Во МХАТе им. Горького премьера — «Мастер и Маргарита». Инсценировку булгаковского романа сделал Валерий Белякович, глава Театра на Юго-Западе, где одноименный спектакль идет с девяностых. Подвал, в котором обычно работает Белякович, по размерам уступает мхатовскому буфету, не говоря уж о сцене, но Беляковича это не остановило: он уже не в первый раз ставит в горьковском МХАТе. Его новая постановка идет четыре часа и внешне напоминает ту, что можно видеть на Юго-Западе. Обращенная к юной аудитории, она пользуется атрибутами, которые у многих режиссеров ассоциируются с молодостью: подсвеченный дым и электрическая музыка. Как в старой, так и в новой постановке режиссер использует в оформлении большие листы металла. На них проецируют рукописи, которые, как известно, не горят. Из этих же листов актеры извлекают самые разные звуки — от дребезга до грозовых раскатов. Говорят, это жесть.
Пишу сразу после просмотра.
Много света, мощная ритмичная музыка, энергичный Воланд, грохот железа и яркие групповые танцевальные сцены не дают соскучится, но не более того.
От такого лиричного и духовного произведения ждал нечто большее, но режисер видел роман по другому, а может быть актеры подобрались такие, что лучше ничего придумать было нельзя и зрителю был предложен технический вариант.
Из актеров порадовал Воланд, Коровьев, Пилат, Иешуа и Доктор великолепны 5+, Гелла играла на втором плане, но её этапажный вид впечатлил думаю, что всех мужчин лучше всякой игры, Бегемот играл тупого мешка шерсти, был практически незаметен.
Мастер не играл вообще, тупо цитировал заученный текст с безразличным лицом (устал наверное), Маргарита что-то постоянно надрывно выкрикивала со сцены, иногда даже не в попад. Просто ужасно!
Что сходил не пожалел, впечтление средне, хороший роман испортить сложно, постановка близко к тексту.
п.с.
В буфете театра не продают спиртное! Имейте это в виду! :)
В традициях театра:
Верю: сеттинг, свет, музыка, массовка, некоторые групповые сцены, Пилат, Каифа
Не верю (с последующим разоблачением): Воланд (это не Джокер с жестикуляцией итальянского паяца), Фагот (это не акробатика с элементами нагиевщины), Бегемот (этого вообще не видно, харизмы лютый ноль), Стравинский (нереальный психокошмар).
Эпик вин: монолог Матвея
Эпик фэйл: вся сцена в варьете, это театр, здесь можно было бы создать чудо. А получилась плоская картинка на грязной простыне
И еще: роман не был бы столь популярен без мелочей. Аллилуйя, в полночь, ты не похож на архиерея, Азазелло, и так далее. Этого просто нет. Вы убили изюминку романа, его основу, цитатник.
Вердикт: не вышло. В топку. По примеру Мастера. Он кстати ничего, тянет хоть и с интонациями Шифрина. А вот Маргарита... Бррр...
Боже мой, как любят подростки этот роман. Девочки – за Маргариту, мальчики – за Воланда. И все вместе за кота Бегемота.
Тогда как Мастер, смею предположить, все равно никому не интересен, своим романом и Понтием Пилатом.
Увы?
Поставил спектакль по роману Булгакова Михаила Афанасьевича режиссер Белякович В.
Что это означает? А то, что спектакль должен был оказаться интересным и понравится, и так и случилось.
А также в нем непременно должны были появиться трансвеститы. В романе их нет, но волей режиссера! Трах-тибидох.
Остается узнать, куда именно воткнут мужиков в платьях.
Да! Сцены в ресторане и варьете, ну конечно, там они так естественно смотрелись.
Роман «Мастер и Маргарита» впрочем, совсем не Театральный (об этом Булгаков отдельно высказывался, и тоже незаконченно), тут больше о романе, о страсти к литературе, потому так правильно и так круто, что звучит много текста на сцене.
И декорации – скрижали с посланиями
Так надо. Даже если публика требует казать ей картины (видеоряд) и чертей своих любимых .
Немного терпения и удивления (да пребудет с нами сила)..каких-то 4 часа на то, чтоб вспомнить вcе или почти все, что когда-то прочитали.
Касаемо музыки – это предопределено. Электронная, конечно, и женский вокал (выла какая-то ведьма). Впечатляюще, и для нервов горки американские.
То, что могло быть из романа Мастера
Трагедия и слава Понтия Пилата представлена достойно. И в то же время несколько поверхностно.
Манеры, стать, голос В. Клементьева в роли Понтия Пилата –так достоверно, а все остальное - и постановочно . Свет, поза, раскинутые руки крестом и взгляд будничный, без муки или грусти подобающей.
Группа Воланда – вполне цирковая, все будто с ярмарки сбежали. Яркие, красивые, и несколько не в себе. Они тут самые-самые. Как всегда.
Гелла – вызывающе красивая и лохматая, ноги такие, что зависть наша, женская, будет вечной. Коровьев – вызывающе жовиален, и еще мелок, подвижен, веки – красноватые, в тон векам – носки. Азазелло – вызывающе спортивен и нежен, ну и кот. Тоже был, скакал и вертелся.
