Петербургские спектакли режиссера Прикотенко, выпущенные десятилетие назад, до сих пор числятся участниками негласного театрального хит-парада: и «Эдип-царь», рифмующий античный экстаз и современную дискотеку, и «Слуга двух господ», где Гольдони органично соседствует с Виктором Цоем. Поруководив Рижским русским театром, Андрей Прикотенко ныне рассматривает предложение о должности главрежа театра «Балтийский дом». Спектакль «Лерка» — его первый творческий опыт на этой площадке, который помимо художественных преследовал задачи коммуникативные. Выполнены оказались и те и другие, причем именно процесс налаживания связей чисто человеческих — и героев друг с другом, и режиссера с артистами и потенциальными зрителями — превратился в сюжет спектакля.
Исходный материал Прикотенко взял у драматурга Василия Сигарева. Последнему семь лет назад прочили славу нового Шукшина (в России его наградили Антибукером, в Англии сам Том Стоппард вручил престижный Evening Standard), спустя три года журили за излишнюю угодливость публике, а теперь вот втащили в светскую тусовку, вручив Гран-при «Кинотавра» за дебютный фильм «Волчок». Прикотенко выбрал три сигаревских пьесы и произвел с ними занятную манипуляцию. С согласия драматурга он соединил их в одну, и истории трех совершенно разных женщин превратились в ломаную линию судьбы единственной героини Валерии. Судьба приготовила Лерке столько испытаний, что хватило бы на сюжет для большого сериала: в первом действии — юная вокзальная проститутка с широкой русской душой («Божьи коровки возвращаются на землю»), во втором — сильно беременная челночница, втюхивающая аборигенам русской глубинки китайские тостеры («Черное молоко»), в третьем — блаженная, потерявшая мужа и дочь и готовая разделить ложе с каждым, кто явится ей в очках любимого супруга, чем, разумеется, пользуются все местные отморозки («Фантомные боли»). Но в том-то и дело, что режиссер действие не растягивает, а предельно концентрирует — во-первых, и наполняет весьма условный сюжет до боли узнаваемыми деталями — во-вторых.
Прелюдией к первой части истории служит звучащее из радиоприемника заявление ГКЧП, вторую предваряет репортаж о штурме Белого дома, третью — прощальная новогодняя речь Бориса Ельцина. Обстановка — тот самый обшарпанный комод и те самые продавленные кресла, которые теперь стоят на наших дачах. А главное, что кроме присказки про божью коровку, которую всякий в детстве запускал на небо, герои — по воле исключительно режиссера — то и дело ввертывают в текст цитаты из советских мультфильмов. Тут вроде бы уместно пожурить Прикотенко за излишнюю сентиментальность, но прием неожиданно срабатывает. В 1991 году, когда мать заставляла Лерку спать со своим сожителем, а Леркин друг Дима, чтобы прокормиться, воровал нержавеющие надгробия на ближнем кладбище, я лично училась на втором курсе театрального института. Но детсадовские радости у меня с героями общие, их зовут Бонифаций, Чебурашка, Львенок и Черепаха и так далее. В зал будто транслируется призыв «Мы с тобой одной крови!», и не в последнюю очередь потому, что актеры на застольном расстоянии от публики (и помост для игры, и трибуны для зрителей размещаются на сцене) выдают эмоциональную «десятку».
Чего у драматурга Сигарева не отнимешь, так это и впрямь шукшинского дара обрисовывать характеры речевыми штрихами — типовыми словечками и присказками. Шукшинские персонажи, правда, выражались литературно, а сигаревские используют примитивный новояз, как то: «иди пинай», «все пироги» и совсем уж неблагозвучные междометия. Но они так ловко увязаны в диалоги, что ни прибавить, ни отнять. И артисту достаточно начать произносить текст, а сочные интонации и рельефная форма уже тут как тут. Вот и выходит, что где бы Сигарева ни ставили, как бы ни ругали ситкомовскую фабулу, но что ни спектакль — то актерское открытие, да и не одно. В спектакле «Балтдома» мощная самобытная актриса Ульяна Фомичева (Лерка), Тарас Бибич (хамоватый, но любящий муж героини Левчик), Наталья Индейкина (вокзальная буфетчица, сыгранная с довлатовской иронией), Зинаида Афанасенко, Наталья Нестерова и Клавдия Белова, не по-эстрадному содержательно воплотившие троицу обманутых старушек, Игорь Мосюк (один из царьков перестроечного лихолетья, бросающий свое «Да без проблем!», точно ножичек о стену), Антон Багров (друг Дима, и на чеченской бойне умудрившийся не утратить человеческого лица) — все они играют своих героев так, как в свое время блистательные артисты «Современника» играли персонажей горьковского «дна»: снисходительно и сочувственно, как людей, которым не повезло, но у которых тоже есть шанс пережить чувства, что кружат голову, как в детстве карусель.
