Москва

Отрицательные отзывы о спектакле «Любовь. Письма»

Постановка - Театр им. Пушкина
5
Эмилия Деменцова
135 отзывов, 191 оценка, рейтинг 208
11 октября 2011
«Любовь. Письма»: с тобой и без тебя

«Письма пишут разные:/ Слезные, болезные,/ Иногда прекрасные, /Чаще — бесполезные…». Строчка из прошлого века. Сегодня письма чаще перечитывают, чем пишут. Или подписывают. Но это в сфере публичной. Письма вытеснены сообщениями, переписка заменена пересылкой (sms, e-mail, chat), друзья подменены фрэндами из социальных сетей. Вчерашние письма потомками воспринимаются как письмена предков. То ли прогресс с его аналоговыми носителями информации, то ли борьба с вырубкой лесов, то ли работа почты России сыграли свою роль. Хорошо сыграли. Плохую роль.

Однако марки и конверты не стали только предметами коллекционирования. Культуру письмописания возрождают или вернее подогревают драматурги и исполнители. В конце концов, рукописи не делитятся и, вообще, не горят. Потому и рождаются такие пьесы как «Милый лжец» Джерома Килти по переписке драматурга Бернарда Шоу и актрисы Стеллы Патрик Кемпбел. Этими письмами в исполнении Анатолия Кторова и Ангелины Степановой публика заслушивалась. Скоро в МХТ им. А.П.Чехова, где когда-то играли этот спектакль, выпустят «Письмовник» по бестселлеру Михаила Шишкина. И у нас пописывают. Хотя для России более характерен жанр записок - охотника, на манжетах или из подполья.

В Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина, пролистнув календарь, решили перелистнуть страницы частной переписки. Первая премьера сезона – спектакль «Любовь. Письма», приуроченный к февральскому юбилею Веры Алентовой. Главную и единственную мужскую роль в спектакле исполняет человек, которому в жизни удалось сделать то, что не удалось его герою в спектакле. Это Владимир Меньшов, блистательный кинорежиссер и муж актрисы. А режиссером постановки стала дочь – Юлия Меньшова. Семья в сборе. Перед публикой актерский бенефис и режиссерский дебют одновременно.

О пьесе «Любовные письма» американского драматурга Альберта Гурнея в театральной Москве громко заговорили, когда Евгений Каменькович поставил по ней спектакль в «Табакерке» с Олегом Табаковым и Ольгой Яковлевой. Тогда критика, как положено разделившаяся на pro et contra писала о спектакле то, как о третьесортной бродвейской коммерческой пьесе, то, как о задушевнейшей истории любви, к которой трудно остаться равнодушным, номинированной на Пулитцеровскую премию. Прошло время, спектакль из репертуара переместился в архив. Для многих в личный видеоархив. Впрочем, частота его повторов на телеканале Россия-К (Культура) говорит о том, что это уже классика. Олег Табаков, читавший письма то небогатого мальчика, то пытливого юриста, то успешного сенатора, не вставая из-за стола, за два часа то молодел, то старел вновь. Неподражаемая Ольга Яковлева оборачивалась то задорной девчонкой, то инфантильной дамочкой, то так и не повзрослевшей мадам. Были и смех, и слезы, и любовь.

В театре Пушкина пьесу не модернизировали, не осовременили. Сюжет все тот же. Двое – Он и Она - пишут друг другу. Сначала школьные записки, потом открытки и письма. Всю жизнь. А Он и после смерти. Ее смерти.

Он – Эндрю Мейкпис Лэдд Третий.
Она – Мелисса Гарднер.

Он – уравновешен, миролюбив (фамилия обязывает «make peace»), целеустремлен.
Она – богата, капризна, открыта всему и всем. Чересчур и насквозь.

Его отточенное перо приведет его в кресло законодателя.
Ее творческий огонь художника и скульптора сожжет ее дотла.

Эндрю уберет все лишнее из своей жизни, оставив семью, собаку и избирателей.
Мелисса лишиться всего основательного – детей, карьеры, репутации, компенсировав потери алкоголем и любовным непостоянством.

Историю любви как историю болезни обоих помогут реконструировать лишь письма. Будь они любителями поболтать по телефону, что осталось бы зрителям?
А так, все как на бумаге – встречи, расставания, ссоры, примирения, свадьбы, разводы, рождения и смерть. Все то, о чем делятся впервые и о чем извещают напоследок.