Директор этого бродячего цирка, Воланд,( Михаил Кабанов) в помятых штанах, цилиндре, с мефистофелевскими повадками и выдающимся профилем, хоть на монету чекань.
В сцене надуривания почтеннейщей публики в московском варьете прям очень-очень мило кувыркались все, а вот на балу хотелос ь бы бОльшего. Это было как Карнавальная ночь с незабвенной Гурченко, но в купальнике и с рогами, в некоем ДК работников безумного профсоюза, только зрители не перед телевизором лежат, а в креслах, и ждут саспенса, причем е лютого. А тут – номера из фабричной самодеятельности, кто кого коварнее. «Я самый жадный, я беспощадный, я злой разбойник..» ну и так далее
Сцена в психушке – фи и Камеди клаб. Я про медсестру, остальные – просто забавные.
А вот в ресторане Грибоедов и в театре варьете – вот где мужикам было раздолье, и на каблуках, и в перьях, и в платье с открытой спиной. Феерия и диско. Йохохо. На балу у мессира- намного кислее веселились. Не умеют, собаки.
После спектакля, на бульваре слышала, как девочка жаловались, что Маргарита ей не та.
А мне как раз она очень показалась, точно в образ. Такая нервная, странная, глаза как у лани на персидской миниатюре, блеск лихорадочный, экзальтация, и не от самолюбия (я понимаю девочки хотят высокомерную и рыжую Маргариту, так нет же, нет!)
Но все представляют свое что-то. Меня Мастер не устроил. Шепелявил – это еще ладно, в психушке наколоть могли. Но равнодушный такой, ударенный. Из-под веществ химических выпустить бы его на сцену. Чтоб разморозился слегка, чучелко ведь должно не только роман написать, но и сжечь странички. Да так, чтоб мы вздрогнули, лежачие в креслах. Драйв нам всем надобен.
Поэт Бездомный, Берлиоз, Варенуха и Лиходеев – блеск. Юмор в актерах, через них переданный, не был плоским, напротив. Веселые, но не клоуны. Полюбила всех.
Мне не понравилось. Но это не значит, что совсем плохо. Радиоспектакль, точнее не скажешь.Для нечитающих школьников идеальный вариант для знакомства с произведением. Все точно, классически правильно, без всяких режиссерских домыслов и нововеяний. Скучный пересказ. К актерам никаких претензий, представлено качественно, за исключением Мастера. В такого не то что влюбиться, а хочется бежать. "Младший брат" певца Вячеслава Добрынина и по комплекции и по шепеляво-картавой речи (да простят меня за сравнение). Очень понравился Коровьев. Довелось посмотреть постановки других театров по этому произведению.Есть с чем сравнить. Не так правильно и точно, но увы, не в пользу МХАТа.
Довольно удачный спектакль.
Режиссер -- Белякович. не видела этого спектакля у него на "Юго-Западе", но эстетика та же.
Много движения, беготни, шумная музыка, гротеск, условная декорация.
Вместо декорации -- висят металлические щиты, актеры при необходимости из них извлекают разные звуки -- по преимуществу, гром и грохот.
По жанру спектакль -- большая масштабная и яркая иллюстрация к роману. В некоторых сценах актеры просто читают авторский текст, без инсценирования.
Хороша сцена бала у сатаны: люди-призраки в нарочито условных светлых одеяниях кружатся в вихре дьявольского танца.
Из актерских работ как всегда великолепен В.Клементьев (Пилат), конечно, Иобадзе (Коровьев), Дахненко (Левий Матвей). Двойная сцена Пилата с Левием Матвием действительно потрясла, наверно, это лучшая сцена в спектакле.
Но о чем Белякович ставил, я не поняла.
Очень ярко и очень иллюстративно.
Мысли и идеи нет.
Музыка, как всегда у Беляковича, довольно безвкусная, на мой взгляд: "Ave satani" Georgian, какая-то электроника и, видимо, саундтреки к фильмам ужасов. А на Варьете -- разухабистое попсовое.
У Булгакова в романе совсем другой саунд: он вообще был поклонником оперы.
В зале много школьников, и это хорошо: по крайней мере, это действо для них -- много светомузыки и спецэффектов, фантастики и жути.
Не сытыми бюргерами представляла я себе Мастера и Маргариту, нет, не ими. Испортили главные герои и замысел, и впечатление. Не хватило чего-то: может, стержня, огня внутри, может, наоборот, надлома. Непонятно...
Сам спектакль построен динамично, смотрится живо, много фишек (полет Маргариты чего стоит!), но надо заранее быть готовым к почти четырехчасовому действу.
Сходила на днях на спектакль «Мастер и Маргарита» в Московский Художественный академический театр имени М. Горького. Роман «Мастер и Маргарита» - моё любимое произведение Булгакова, но как-то так сложилось, что на театральную постановку я попала впервые. Было очень интересно, как режиссёр покажет эту фантасмагорическую историю. Мне кажется, она очень трудна для постановки.
В целом, мне спектакль понравился. Он решён в классическом стиле, очень близко к тексту романа. Декорации минимальны – это 12 стальных листов, которые подвешены на сцене. На них проецируется свет и изображения, в них актёры ударяют в особо патетических местах.
