться, улыбаться и плакать...
Заканчиваю отзыв цитатой, которая запомнилась особенно: "Глупо бояться физической смерти, по-настоящему бояться нужно фальши..."
Посмотрела в театре «Модерн» спектакль про русских артистов Михаила и Ольгу Чеховых, про их жизненный путь, прошедший через Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну.
Мне спектакль показался исповедью женщины, которая хотела наслаждаться жизнью, пусть и в сложившихся обстоятельствах. Она несколько раз выходила замуж, но все ли браки были по-любви? Она жила в нескольких странах, но какую из них она считала своей Родиной? Она мечтала быть артисткой, но где была её главная роль: в театре, в кино или в политике?
В наше время фамилию Чехов знают многие и ассоциируют с Антоном Павловичем, а кто помнит про его племянника Михаила Чехова? А ведь он был известным актёром, по приглашению Константина Станиславского работал в Московском Художественном театре и дружил с Евгением Вахтанговым. Позже снимался у Альфреда Хичкока в фильме «Заворожённый», за эту роль был номинировал на «Оскар». Разработал свою теорию сценического искусства, которой обучались Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и многие другие знаменитости Голливуда.
Ольга Чехова была первой женой Михаила, их брак не заладился, но на протяжении всей жизни они поддерживали отношения, возможно потому что их связывала дочь, а может быть потому что оба были истинными людьми искусства и их тянуло друг к другу. Нет сомнения, что Ольга была очень интересной и умной женщиной, вся жизнь её — это одна большая тайна, которая по сей день будоражит умы: была ли она агентом трёх разведок, какие отношения связывали её с Адольфом Гитлером, почему после войны и допросов Лаврентия Берия ей разрешили вернуться в Германию?
У Ольги было признание и достаток, но о чём или о ком она жалела всю свою жизнь — об этом повествуется в спектакле, сценарий к которому написала Екатерина Нарцизова-Шипунова. Вся постановка в тёмных тонах: чёрный задник сцены, декораций нет, в воображении зрителя чёрные полые кубы создают необходимую атмосферу, костюмы преимущественно чёрно-белые, лишь яркими пятнами вспыхивают Ева Браун и Мэрилин Монро — акценты расставляет свет, он, как и в других спектаклях режиссёра Юрия Грымова, играет важную роль.
Роль четы Чеховых показывают несколько актёров. В период становления Ольгу исполняет Мария Орлова, в период эпохи — заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова, обе Ольги похожи между собой, они аристократичные, с поставленной целью и грустью в глазах. Михаила в становлении играет Александр Горелов, в эпохе — народный артист России Пётр Воробьёв, в этом случае герои мне показались не похожими друг на друга, первый ищет своё предназначение, мечется, а второй уже обрёл и стал спокоен, только шутливая фраза в адрес Олиги, будто именно он научил её целоваться, напоминает что это один и тот же Михаил.
Интересно показан переход главных героев от периода становления к эпохе, на сцене две Ольги и два Михаила, они проходят рядом друг с другом, беседуют, фразы одной пары заканчивает другая пара. Вот она вся жизнь перед нами, как на срезе, словно разделительная черта между молодостью и зрелостью, между революцией и войной. Красный воздушный шарик, который держали Чеховы в становлении улетел вверх и тут же к эпохальным Чеховым откуда-то сверху опустился такой же шарик, словно напоминание о том что жизнь меняется, но они всё те же родные друг другу люди — это очень трогательно. Но до мурашек меня довела следующая сцена, когда на Ольгу стали опускаться сверху всё новые и новые воздушные шары, как дротики-мысли, которые потом кружились и взрывались в голове героини — это очень сильно и глубоко.
Словами можно описать атмосферу допроса Ольги с гулкими каплями и запахом сигаретного дыма, уход из жизни Евы Браун со следами потёкшей туши и нежеланием такого конца, по-детски ищущую понимания и любви Мэрилин — можно описать, но лучше увидеть и услышать, поэтому рекомендую посмотреть спектакль. Возрастной ценз 16+ , но есть сцены курения табака и несколько фраз ненормативной лексики.