Декорация Тимофея Рябушинского – стеллаж, обрамляющий сцену. В нем вся жизнь героев. Вещная. С левой стороны, Эндрю, там, мальчишеские и мужские игрушки, кубки и награды, костюмы и дух респектабельности. Справа, у Мелиссы – творческий беспорядок, в котором все: от балетной пачки до бутылок зеленого стекла. Рамка-стеллаж как часы ведет отсчет лет: высвечивается новая полка, значит наступил новый этап в жизни героев, новый отрезок. Задник сцены – белая кирпичная стена, которая даст трещину, когда героев отправят сначала в разные школы, а потом их и вовсе разведет жизнь. Недостающие кирпичики – не отвеченные, а может и не отправленные письма. Дыру не залатают, даже когда их дороги встретятся и пересекутся. Урывки счастья, клочки встреч наедине, а в остальное время – запечатанная в конверты, вопящая между строк любовь.

По желанию автора, персонажи не должны смотреть друг на друга до самой развязки, до последней строки последнего письма. У режиссера Е. Каменьковича героев разделяла занавеска, у Ю.Меньшовой – никаких преград, смотри- не хочу. Но замысел автора сохранен. Всё в зал. Как у И.Бродского: «посылаю взгляд свой в даль и не вернуть гонца».

Печально, когда письма в зал остаются не востребованными. Сами герои называют свою переписку умирающим искусством. Это же можно отнести и к чтению писем (со сцены в т.ч.). Скучно. Временами кажется, что полуторачасовой спектакль длится раза в два дольше. Не спасают даже вставные номера, танцы со стульями и переодевание. И даже удовольствия и любопытства от созерцания семейного спектакля хватает не надолго.

Здесь все буквально и не сложно сочинено. Простота здесь не очаровывает. Тексты есть, подтексты не считываются. Конечно же, обаятелен В.Меньшов и убедительна, особенно во второй части, В.Алентова, но чего-то большего, чем спектакль «по поводу» пока не получилось.

На ум приходит Сибилла Уэйн из «Портрета Дориана Грея», актриса, блистательно игравшая любовь на сцене и разучившаяся это делать, влюбившись в жизни. Так и здесь: счастливой актерской (каких немного) паре не удалось явить любовь на сцене. Вроде и музыка подобрана с нужным текстом (слово «love» выводят чуть не в каждом куплете), а все равно не верится.

Впрочем, вся тайна кроется в режиссерском прочтении. Может быть, задача актерам ставилась обратная любви. Согласно названию спектакля («Любовь.Письма») между любовью и письмами есть жирная точка и никаких многоточий и тире. Либо одно, либо другое предлагается зрителю. Или иначе: на любви героев режиссер поставила точку и обратилась к письмам: к фактуре, к быту, к страницам их жизней. Может, тогда стоило опять же согласно наименованию, разделить спектакль на два действия, где антракт ставил бы ту самую точку на одном и давал начало другому для пожелавших остаться зрителей. А может быть все еще проще и два слова из названия поделены между двумя героями. Т.е. со стороны одного (одной) была любовь, а со стороны другой (другого) просто письма… Вопросов много. Но спектакль для истории сохранить все же стоит. Аудиозаписи будет достаточно.

«Любовь. Письма» назвать плохим спектаклем нельзя ни в коем случае. Посредственным – другое дело, в том смысле, что в любви все средства (в т.ч. сценические) хороши.


3
0
5
Наталья Сениченкова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
5 марта 2017