В спектакле чередуются сцены про игрища Сатаны в Москве и сцены из романа Мастера. Очень понравилась постановка сцены про представление Воланда в Варьете: в тот момент, когда Воланд говорит про москвичей, в зале включается свет, а потом, когда со сцены говорят про червонцы, на зрителей с потолка сыплются те самые червонцы! Сразу чувствуешь себя частью спектакля.
Что касается игры актёров, понравился Мастер (А.И. Титоренко), Иешуа (А.А. Чубченко), очень понравилась вся свита Воланда. А вот сам Воланд (М.В. Кабанов), мне кажется, немного переигрывает. Но больше всех очаровал А.А. Кравчук, игравший Ивана Бездомного. На финальной его сцене, когда он прощается с Мастером и Маргаритой, я даже прослезилась.
А вот сама Маргарита (И.Е. Фадина), к сожалению, расстроила, играет она очень неестественно, хотя внешне вполне попадает в типаж Маргариты.
Тем не менее, спектакль оставил приятное послевкусие, заставил еще раз пережить события любимого романа. Рекомендую к просмотру.
"Мастер и Маргарита" - это роман на все времена.
Кто-то найдёт в нём Христа , кто-то узнает о его существовании , ибо дьявольский промысел нам известен с детства и мы встреч с ним специально не ищем.
Но что будет , если он сам нас найдёт?
Воланд вступает в Москву.
На Патриарших прудах он устраняет неверующих в него коммунистов.
Одного под трамвай , второго в психушку.
Не критикуя , но подтрунивая над "чистым разумом" (в отношении мистики) партийных людей , которые свергли царя , спилили кресты на церквях , но считают , что за это ничего им не будет.
Самое время разгуляться Сатане и мы увидим это..
В психушке всегда есть последователи разных религиозных течений ,тут и Мастер скрывается от жизни в воспоминаниях.
Ему бы встретиться с Воландом , считает он.
Но он и за свою любовь побороться не может , и рукопись дописать сил нет , и сопротивляться окружающему бесчинству.
Меня всегда удивляло , что в названии романа выделены "Мастер и Маргарита" , ибо эти персонажи как сон на этом празднике жизни.
Гораздо больше , мне кажется , подошло бы название "Иешуа и Воланд".
По степени смирения Мастер является , в некотором роде, той самой жертвой , которую принёс Христос , но сейчас более гуманные времена , поэтому человека изживают из реальности другим способом..
Обобщая , скажу , что спектакль делает правильные акценты и мы дома опять перечитываем этот роман всей семьёй.
На этот спектакль , как и на разоблачительное шоу Воланда , почти никогда нет свободных билетов.
Тем , кто присутствуют на спектакле , дадут жару , пятничного драйва и дьявольского корпоратива.
Впечатляющая постановка при относительном минимуме декораций.
Как всегда у В.Беляковича , впрочем.
Вызывает беспокойство текущий тренд развития театра, но что есть… Это спектакль старый, но стоящий.
Работать над этим произведением жаждут многие, многие же сталкиваются с всякого рода трудностями. Но очень немногим удаётся гармоничный и целостный спектакль. А он вполне получился.
Спектакль очень канонический и одновременно особенный. Конечно, это старая театральная форма, нет захватывающего эксперимента и поиска, но это вполне добротно.
Любовь, которая всё побеждает и рукописи, которые не горят. Что может быть более вечным? Добро и зло: что ценнее? Где та самая грань за которой добро вдруг становится злом, а зло превращается в добро? Извечные вопросы великого романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" поднимаются в одноимённом спектакле МХАТ им. Горького
Постановка Валерия Беляковича несколько неожиданна тем, что в ней нет декораций. Только несколько металлических щитов на заднике сцены и всё. При этом костюмы, как и положено в великом театре, великолепны.
Это, безусловно, классическая постановка, с точным текстом. Нет никаких отсылок в настоящее время, как это сейчас модно. Роман передан очень бережно. Конечно, не все сцены романа показаны, но это и не надо. Спектакль идёт почти четыре часа с антрактом. А представляете, если бы роман был полностью воспроизведён?
В отсутствии декораций все ощущения зрителей ложатся на актёров. Именно от их энергетики зависит то, как представляют зрители ту или иную сцену. И с энергетикой там всё в порядке. В классическом начале совершенно нет скамейки, как это описано в романе, и разговор ведётся стоя. Но за игрой актёров забываешь про скамейку и ловишь наслаждение от этой самой игры.
Воланд в исполнении М.Кабанова не жёсткий дьявол, как я всегда представлял, а такой ехидный, с хитрецой чертяка с достаточно мягкими манерами, но за ними и скрывается его второе "я".
Мастер, которого играет А.Титоренко показан как человек, который умер уже внутренне. Его речь в одном тоне, скороговоркой, показывает, что он, в общем-то, уже всё для себя решил, уже отказался от жизни и не верит во встречу с Маргаритой.
Маргарита (И.Фадина) - классический персонаж из книги. Особенно она хороша в сцене в Александровском саду с Азазелло (А.Оя). Вообще вся эта сцена поставлена и сыграна мощно. И Азазелло, который вроде бы такой простоватый паренёк, вдруг обнажает убийственную силу и тут же становится снова, якобы простаком.