Лерка сходит с ума после смерти дочери; встречается с другом после службы,войны.
Эту роль проникновенно и многоранно исполнила Ульяна Фомичева,за что ей огромное спасибо!
Глубинка во времена девяностых была показана очень смело и откровенно.
Всё выглядит реалистичо, хоть я и не застал время,описываемое зрителям, но в реальной жизни приходилось наблюдать подобных персонажей воочию. Остальные размышления в инстаграм @grinvey
Ну это просто потрясающий спектакль. Мне было невозможно понять как актеры, которым сейчас до 30, могут так прожить и прочувствовать историю моих сверстников с чудовищно искалеченными судьбами и сознанием.
Это талант, господа! Спасибо за постановку, игру, мат на сцене.
Сильнейшее вспечатление.
90-е... кто сейчас ставит про них? много вы видели таких спектаклей? я нет. У моего поколения, выросшего в девяностые спектакль вызывает эмоции, подобные путешествию в юность на машине времени. Весь этот антураж: советские мультики, лохотроны с письмами счастья, ларьки, паленая водка, китайские тостеры - всё до единой детали правдиво. Лерка, Дима, Левчик, вокзальная буфетчица, обманутые старушки - всех этих людей мы встречали в реальной жизни. Да что там встречали, они и сейчас вокруг. От шекспировских страстей никогда так не ёкнет сердце и не застелет глаза пелена слез.
Несмотря на то, что в спектакле соединили 3 разных пьесы повествование получилось не перенасыщенным, не затянутым, цельным и концентрированным. Сценография без единого промаха, костюмеру за панталоны буфетчицы 5 баллов! Из актеров даже выделить никого не могу, все актерские работы как бриллианты в короне, если подобное сравнение может быть уместно к их образам.
Вообще, этот спектакль вызывает какое-то нетипичное театральное послевкусие. Ну скажем, красная икра после Шекспира и вареная картошка с соленым огурцом после Лерки. И жаль что нас кормят все больше высокой кухней.
Хороший спектакль, конечно много грустного из нашей жизни, но юмора тоже много) стоит сходить, посмотреть...
Спектакль очень понравился. Если ваше детство-юность пришлись на 80-е - сходите, не пожалеете, очень возвращает в ту эпоху. Несмотря на то, что в спектакле затронуто очень, почти слишком много разноплановых проблем, смотреть его интересно.
Убийственно хороша тут Наталья Индейкина. Сюжет непростой и тяжелый, но воспринимается все достаточно просто и любопытно. Смотреть было здорово, интересно. Играли замечательно, правдоподобно. Убедительно, браво.
Что искренне радует в спектакле – это образы. Просто диву даёшься, как всем этим интеллигентным (без сомнения) артистам удаётся так правдиво передать содержание мыслей и чувств обитателей российской глубинки. Сколько труда стоило, должно быть, человеку, привыкшему думать над каждой фразой, научиться выдавать непрекращающийся поток пестрейших ругательств пополам с матом по любому поводу. Результат – безоговорочное доверие зрительного зала тому, что происходит на сцене.
Поначалу кажется, что происходит там обычный ситком. Но глядь... Не совсем обычный. В ситкоме, как в мультфильме, мы бы весело посмеялись и над наркоманом, который всеми правдами и неправдами пытается занять денег на дозу, и над простым парнем, который готов броситься с балкона из-за столичной вертихвостки, и над челночницей, которую роды застали врасплох на захолустной железнодорожной станции. Здесь зритель и смеётся и плачет одновременно. Смеётся, потому что это ужасно смешно, и плачет, оттого что слишком всё настоящее. Хочется крикнуть: «Это же живые люди, они заслуживают лучшей доли!»
Должно быть не зря режиссёр то и дело возвращает героев в детство – в тот момент, когда «ещё неизвестно, что вырастет». Детьми-то все были одинаковыми, все смотрели одни и те же мультфильмы... И жизнь обещала быть сплошной чередой удач и новых друзей. Горький, ох, горький вывод напрашивается...
Красной линией через спектакль проходят телевизионные сообщения о распаде СССР, об августовском путче и т.д. Взят определённый период российской истории. При этом сюжет вроде бы и привязан к этим событиям (свободный рынок, война в Чечне), а вроде бы это и не так принципиально. Даже непонятно, не то режиссёр обвиняет во всём власть, не то хочет лишний раз подчеркнуть, что жизненная трагедия этих людей запрограммирована и мало зависит от того, что происходит «наверху».