Пишу отзыв спустя один день после просмотра 04.13.17, специально, для того, чтобы сложилось объективное мнение. Однозначную оценку всему спектаклю я поставить не могу, так как некоторые аспекты заслуживают высокого балла, некоторые низкого. Мне понравилось музыкальное сопровождение, постановка, сама пьеса, безусловно заслуживает самой высокой оценки. Читая предыдущие отзывы, отметила, что многие зрители оценивают пьесу (а не сам спектакль) и актеров ( с точки зрения их предыдущих работ). Так вот, сама пьеса прекрасна, плавный переход из детства в юношество, взросление, становление 2 личностей и затем грустный финал, что и случается в обычной жизни. На мой взгляд, драма всегда лучше и придает реалистичность . Автор пьесы из весьма бытовых писем сделал увлекательную историю 2 людей. Актеры, Вера Алентова и Владимир Меньшов, заслуживают уважения, НО играть им все же не стоит. Владимир Меньшов , видимо, чувствует себя не важно, что очень заметно во время спектакля. Он запинается, что я считаю неприемлемо на спектакле, это сразу отрезвляет, и вы видите Меньшова на сцене, а не персонажа. Он устал уже и, даже из уважения к его предыдущим работам, спектакль он портит. Что касается молодящейся Веры Алентовой, сильно напоминающей Людмилу Гурченко, ее больше заботит ее внешний вид, нежели игра. Она пытается быть озорной, яркой, молодой, беззаботной, но ей это не удается. Я сидела на первых рядах Партера и могла отчетливо видеть неудачную работу врачей. Если Меньшов просто плохо себя чувствовал, то Алентова выглядела как робот и вызывает скорее сочувствие. Не знаю, что больше мне не понравилось. Сам спектакль предполагает переход от ребячества во взрослую жизнь письмами. С каждой минутой я должна чувствовать взросление и смену интонаций, эмоционально вместе с героями переживать их неудачи или восхищаться их победами, а в конце...... разрыдаться. Но это не получится с такой игрой. Удачнее сложился бы спектакль с более молодыми актерами, пускай и безызвестными. Приглашение четы Меньшов-Алентова больше смахивает на рекламную акцию. Нет игры, но есть актеры. Вот вам, пожалуйста. Так вот, ни одно имя не заменит классную игру. Даже талантливым в прошлом актерам нужно уметь уходить на заслуженную пенсию. В данном спектакле, как раз актеры, испортили все. Не рекомендую к просмотру именно это актерский состав.

0
0
1
Филя
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
15 февраля 2014

Постановка отвратительная. Что режиссер, что актеры, что сценарист мною не поняты. Такие громкие имена! Но я чувствую лишь разочарование.
Актёры запинались раз 10... Слова произнесены не от сердца, а такое ощущение, чтобы только получить материальную выгоду. То есть поскорее отработать и уйти домой...
Готова была выйти из зала уже через пять минут после начала..

0
0
3
Андрей Николаев
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
4 ноября 2012

Скажу честно, хотя очень уважаю В. Меньшова, В. Алентову и их доченьку Юлию.
Спектакль слабый, хотя все (семья Меньшова), наверное, старались... Если зрителю не привит вкус к прекрасному, к качественной режиссуре, к работе талантливых актеров, если вкус неразвит, а может быть, человек просто не имел возможности ходить на талантливые постановки, а может быть, просто не дано человеку высоко и тонко чувствовать прекрасное - тогда скорее всего, этот человек похвалит спетакль "Любовь. Письма."
Таких у нас в стране большинство в силу разных исторических причин.
Слабое в нем всё: режиссер, актеры, костюмы, декорации..... всё.
Жаль.

0
0
1
Владимир К.
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
28 октября 2012

Решили с женой приятно и интеллектуально провести вечер. купили в кассе билет - достался певый ряд, пришли в практически битком набитый зал театра. На сцену вышли двое - Алентова, Меньшов. Я не знаю, сколько подтяжек, растяжек, уколов и чего там еще сделала себе эта актриса, но так заморозить себе лицо - главный рабочий "инструмент" - может только человек, которому наплевать на свою профессию. И в ничале спектакля, когда она должна изображать десятилетнюю девочку (или хотя бы зачитывать ее письма), контраст межу этой неподвижной маской и текстом был страшноватым. В конце изобразить спившуюся и обдолбанную транквилизаторами бабу под шестьдесят ей удавалось куда естественнее, но это уже не спасало. Меньшов был бы ничего, если бы раз шесть за спектакль не путался в словах, поправляясь и запинаясь. В откровенных, душевных письмах такие запинки были особенно заметны. Добавьте сюда переводной текст, не вполне родные артистам и публике коллизии молодой жизни в Америке 60-х - 70-х годов, и получите замечательно испорченый вечер. отсутствие антракта не удивляет - кому охота доигрывать перед полупустым залом...

0
0