Очень шикарно и по постановке, и по танцам и по пению сделана сцена в ресторане, перед тем, как туда пришёл Бездомный (А.Кравчук). Разгул писательского НЭПа показан очень зажигательно.
Монолог Левия Матвея в исполнении М.Дахненко, пожалуй, самый сильный в спектакле. Исполненный с необычайной мощью и искренностью, он просто бьёт в зал лучом слова.
При этом в спектакле абсолютно нет спецэффектов, за исключением сыпящихся на зрителей из-под потолка денег, во время сцены в Варьете. Я не знаю с чем это связано. На мой взгляд декорации и спецэффекты добавили бы этому спектаклю красоты и показали бы всю мощь мхатовской сцены. Мне кажется, что вот эту техническую и художественную часть надо доработать потому что на этом спектакле зрители ждут именно чудес, особенно от Бала и Варьете. Тот же Полёт Маргариты можно сделать действительно полётом. С костюмами тоже хорошо бы поработать, особенно в сцене Бала. Ведь можно целый парад нечисти провести. Кстати, Гелла (Е.Кондратьева) великолепна. Прямо такая холодная секси, как и описано в романе.
Конечно, это МХАТ и здесь всё показано целомудренно и аккуратно. И, конечно, спектакль поставлен по классическим академическим канонам. Но каноны меняются как и вся наша жизнь. И здесь зрителю будет о чём поспорить, о чём поговорить, над чем задуматься.
Сижу на этом спектакле, успела поспать, посидеть в телефоне.. И написать этот отзыв.
Не идите, сходите лучше погуляйте, займитесь чем-то полезным..
Так жалко потраченного времени. Одним словом - одно разочарование
Вчера посетила спектакль «Мастер и Маргарита», проходивший в МХАТе имени Горького. Это удивительное представление точно попадёт в мой личный хит-парад.
Очень легко прочесть почерк Валерия Беляковича. Только увидев декорации, я почувствовала, что руку к этому спектаклю приложил любимый мной режиссёр, они показались мне очень знакомыми.
Декорации минимальны-несколько огромных металлических пластин, которые при падении на них освещения превращаются в страницы книг, стены дворца, квартиру, бальный зал.
Здесь свет играет отдельную роль. Он демонстрирует нам Воланда и его свиту красным, таким же цветом выделяются все темные делишки. Когда Маргарита громит квартиру критика Латунского, вместо пластин мы видим окна его квартиры, каждый взмах руки ведьмы сопровождается молниями. Очень часто на сцене появляются несколько световых кругов, среди которых передвигаются наши герои, оказываясь в поле света только тогда, когда они должны оказаться в центре событий.
Невероятно много внимания уделено костюмам: каждая деталь, каждая мелочь продумана. Костюм Прокуратора смотрится очень эффектно, невероятная мантия с большим количеством складок-настоящая одежда римского правителя.
Очень понравилась сцена, в которой Бездомный попал в одних кальсонах весь перепачканный в «Грибоедов». До его прихода там шли танцы, царило неугомонное веселье, а после поселился хаос. Вроде и знаешь, что должно было случится (все-таки книжку читали практически все), но появление поэта все равно оказывается неожиданным.
Беседа поэта Бездомного с врачами в психиатрической больнице получилась очень забавной и комичной. Толпа интернов, слепо следующая за своим руководителем, сумасбродная медсестра, достаточно странный доктор, который в некоторые моменты кажется намного более сумасшедшим, чем наш герой.
Во время выступления в варьете мы на миг стали «зрителями» вместе с актёрами. В театре включился свет, червонцы полетели над партером. Было очень забавно наблюдать за тем, как зрители в зале вставали с мест, тянули руки, чтобы заполучить «заветную» бумажку. Поэтому, когда Коровьев сказал, что нравы людей не изменились, люди остались такими же алчными, зал разразился смехом.
Эффектным был и «Дамский магазин». Девушки в мгновение ока сменяли свои наряды, оказываясь перед нами в роскошных сияющих платьях.
Мне очень понравилось решение одеть Маргариту, обратившуюся в ведьму в длинное бесконечное платье с развевающимися рукавами. Сцена ее полёта над Москвой легко могла бы иметь место в каком-нибудь блокбастере. Парящая в облаках девушка прекрасна! Я улавливала каждое движение ее длинной мантии, каждый взмах ее руки.
Невероятна сцена бала Сатаны. Девушки-призраки, кружащиеся в развевающихся длинных белых нарядах. Мужчины - гости бала: в чёрных мантиях со скрытыми лицами и их прислужники - полуобнаженные мужчины в кандалах. Все они кружатся в немыслимом танце.
Отдельно хочется отметить свиту Воланда: невероятно красивая Гелла (да, да, мужчинам будет на что посмотреть); Азазелло, которого мы видим здесь брутальным накаченным мачо; весельчак Коровьев, игривый кот Бегемот - они были безупречны. Игра актеров прекрасно дополняла образы.
Спектакль определённо заслуживает внимания. Очень много в нем свежих режиссерских находок. При том, что построен он чётко по книге (нет ни малейших отступлений от текста), смотреть его интересно, захватывающе и увлекательно.