Тот спектакль, который надо обязательно досмотреть до конца. Впечатления после первого действия и после второго - диаметрально противоположные. В антракте больше ухмылялись от увиденного на сцене, а вот досмотрев спектакль, у меня на глаза навернулись слезы, удивительно.. Тронуло. Очень. Спасибо!
Я трижды плакала в театре: на "Пиковой даме", "Семьянюках" и сегодня..на "Лерке"..
Это просто что-то невероятное, сюр! Это все те ж шекспировские страдания, но на фоне 90-х годов, я остро вспоминала юность и тусовки, бесбашенность, как я в пьяном угаре включила огнетушитель, всегда хотела посмотреть как он работает, так вот как он работает увидели и запомнили все, кроме меня, нет я видела, но ничего не помню, понимаю, что это не важно, но ведь важно то, что этот спектакль будит эти воспоминания, он просто живой, весь, от начала до конца я чувствовала возраст взрослеющей героини
Это просто фантастика, все, все, все, все!!! Костюмы, подбор актеров, музыка, декорации, актеры, снова актеры и сама пьеса, слепленная из трех.
Захлебываюсь эмоциями, мне хотелось бы, чтобы каждый увидел (и срочно) это чудо. Это живой организм, а не спектакль, он дышит, он заставляет остро чувствовать
В Балтийском доме идёт во второй редакции спектакль «Лерка», режиссер Андрей Прикотенко, драматург Василий Сигарев. Постановка получилась по-сигаревски беспросветная, единственное хорошее, что никто не сможет отнять у героев: мультики из детства. «Ну погоди», «Как львенок и черепаха пели песню». На финале на заднике сцены на большом экране показывают мультфильм. Лера, куда уходит детство?
Как и спектакль «Пиковая дама», «Лерка» идёт в формате «зритель на сцене»: нужно идти мимо актерского буфета. Как и в «Тане», перестановки декораций происходят на глазах у зрителей. Художники Олег Головко и Глеб Фильштинский нарисовали постсоветский быт: старинный буфет, пошарпанное временем кресло, провинциальный вокзал и кресла для ожидающих поезда, мрачная каморка работников железной дороги в канун Нового года…
Секрет успеха легендарного спектакля (премьера — 2009, восстановление — 2022) — его актёрский состав. Характерный актёр Егор Лесников, веселый пьяненький парень с пакетом из «Ленина», тут парень с тяжёлым детством, его мать в могиле (плиту сдадут на металлолом), отец в алкогольном угаре, а позже — вернувшийся из Чечни травмированный профессиональный убийца, «герой», не нужный своей стране. Мария Лысюк пронзительно играет Лерку, судьба обошлась с ней несправедливо, наносила жестокие удары с детства. В первой сцене, на чердаке дома, когда Диму (Лесникова) призывают в армию, а он хочет поехать в горячую точку («Что там делать будешь?». «А здесь что делать?»), герои обсуждают старое кладбище за окном. Атмосфера спектакля вообще кладбищенская, траурная. Этот отравился паленой водкой, та пыталась повеситься, но успели спасти.
Мы видим человеческие судьбы на фоне потрясений большой страны. Ельцин говорит: «Я устал», где-то там далеко война, на заводе людям платят зарплату мягкими игрушками, челноки продают барахло из сине-белых сумок, бандитские разборки и убийства тех, кто смог подняться — в порядке вещей. Яркая представительница глубинного народа — героиня Натальи Парашкиной, кассирша привокзального буфета, она грубая, бодяжит водку, но приходит на помощь ближнему…
В спектакль я въехала не сразу, и раздражало, что зрители смеются, это, видимо, защитная реакция. «Лерка» — это страшно, больно, невыносимо. Послушала подкаст с Сигаревым, он говорит, что с помощью искусства, своих фильмов и пьес, выражает боль этого мира: войны, потери близких, жизнь людей за Третьим транспортным. И ещё: «Любите и берегите друг друга». Такие спектакли нужно смотреть, чтобы не разучиться сопереживать. В мире происходит много чудовищных вещей, даже прямо сейчас, от некоторых новостей даже у меня мурашки. Не замечать этого — плохое решение, страшное не исчезнет. «Я много курю, но сквозь сиреневый мир я вижу мир как он есть» («Сплин»).
Я пошла на кладбище. Мне хотелось там что-то найти. Не знаю, что именно. Может быть, себя… («Волчок»).
Вы собрались в театр, но хочется чего-то свеженького? Фокин вам нравится, но вы считаете его работягой? Хочется чего то искреннего и добро-плаксивого? И вы все еще верите, что это можно найти в театре? Хотите посмеяться от души и поплакать «не долго думая»? Тогда ваш долг перед обществом попасть на спектакль «Лерка» 10 июня в «Балтийском доме».
