Драматический |
16+ |
Игорь Ларин |
9 апреля 2005 |
1 час 50 минут, без антракта |
Зрителям выстроили амфитеатр в семь рядов у самого входа в фойе. Остальное пространство до самой двери в буфет затянуто темной сеткой — получается что-то вроде траурной вуали. И реквием звучит. Судя по портретам, что проецируются на сетку, хоронят Есенина, Мейерхольда и Зинаиду Райх — жену того и другого, мать двоих детей Есенина, приму всех мейерхольдовских спектаклей 1920-30-х, одну из самых известных женщин своего времени. Ее убили в 1939 году, незадолго до того, как в подвалах Лубянки расстреляли Мейерхольда: парочка энкавэдэшников зверски зарезала Райх в ее квартире — ножевые раны сыпались одна за одной, а она все не умирала. Но тут же выясняется, что не хоронить намерены Зинаиду Николаевну, а в мученицы производить. Идея и агитационный текст принадлежат Валерию Семеновскому — в прошлом великолепному театральному критику, а ныне публицисту и главреду журнала «Театр». Пьесой текст назвать трудно — это компиляция цитат из книг «Режиссер Мейерхольд» историка Рудницкого, «Роман без вранья» поэта Мариенгофа и двухтомника писем и статей самого Мейерхольда.
В прологе актриса, изображающая Татьяну Есенину, с пионерским запалом наскакивает на солидного мужчину, именуемого в программке Историком, — она требует признать, что ее мать выдающаяся женщина и великолепная артистка. Историк резонно замечает, что об этой женщине было сказано слишком много плохого даже после всех ее мук. Дальше следует двухчасовая разборка личной и творческой жизни Райх: кто же она все-таки — истеричная стерва, выжившая из театра уникальную Марию Бабанову, окрутившая Мейерхольда, но за Есениным волочившаяся по-собачьи? Или, как и было сказано, исключительная женщина с умом и талантом?
Спорить об этом режиссер Игорь Ларин предлагает в той же форме, в какой самодеятельные бригады пролеткультовцев двигали в массы идеи новой жизни: не затрачиваясь на детали, упирая на лозунги — плоско, грубо, трафаретно, безапелляционно. В пору таблички на грудь героям вешать: «Мейерхольд», «Райх», «Есенин». Потому что признать за жлобствующим хлыщем великого режиссера, за хамоватым пролетарием типа булгаковского Шарикова выдающегося поэта, а за кривляющейся истеричкой хотя бы просто мощную персону, которой Райх, очевидно, была, — невозможно. Впрочем, как раз такие персонажи весьма подходят к ходульному рапповскому слогу диалогов. Есть в тексте только одна остроумная, почти хармсовская реплика — при встрече с Зиночкой Райх Мейерхольд с ходу заявляет ей: «Идите ко мне на курсы — займемся биомеханикой».
Я люблю творчество Есенина, и с историей взаимоотношений его с Райх и Мейерхольдом знакома, поэтому и пошла в театр на этот спектакль.
Но то что я увидела, было выше моих сил. В течении полутора часов я наблюдала фарс, издевательство и балаган.
Вся история предстала как одно пошлое и демонстративно крикливое представление.
Я ожидала, что актеры вживутся в роль, проживут ее во всей полноте, но вместо этого увидела набор клише - раболепствующая истеричка Райх, пошлый себялюбец Мейерхольд, и крикливый хамоватый Есенин.
Главная особенность представления - вульгарность и бездушие. Стихи со сцены не пытаются читать, их кричат и вопят.
На мой взгляд, показывать реальных людей и реальную историю это требует ответственности, историчности, внимания, уважения. Но оказалось, главное - это прикрываясь знаменитыми именами разыгрывать и пародировать с особой циничностью основные факты из википедии.
Из всех актеров положительно запомнился только образ Татьяны Есениной, только в ее голосе было участие и неравнодушие, что еще сильнее создавало контраст с царящем фарсом. За что так ненавидит режиссер Райх, мне искренне не понятно.
Художественной ценности, задачи и нагрузки в спектакле не увидела. После просмотра в душе осталось тягостное ощущение грязи и оскорбления ушедших великих людей.
Спектакль идет на малой сцене. Камерная обстановка, актеры на расстоянии вытянутой руки от тебя. Пронзительный рассказ про Музу. Лучший спектакль театра на Литейном.
Сразу могу заверить: спектакль совершенно замечательный! Постановка поражает, зрители выходят с ощущением, что они выстрадали боль, перенесенную Зинаидой Райх вместе с ней. В.Семеновский и И.Ларин настолько мастерски отточили этот спектакль, что придраться не к чему. Режиссеру настолько удалось перенести всех сидящих в ту эпоху, что мельком произнесенная фраза, что Есенин и Райх жили на Литейном, 53 (сам спектакль идет на Литейном, 51) еще больше дает ощущение, что дух великих людей летает над твоей головой, когда на сцене происходит действо.
Единственное, что может вначале немного смутить - это чувство, что актеры немного недоигрывают. Но если сравнивать с тем, как С.Безруков переигрывает в роли С.Есенина, то уж тут лучше недобор, чем перебор. К тому же к середине спектакля это чувство испаряется, и остаются только слезы на глазах. Слезы сострадания, горести, жалости. Судьба России была зеркально отражена на этих великих людях - С.Есенине, В.Мейерхольде и З.Райх. Их погубили.
Спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх» заставит вас по-другому взглянуть на их судьбы. На судьбу России.
Премия «Золотой Софит» была вручена по заслугам!