«Мастер и Маргарита» - один из самых любимых моих романов. Сколько же раз я хотела попасть на него в театр (я бы вообще пересмотрела все возможные постановки), но первый раз увидела его на сцене МХАТ им. М. Горького в режиссуре В.Беляковича (что меня очень обрадовало). Спектакль долгий, очень долгий, почти 4 часа. Пожалуй, это плюс – все сюжетные линии раскрыты очень подробно, четко по книге.
Перед знаменательной встречей Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом нам показывают на сцене одновременно всех основных героев – от свиты дьявола до Понтия Пилата, визуально «представляя» их нам. Воланд (Михаил Кабанов) мне понравился больше всего, хотя я всегда представляла его несколько иначе. Здесь он – элегантный джентльмен средних лет в цилиндре, с бородкой, и чем-то очень напомнил злого колдуна-магрибинца из истории про Аладдина.
Также из впечатливших героев выделяются Понтий Пилат (Валентин Клементьев) с поистине металлическим голосом, мучимый чувством вины и раскаяньем (надо же, а я и забыла подробности истории с Иудой). Иешуа – настоящий блаженный, добрый и всепрощающий.
Свита Воланда – Азазелло и Коровьев, с выбеленными лицами и пластикой мимов, великолепный котяра Бегемот, как и положено, огромен, нагл и харизматичен до невозможности, он стал явным любимцем публики :)
Мастер (Александр Титоренко) и Маргарита (Ирина Фадина) – играют уже зрелую пару, они знают, чего хотят и о чем мечтают. Не знаю, по режиссерскому ли это замыслу или просто актеров так подобрали. Маргарита – настоящая королева, гордая, неприступная и резкая, но как преображается она, когда заходит речь об ее Мастере.
Оценила решение с огромными листами фанеры, подвешенными на сцене: из-за них появляются герои, под ними они с грохотом пробегают, когда исчезают или умирают, особенно громким был Берлиоз, который «попал под трамвай». На них проецируются цитаты из великого романа Мастера. На них раскачивается дьявольски прекрасная ведьма Маргарита, когда летит на бал к Воланду в одной рубашке. Наконец, к ним прикованы гостьи на балу: одна отравила всю семью ради наследства, другая помогала дамам травить мужей, а третья, Фрида, закопала живьем незаконнорожденного ребенка.
Как уже упоминалось, создатели спектакля строго соблюдают текст романа: очень много сцен, где герой стоит на сцене или движется по ней и произносит от своего лица монолог, в котором действует его персонаж. Так поставлена сцена полета Маргариты, большинство сцен в Ершалаиме, купание Бездомного в Москве-реке, рассказ Мастера. Оставлены сцены с Варенухой-вампиром, попаданием Степы Лиходеева в Ялту и похоронами Берлиоза, что очень ценно.
А больше всего позабавил момент, когда во время выступления Воланда в Варьете с потолка в зрительный зал реально посыпались денежные купюры, а зрители стали их охотно ловить. А что бы было, объяви, что деньги настоящие…. Воистину, люди не меняются :)
В этот раз я написала не самую длинную рецензию, но это потому, что «Мастер и Маргарита» просто не нуждается в долгих описаниях и пересказах, лучше самим прийти и провести приятнейший вечер в одном из самых красивых театров в центре Москвы
Вчера с мужем сходили на спектакль, и впервые в жизни еле дождались антракта, чтобы уйти из театра.Задним числом, я жалею,что купила билеты,да еще и в партер,не прочитав предварительно в интернете о данной постановке, - последнего ряда амфитеатра вполне хватило бы. Как люди,регулярно перечитывающие великий роман(причем на разных языках,т.к.муж у меня иностранец), с удовольствием просмотревшие фильм, - мы были в шоке.Ну,минималистическими декорациями уже никого не удивишь - классика нынче не в моде,к сожалению, - так что железные щиты на сцене,являющиеся одновременно и трамваем,под который попал Берлиоз,и крестами с распятыми телами,и дверьми,и просто предметом,который актеры дубасили,когда им этого хотелось,- нас не напугали.А вот актеры,перевирающие текст(поздравляю вас,граждане,переврамши!!!) и искажающие его своими плоскими шутками (рассчитанные,я так понимаю,на "тупого зрителя")были один бездарнее другого.Муж был в шоке от "психованного Стравинского",меня как сразу расстроила поверхностная, залихвастская версия Воланда,так и продолжала расстраивать до появления на сцене Маргариты,которая не говорила, а буквально завывала в зал,да так искуственно,что было стыдно смотреть...Когда мы сбегали после антракта, вместе с нами вышло еще несколько пар,испытавших,судя по комментариям,не меньшее разочарование.Я прочитала,что эта постановка очень модная и востребованная; что ж,как удачно подчеркнул сам Булгаков в романе,мода или востребованность не равносильны истине и таланту.
Прекрасная постановка известного произведения Булгакова. Действие держит на протяжении всех четырех часов спектакля. На одном дыхании пролетают минуты. Признаюсь, я не очень люблю современные резкие интерпретации оригинальных сюжетов, но эта версия, имея довольно новое воплощение романа, поставлена все-таки близко к тексту. Мои аплодисменты буквально каждому актеру. От Воланда до Маргариты, от Коровьева до Азазелло, от Бездомного до Мастера, от Иешуа до Пилата. Браво!
