Драматический |
16+ |
Михаил Барщевский |
1 час 40 минут |
Я посмотрела очень необычый спектакль "Неформат" от режиссера Михаила Барщевского, более известного как заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, действительный государственный советник первого класса, а также участник знаменитой телепередачи "Что? Где? Когда?".
В чем же заключается необычность данной постановки? Представление "Неформат" включил в себя живой разговор актеров со зрителем и даже ни разговор, а некий спор. Спор между героями разных поколений, национальности и нравственных ценностей. Были затронуты самые животрепещущие проблемы общества и сам Михаил Барщевский попытался их истолковать с юридической точки зрения сыграв самого себя в репетиции "спектакля в спектакле".
Здесь герои с эмоциями и чувствами вводят зрителя в противоречия. Между ними возникает спор, в результате которого раскрывается истина существования. Интересно было наблюдать за выразительной игрой заслуженной артистки России Ольги Лебедевой, её героиня состоятельная актриса. Она имеет большой жизненный опыт за плечами и точно знает о границах дозволенного. Игорь Скрипко, в роли молодого бедного художника, отстаивающего свою точку зрения. Его взгляды на жизнь совершенно противоположны.
Поразило перевоплощение актрисы Яны Прыжанковой в таджичку. Яркий акцент, повадки, рассуждения, техника исполнения - полное совпадение образа с персонажем уборщицы-мигрантки. Её появление на сцене буквально оживило происходящее на сцене и добавило некую "изюминку" спектаклю.
На протяжении двух часов было интересно, интригующе и не скучно, так как в пьесе соединены импровизация с авторским текстом. Местами казалось, не знаешь что произойдёт дальше. Серьёзные темы, наталкивающие на размышления разбавлялись юмором, зал смеялся и аплодировал. А в конце и вовсе зрителя ждал монолог, было неожиданно и креативно. Спектакль понравился, рекомендую к просмотру. Здесь каждый возраст подчерпнет для себя что-то интересное.
На днях мне снова удалось увидеть что-то неожиданное и новенькое в театре.
Смогли бы удержаться и не посетить, прочитав в анонсе: "Спектакль под названием «Неформат» поставил на сцене театра «У Никитских ворот», полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, действительный государственный советник первого класса, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Барщевский. ...В пьесе изящно сплелись авторские тексты с импровизацией и позицией автора и исполнителей" (с) ? Вот я не смогла! Но шла, честно говоря, не без определенных опасений. Во-первых, личность режиссера навевала на мысли о том, что постановка может оказаться слишком серьезно-заумной. Ну вот простите, да. Зритель тоже должен работать - это я понимаю, но... :) И во-вторых, нынче какие форматы только не испробованы на сцене и что именно можно ждать от "неформата" - совершенно непонятно!
Надо сказать, что спектакль начался с предостережения Михаила Юрьевича, что не особо добавило уверенности. Но дальше... Дальше все было очень даже замечательно, все мои опасения оказались совершенно лишними.
Те кто, как и я, с некоторой опаской относится к "неформату", может быть спокоен: эффект "театр в театре", в общем, не так уж и нов :) Оригинально здесь, пожалуй, то, что порой сложно отличить, где на сцене авторский текст, а где импровизация. Дело в том, что мы смотрим репетицию спектакля, в котором Игорь Скрипко играет молодого художника Михаила, а Ольга Лебедева - пожилую актрису.
Кстати, сам Михаил Барщевский выступает как автор пьесы, Денис Юченков - в роли режиссера, ну а Яна Прыжанкова выступила в роли уборщицы. Но вот когда репетиция прерывается, артисты оказываются Игорем и Ольгой, поразительно похожими на самих себя (ну, по крайней мере - для зрителя), так что сколько в происходящем собственно текста пьесы, а сколько импровизации - основная загадка :) Честно говоря, даже были мысли сходить еще раз позже просто чтобы сравнить ход спектакля.
Ну и главное - разговоры! Анонс не обманул - обсудить успели буквально все: и в рамках "репетируемой пьесы", и вне ее. Институт семьи, конфликт поколений, ЛГБТ, даже инцест и педофилия - только и слышен был стук приоткрываемых и захлопывающихся окон Овертона! ...роль личности в истории, неизбежность войн, роль денег, национальный вопрос и т.д. и т.п. Вопреки моим опасениям (не слишком ли серьезно все будет), все эти разговоры были больше похожи на обсуждения на кухнях: в меру умно, приправлено цитатами и экскурсами в историю и теорию, щедро сдобрено шутками (кажется, в основном за них благодарить надо Игоря Скрипко) - в общем, интересно. Конечно, за заявленные 1:40 все эти вопросы можно было не столько обсудить, сколько обозначить, так что вышли мы с подругой, активно обсуждая увиденное и продолжая развивать затронувшие темы.
