Петербургские спектакли режиссера Прикотенко, выпущенные десятилетие назад, до сих пор числятся участниками негласного театрального хит-парада: и «Эдип-царь», рифмующий античный экстаз и современную дискотеку, и «Слуга двух господ», где Гольдони органично соседствует с Виктором Цоем. Поруководив Рижским русским театром, Андрей Прикотенко ныне рассматривает предложение о должности главрежа театра «Балтийский дом». Спектакль «Лерка» — его первый творческий опыт на этой площадке, который помимо художественных преследовал задачи коммуникативные. Выполнены оказались и те и другие, причем именно процесс налаживания связей чисто человеческих — и героев друг с другом, и режиссера с артистами и потенциальными зрителями — превратился в сюжет спектакля.
Исходный материал Прикотенко взял у драматурга Василия Сигарева. Последнему семь лет назад прочили славу нового Шукшина (в России его наградили Антибукером, в Англии сам Том Стоппард вручил престижный Evening Standard), спустя три года журили за излишнюю угодливость публике, а теперь вот втащили в светскую тусовку, вручив Гран-при «Кинотавра» за дебютный фильм «Волчок». Прикотенко выбрал три сигаревских пьесы и произвел с ними занятную манипуляцию. С согласия драматурга он соединил их в одну, и истории трех совершенно разных женщин превратились в ломаную линию судьбы единственной героини Валерии. Судьба приготовила Лерке столько испытаний, что хватило бы на сюжет для большого сериала: в первом действии — юная вокзальная проститутка с широкой русской душой («Божьи коровки возвращаются на землю»), во втором — сильно беременная челночница, втюхивающая аборигенам русской глубинки китайские тостеры («Черное молоко»), в третьем — блаженная, потерявшая мужа и дочь и готовая разделить ложе с каждым, кто явится ей в очках любимого супруга, чем, разумеется, пользуются все местные отморозки («Фантомные боли»). Но в том-то и дело, что режиссер действие не растягивает, а предельно концентрирует — во-первых, и наполняет весьма условный сюжет до боли узнаваемыми деталями — во-вторых.
Прелюдией к первой части истории служит звучащее из радиоприемника заявление ГКЧП, вторую предваряет репортаж о штурме Белого дома, третью — прощальная новогодняя речь Бориса Ельцина. Обстановка — тот самый обшарпанный комод и те самые продавленные кресла, которые теперь стоят на наших дачах. А главное, что кроме присказки про божью коровку, которую всякий в детстве запускал на небо, герои — по воле исключительно режиссера — то и дело ввертывают в текст цитаты из советских мультфильмов. Тут вроде бы уместно пожурить Прикотенко за излишнюю сентиментальность, но прием неожиданно срабатывает. В 1991 году, когда мать заставляла Лерку спать со своим сожителем, а Леркин друг Дима, чтобы прокормиться, воровал нержавеющие надгробия на ближнем кладбище, я лично училась на втором курсе театрального института. Но детсадовские радости у меня с героями общие, их зовут Бонифаций, Чебурашка, Львенок и Черепаха и так далее. В зал будто транслируется призыв «Мы с тобой одной крови!», и не в последнюю очередь потому, что актеры на застольном расстоянии от публики (и помост для игры, и трибуны для зрителей размещаются на сцене) выдают эмоциональную «десятку».
Чего у драматурга Сигарева не отнимешь, так это и впрямь шукшинского дара обрисовывать характеры речевыми штрихами — типовыми словечками и присказками. Шукшинские персонажи, правда, выражались литературно, а сигаревские используют примитивный новояз, как то: «иди пинай», «все пироги» и совсем уж неблагозвучные междометия. Но они так ловко увязаны в диалоги, что ни прибавить, ни отнять. И артисту достаточно начать произносить текст, а сочные интонации и рельефная форма уже тут как тут. Вот и выходит, что где бы Сигарева ни ставили, как бы ни ругали ситкомовскую фабулу, но что ни спектакль — то актерское открытие, да и не одно. В спектакле «Балтдома» мощная самобытная актриса Ульяна Фомичева (Лерка), Тарас Бибич (хамоватый, но любящий муж героини Левчик), Наталья Индейкина (вокзальная буфетчица, сыгранная с довлатовской иронией), Зинаида Афанасенко, Наталья Нестерова и Клавдия Белова, не по-эстрадному содержательно воплотившие троицу обманутых старушек, Игорь Мосюк (один из царьков перестроечного лихолетья, бросающий свое «Да без проблем!», точно ножичек о стену), Антон Багров (друг Дима, и на чеченской бойне умудрившийся не утратить человеческого лица) — все они играют своих героев так, как в свое время блистательные артисты «Современника» играли персонажей горьковского «дна»: снисходительно и сочувственно, как людей, которым не повезло, но у которых тоже есть шанс пережить чувства, что кружат голову, как в детстве карусель.
Спектакль ужасный. Бредятина полная. Если и была какая-то философская идея, то ее такими приемами и способами не передать... Мат-перемат на сцене, надо себя не уважать, чтобы такое слушать. Шутки есть, но они ниже уровня ПТУ. Как можно среди этой ругани упоминать Бога!
Из актеров сыграла буфетчица во втором действии, сразу видно профессиональная актриса! Ей браво! Интересно, а у остальных актеров есть ли высшее образование? Такой же вопрос возникает и к режиссеру-постановщику.
Совсем не значит, что если люди живут в глубинке, то употребляют такой лексикон, даже выходцы из неблагополучных семей. Посмотрите спектакль театра-студии Светланы Крючковой "Домой!" - вот это вещь!! Там в конце стоило встать, люди рыдали. Здесь же просто собрали всю грязь, да еще и утрированно. Роли можно было не учить, а нести жаргонную отсебятину.
Также спектакль не стоит тех денег, которые за него просят.
Кому-то понравилось, ну что ж, каждому своё, у всех свой культурный уровень. Театр-это храм культуры, где хочется отдохнуть, а не слушать примитивную брань.
Неужели народ так деградировал?
Пошел на спектакль исключительно по отзывам на Афише. Ушел в антракте, и то - еле досидел.
К сценаристу и режиссеру. Если из грязи попытаться нарисовать что-то художественное, то получиться кучка грязи, не так ли? Осквернитель могил должен вызвать сочувствие в момент, когда осквернили могилу его матери? Вам не кажется, что между тем как живут главные герои и советскими мультиками - пропасть, и в принципе не может быть никакой связи?
К уважаемой публике. Неужели 90е так вам привлекательны и вызывают ностальгию? Неужели то, что происходит на сцене хоть минуту смешно?! Просматривая три часа эту "чернуху", мы не забираем частичку происходящего как свой духовный багаж?..
Господа, давайте растить лучшее в себе.