В очередной раз убеждаюсь, что театр это симбиоз всех составляющих- режиссера, композитора, постановки света и музыки, труд костюмеров, художника-постановщика, и артистов. Если что-то из вышеперечисленного провисает-чуда не произойдет. Не будет волшебства, которое называется Театр.
Валерий Романович Белякович, как известно ставил много спектаклей и в других театрах. Во МХАТе им.Горького он поставил «На дне», «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Укрощение строптивой»... И мне очень хотелось взглянуть на работы Мастера вне родной сцены. Любопытно.
И вот "Мастер и Маргарита". Любимое произведение. Любимейший спектакль. Любопытно.
Поймите меня правильно. Я лицо заинтересованное и предвзятое, НО и все-таки здравомыслящее. То есть когда-то и я пришла в театр и никого не знала. А вот захватило с первого раза. Да я уж писала, и тут совсем о другом театре речь. Я упомянула свой опыт для того, чтобы было понятно, что все бывает в первый раз, как Любовь. Возникает или нет. Химия, волшебство, причем идущая от обеих сторон. Так вот, на Мастера во МХАТ я шла в предвкушении. Но волшебства для меня не произошло. Объясню почему.
Да! Это была мощь Валерия Романовича в полной красе. Сценография, музыка, диалоги, мизансцены..всё знакомое и любимое до боли. Я снова наслаждалась именно этим симбиозом- Белякович - Булгаков. Но, как я написала в начале, важно ВСЕ. А ВСЕГО и не было. Были некоторые более-менее удачные роли.
Например, Валентин Клементьев в роли Понтия Пилата. У него получился хороший прокуратор- в меру усталый, умный, достойный правитель Иудеи и достойный собеседник Иешуа.
Ирина Фадина в роли Маргариты. Понравилась. Её Маргарита женщина -действие. Стремительная, властная, неистово любящая. Неплох Иван Бездомный в исполнении Андрея Кравчука. Очень плавно и бережно показана его эволюция от пролетарского поэта до философа (в психушке). Нельзя не отметить рыцарей Свиты- Азазелло и Коровьева. Невозмутимый Артемий Оя -атлетически сложенный Демон-убийца во всей красе. И фиглярствующий Коровьев Тимофей Ивашина. Оба достойные спутники Воланда.
Да..Воланд. Персонаж ключевой. Наверное у каждого свой Воланд)) Ну не тянет для меня такой шуточно-опереточный персонаж на Воланда. Не хватает вековой мудрости и загадочности, демонизма в конце концов. Опереточный вышел Воланд у Михаила Кабанова. Не мой, однозначно.
И ещё главный персонаж-Мастер. Совсем не поняла, причем от слова "не поняла"-не разобрала. Александр Титоренко что-то быстро проговаривал на сцене, без особых интонаций.. Но если честно, я еще не нашла своего Мастера на сцене (в телефильме, да, мой).
Другие роли и общие сцены.. мне показалось, что большая сцена сыграла тут недобрую роль. Волшебство спектакля заключалось и в том, что на маленьком пространстве появлялась целая Вселенная- древняя Иудея, Москва с высоты птичьего полета, бульвары, Москва-река и даже Крым). А большая сцена размазывает и разъединяет тот магический круг спектакля. Мешает. Пропадает энергетика, которой итак мало...
Нет, я все-таки предвзята..Так как поняла в очередной раз, что Магия Театра это суть всех составляющих.
Прекрасный спектакль! Браво, режиссер! Спасибо, МХАТ! Наверное, впервые за много посещений театров досидела до конца, не взглянув на часы. Захватывает сразу, а сцены в больнице, на балу, в мюзик-холле очень сильные. Чего только стоит момент, когда Воланд выходит на авансцену и начинает рассматривать зал, в котором в этот момент включается свет и с потолка начинают лететь купюры (бутафорские, разумеется). Музыка, костюмы великолепны. Декорации - работают. Актеры на главные роли поначалу кажутся неожиданными (уж слишком много сравнений приходит на ум), но очень быстро они убеждают, им веришь. Здесь ругают монологи и диалоги. А как еще средствами театра передать такой роман? К почитателям которого себя не отношу. Не пожалела, что сходила.
Главный герой спектакля - текст Булгакова. К нему режиссер отнесся настолько трепетно, что актеры произносят даже текст от автора - то есть иногда о себе в третьем лице говорят. И в целом постановку я бы назвала классической, некоторые отступления вполне объяснимы (мало кто устоит от стеба в психиатрической больнице - и обычно психиатрические сцены в театре всем удаются), а так - все по тексту, без сюрпризов и отсебятины. Понравились иудейские актеры, понравился Бездомный и свита. Но вся постановка более походит на художественное чтение. Это заметили и другие зрители! Да, и авторский текст от третьего лица - но не это главное. Когда один герой читает свой текст, в большинстве случаев остальные замирают, на сцене почти ничего не происходит! Акцент то на одном, то на другом персонаже. Возможно, это такой жанр, действительно. Когда на первый план выходит книга, авторский текст. Если такова была задумка - то это оправданно.