Ну и раз про спектакль, то надо бы и о сценографии, костюмах и прочем, но увы - не знаю, чьих это рук дело :) Сценография идеальна и ненавязчива, спектакль может идти на любой, думаю, сцене, не обязательно таская за собой свои декорации. Костюмы так же кажутся естественными и простыми - но кто-то же их продумал! Ольга Лебедева великолепна в своем наряде! А Игорь Скрипко, по крайней мере, в начале, мне почему-то очень напомнил Кая из Снежной Королевы. Слегка выросшего, но что ж поделать ))
Ну и личное - не знаю, кто подбирал музыку, но за Вертинского спасибо! )) Редко его вспоминают.
В общем, появилась еще одна интересная, оригинальная, заставляющая задумываться постановка. И это хорошо! Спектаклю - полных залов, всем создателям - спасибо!
После творческого вечера М.Ю. Барщевского стало любопытно посетить его постановку "Неформат". Действительно, название говорит с амо за себя.
Диалоги актеров как никогда актуальны - вечные темы: семья, война, половая ориентация, законы. Очень приятно было увидеть приглашенных гостью, Ларису Рубальскую.
Рекомендую для любителей подумать и поразмышлять.
Необычность замысла, переплетение авторского текста с импровизацией актёров, их позиция (и самого автора!) на актуальные темы: институт семьи, роль денег, неизбежность войн, конфликты поколений и даже мини-лекция знаменитого юриста! Отдельно стоит отметить фишку спектакля - "говорящий гость". У нас это была Лариса Рубальская❤️
Спектакль “Неформат” Михаила Барщевского были интересен мне уже тем, что постановка знаменитого знатока из “Что? Где? Когда?”, уже нестандартный, неформатный сюрприз от заслуженного юриста, доктора юридических наук и др.
Я настроилась на загадку, решение ребуса и… не ошиблась!
Спектакль начинается как вполне тривиальная история: к актрисе (в блестящем исполнении Татьяны Веденеевой приходит в гости сосед, молодой художник Михаил - задумчивый Олег Парменов), ведутся диалоги о жизни, амбициях, месте под солнцем, карьере и прочем…
Но вдруг действие останавливается и… в процесс вмешивается сам Михаил Барщевский.
Анализируя действие спектакля, режиссёр будто вмешивается не в спектакль, а в саму жизнь, подвергая сомнению догмы и максимы…
Оживление вносит и уборщица, мечтающая стать юристом.
Режиссёр, в шутку пригласивший её оценивать действо, словно включает перезагрузку.
Действие развивается уже по-другому сценарию, происходит отход от классического сценария Достоевского (Михаил раздумал обогащаться за счёт Ирины), что-то сдвигается в сознании всех действующих лиц.
Интересны и лирические отступления с приглашённой гостьей (всегда позитивная Арина Шарапова) –рассуждения о жизни в формате откровенного разговора, на мой взгляд –самое ценное зерно.
Происходящему на сцене веришь именно потому, что откровенность, прямота и честность людей на сцене зашкаливают: этим-то и интересен этот неформатный спектакль ( с очень точно подобранным названием), который я бы назвала, скорее, диспутом.
После бесед режиссёра с актёрами и гостьей на сцене понимаешь, что у любого сюжета есть как минимум, пара вариантов развития событий (будто версии при ответе на каверзный вопрос известной телеигры), а человеку думающему всегда стоит задать себе вопросы, одни и те же с течением времени для самоанализа и самоконтроля.
Приведённые эрудированным автором исторические факты, казалось бы, никак не связанные с сюжетом, удивительным образом пересекаются с канвой спектакля.
Полагаю, что работа Михаила Барщевского гораздо шире и глубже, чем просто спектакль. Это глубокий психологический анализ нашей с Вами жизни, а зрелые рассуждения и мнения всех на сцене будут полезны каждому: и юноше, начинающему свой путь, и человеку элегантного возраста, свой путь осмысливающему, ведь не случайно сам Михаил Барщевский назвал свой спектакль “спектаклем для умных”. А я бы добавила, и “для думающих”.