У Мастера действительно что-то с дикцией - это ему очень не идет. Воланд поначалу слишком старательно играл, не выглядел естественно потусторонним, каким должен был бы, на мой взгляд, выглядеть. Маргарита с самого начала была чересчур громогласной, активной, даже нервной. А вот в финальной сцене Воланд и Маргарита уже вошли в роль достаточно органично. Финал мне понравился.
Что я хочу сказать: авторские интерпретации МиМ могут быть достаточно неожиданными, своевольными или даже пугающими. Не все согласны на такое. Старшему поколению я, наверное, все же посоветую сходить в МХАТ, где все сделали аккуратно и выверенно. Ну а мне по душе более смелые и фееричные спектакли :)
Записки дилетанта.
№ 34. МХАТ им. Горького. Мастер и Маргарита (М. Булгаков). Реж. Валерий Белякович.
Картинки с выставки.
Непросто передать, даже за три с половиной часа, всю сложность и многогранность романа «Мастер и Маргарита». Зрителей встречают семь экранов из подвешенных листов мятой, колеблющейся жести, подсвеченные проектором. Это единственные декорации спектакля. Они будут превращаться то в бумагу, исписанную кривыми строчками, то освещённые красными всполохами станут гигантской «топкой» для рукописей, которые «не горят». Видеоинсталляции просты но эффектны и удачно обогащают цветом эмоциональное и смысловое содержание. Это не случайно, ведь над светом работала Майя Шавдатуашвили – лауреат премии Золотая Маска и именно благодаря ей спектакль получился таким сочным, красочным. Все ведущие роли исполняются либо «народными», либо «заслуженными» артистами России.
Спектакль, как и роман построен на чередовании «кадров», мистически-бытовых (Воланд и обыватели, Мастер с Маргаритой) и историко-религиозных планов (Иешуа и Пилат), подающихся экспрессивно, энергично. Пожалуй, местами даже слишком – режиссёр явно переборщил с «грохотом», который издавали при ударах листы жести. Но с «картинкой» полный порядок – большая массовка, многообразие костюмов, игра света. Сценография выстроена словно по линейке.
Воланд у режиссёра Валерия Беляковича вышел демоническим и жёстким, обладающим низким властным голосом. Его ни с кем не спутаешь, он здесь главный. Воланд не прочь поглумиться над глупой жертвой Берлиозом, которому осталось жить считаные минуты. Но в книге сатана вёл себя несколько тоньше, изящней. Вся нечистая сила в отличие от пёстрых обывателей одета в чёрно-красные одежды. В них же одета и Маргарита. Иешуа, напротив кажется чересчур мягким, ранимым, даже наивным, как и слишком опрощённый Иван Бездомный. Для полноты визуального впечатления режиссёр часто и с удовольствием прибегает к использованию пёстрой массовки, изображающей, то по-прежнему падких до денег обывателей, то завистливых и бездарных литераторов, то врачей, странностями поведения больше смахивающих на своих пациентов, то разошедшуюся на балу нечистую силу. Спектакль в такие моменты начинает напоминать мюзикл. А вот Мастеру однозначно не хватает харизмы, он не слишком интересен.
Режиссёр достаточно строго следует за текстом, но иногда становятся заметны интерпретации, которые не идут на пользу. К примеру, умный и интеллигентный профессор Стравинский здесь зачем-то комичен, а медсестра и вовсе карикатурна. Стёпа Лиходеев выглядит неубедительно и неловко в своём истошном похмельном крике. А изображение бала у сатаны с массой демонических, злых женщин кажется навязчивым. Но есть и находки - предсказуем, но от этого не менее удачен «спектакль в спектакле», когда во время выступления Воланда в варьете из под потолка сыпятся купюры, а в зале зажигается свет, и зрители понимают, что они превратились в то самое «московское народонаселение», по-прежнему любящее деньги и испорченное квартирным вопросом. Но при этом непосредственное выступление нечистой силы с трюками скомкано и бледно.
Валерий Белякович заметно акцентирует внимание на истории Понтия Пилата и Иешуа – библейская тема, тема борьбы добра и зла обозначена главной. Вторит ей дежурное обличение обывателей - как далеко они отстоят от возможного идеала. Но режиссёр скорее визуализирует любимые фрагменты. Здесь не осмысливаются возможные параллели между Воландом и Сталиным, а также Мастером и Булгаковым – ведь произведение было своеобразным персональным посланием грозному правителю оставить талантливых в покое и смелой сатирой над происходящим: «чего ни хватишься, ничего нет», кровавый «душ» Маргариты в роли королевы бала, исчезновения людей, аресты и обыски у валютчиков, карательная психиатрия и люди, навязчиво просящие сами себя посадить в бронированные камеры. Булгаков не молчит, он настойчиво повторяет: «трусость – самый тяжкий порок». При этом писатель как бы намекает, что в суровом наказании тех, кто этого действительно заслуживает нет ничего плохого: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Также совершенно пропущена маргинальность и апокрифичность библейской истории от Булгакова, сына профессора Киевской духовной академии. Здесь Иешуа оказывается подкидышем, никто не въезжал в Ершалаим на осле под крики толпы, всякая власть есть насилие над людьми, а в пергаменте у Левия Матвея оказывается лишь чушь, которой не было на самом деле, как не было и этой пошлой казни – она лишь померещилась…
Что получается в итоге: библейская тема показана, но не раскрыта. О чём был спектакль? О романе «Мастер и Маргарита»... Поклонники не найдут здесь ничего нового, но для новичков и для тех, кому лень читать – в самый раз, чтобы сложилось беглое представление о произведении: немного про древнюю Иудею, немного про Иешуа и Понтия Пилата, далее про москвичей, про дьявола, немного про добро, немного про зло. В конце спектакля остаётся впечатление, будто ты прокатился на гигантской, красочной карусели. Ты радостен и не можешь отдышаться, в глазах рябит, но в голове – один звон… Ни тебе обещанного «триумфа сцены», ни «неведомых доселе открытий», «ни глубины постижений». Но спектакль, кажется, лишь повторяет судьбу всех своих экранизаций – толком не выходит ни у кого.
Прочитав отзывы, я несколько удивлена их отрицательной направленностью... Мне спектакль понравился - очень даже неплохой. Понравилась игра Кабанова - на мой взгляд, он очень хорошо и оживленно сыграл Воланда, получился такой энергичный Сатана. Я бы сказала, что спектакль удался, в первую очередь, благодаря его игре и созданному им образу Воланда... Что касается Маргариты, то Фадина хорошо справилась с этой ролью, вполне ей соответствовала - создала образ сильной женщины, живущей жизнью любимого ею мужчины...
Декорации - пласты железа - весьма оригинальный подход режиссера... Такой вот минимализм. Но это вовсе не антикризисный вариант, как может вначале показаться. Все внимание зрителя дожно быть направлено на действующих лиц, на героев, каждый из которых получит "по вере своей"...
Спектакль не лишен юмора, там есть над чем посмеяться...
Рекомендую сходить на этот спектакль - да, он долгий - длится порядка 4 часов, но все-таки наберитесь терпения и не уходите после антракта - бал у Сатаны, встреча Мастера с Маргаритой - думаю, это стоит посмотреть.
Я не поклонник Булгакова и класической литературы, но и против собственно ничего не имею... В постановке есть за что прицепиться, есть к чему придраться, в целом "Здорово!" сказать нельзя...
До антракта еле досидели, в силу своей не усидчивости, 1,5 часа не шевелиться это еще ладно, а вот больше это уже сложно :( Хорошо что хоть втарая часть достаточно быстро протекла... Думаю можно было разбить на две части все мероприятие в другом месте, чтобы уровнять время между актами...
Маргарита либо не доигрывает, либо переигрывает... Видна что играет, старается, но ощущения присутсвия и поглащения я не почувствовал...
Ну и декорации, можно было добавить 500 руб. к билетам и на вырученные средства поставить соотвественные декорации...
Имхо 3.
Вы читали роман? Вы хотите увидеть его на сцене? Тогда не ходите на этот спектакль!
Я видел много спектаклей за прошедшие несколько сезонов, часть из них была откровенно слабой. Но первый раз мне довелось уйти даже не дотерпев до антракта (впрочем все равно это было через 2 часа после начал фарса).
Актеры мечутся по сцене из под одного софита к другому, тараторят как пономари, делают нелепые движения, пищат и кряхтят голосом как могут...
Часть сцен откровенно водевильного характера совершенно не вяжутся с общим настроением романа.
Иешуа - мямля, Маргарита - крикливая баба, Воланд - просто шут.
Первое, что сказала мне жена при выходе: "студенческий театр". Я с ней не согласен - студенческий театр - это намного лучше, чем то, что пришлось увидеть!
Не читала никаких отзывов об этом театре и спектакле.Просто пал выбор именно в этот театр и именно на эту постановку. И вы знаете, меня ничуть не разочаровала постановка "Мастера и Маргариты", даже больше скажу: очень порадовало, что никакой отсебятины не было...все по написанному. Прочитав буквально перед посещением театра произведение Булгакова "Мастер и Маргарита", честно говоря, шла на спектакль с мыслью о том, что, возможно, постановка меня разочарует. В довершении ко всему прочему, расположившись в кресле перед началов спектакля в глаза бросилось то, что нет занавеса и на сцене вместо декораций-листы металла.Но, как же здорово, вся эта незамысловатая декорация обигрывалась светом!!!Просто класс! И, в процессе просмотра, ловишь себя на той мысли,что как-то эти самые декорации очень органично смотрятся в этой постановке.Актеры выкладывались по максимуму... особенно понравилась игра молодого, и думаю, перспективного актера Георгия Иобадзе (в Мастере он играл Фагота, Коровьева).Потрясающе энергичный, харизматичный, обаятельный и пластичный актёр! БРАВО!
Я не мастер слова, но хочу выразить слова благодарности актерам и режиссеру за эту замечательную постановку.
Идея для оформления спектакля хороша. Подробностей раскрывать не буду, но мне понравилось! Не понравилось только одно – режиссер решил СЛИШКОМ д ословно перенести роман. В результате легкий и практически невесомый текст Булгакова порой превращался в слишком пафосные и затянутые по времени монологи... Насколько легко я читала книгу, настолько тяжко порой было дождаться окончания сцены. Хотелось бы чуть короче и "концентрированнее" что ли?