Вам не понравится этот спектакль только в том случае, если вы циник и у вас не было детства или вы не боитесь будущего.
Детище режиссера Андрея Прикотенко, лауреата «Золотой маски» и «Золотого софита» (кого-то может порадовать уже эта фамилия). Исходный материал Прикотенко взял у драматурга Василия Сигарева, лауреата российской премии «Антибукер» (а кого-то эта).
Прикотенко выбрал три сигаревских пьесы и произвел с ними некие метаморфозы. С согласия драматурга он соединил их в одну, и истории трех совершенно разных женщин превратились в ломаную линию судьбы героини Валерии. Бедолага-подросток с романтическими надеждами— в «Божьих коровках». Ожидающая ребенка женщина, которая втюхивает привокзальному люду китайские тостеры — в «Черном молоке». В «Фантомных болях» — блаженная, потерявшая мужа и дочь и готовая разделить ложе с каждым, кто явится ей в очках любимого супруга, чем, разумеется, пользуются все местные отморозки. С легкой руки режиссера судьба Лерки наполнилась таким количеством испытаний, что хватило бы на сюжет для большого сериала о 90-х. Но режиссер действие не растягивает, а предельно концентрирует. Нам грустно, но очень смешно. Персонажи живые, оттого и смешные. И судьбы у них тоже живые, оттого и грустные.
Режиссер использовал банальный, но действенный прием — каждого героя можно отличить по его личной присказке. А настоящим выстрелом в спину становятся цитаты из советских мультиков, ловко вкрученные в текст. Большую роль для слезовыжималки играет и то, что актеры на застольном расстоянии от публики (и помост для игры, и трибуны для зрителей размещаются на сцене).
Говорят, что костяк актерского состава Прикотенко уже проверял в деле. Точной информации у меня нет. Знаю только о дуэте Багров — Фомичева. Они и в «Моем бедном Марате» играют влюбленных. Но дольше всех вы будете вспоминать буфетчицу в исполнении Натальи Индейкиной. Смешнее буфетчицу мир еще не видел. В 2009 г. за эту роль актриса была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в Номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Руки чешутся рассказать сюжет в подробностях и по два раза пересказать все комичные моменты, но это было бы нечестно.
Ставит точку в спектакле песня «Куда уходит детство» в исполнении Пугачевой. Тут вроде бы уместно приписать Прикотенко излишнюю сентиментальность, но прием срабатывает на сто процентов.
Я вам гарантирую одно - из театра вы выйдете с улыбкой на лице.
Лерка.
1991 ГКЧП
Куда уходит детство
1993 Указ 1400...попытка импичмента
душевная песня...забыл как называется, её ещё Пугачева пела...
1999/2000 "Я ухожу..." ЕБН
00-е сильно отличаются от 90-х... В 00-е "полуправда - это маленькая правда", а в 90-е "полуправда - это огромная ложь"...это в 90-е за 20р. выходили на панель... а в 00-е всё стало хорошо как-то само-собой....
Люди, о которых спектакль, такие как все... ничего исключительного...прямо узнаешь детали своей жизни... жизни друзей...
А Лерка и Димка, через все эти разрывы быта, каким-то чудом продирают честность... Конечно за 3 часа много чего хорошего
происходит со зрителем...но меня накрыло, на словах Лерки, когда они сидят на вокзале и ждут почтовый до Челябинска: "Лёва, я так люблю тебя... Больше жизни люблю..."
Вчера ходила на "Лерку". Меня тронуло до глубины души. Очень интересно наблюдать перевоплощение Лерки из такой наивной, такой простой и доверчивой девченки в суку,совершенно безразличной к другим людям и их чувствам, а потом опять ее перевоплощение в человека, который хочет восстановить завод по изготовлению игрушек,постоить в поселке поликлинику,школу и ДАЖЕ цирк,помочь людям,дать им работу. Спектакль можно охарактеризовать тремя словами: смех сквозь слезы. Вроде и комедия,но все настолько реалистично и без лоска,обычная жизнь обычных людей "выброшенных за борт".
Спектакль ужасный. Бредятина полная. Если и была какая-то философская идея, то ее такими приемами и способами не передать... Мат-перемат на сцене, надо себя не уважать, чтобы такое слушать. Шутки есть, но они ниже уровня ПТУ. Как можно среди этой ругани упоминать Бога!
Из актеров сыграла буфетчица во втором действии, сразу видно профессиональная актриса! Ей браво! Интересно, а у остальных актеров есть ли высшее образование? Такой же вопрос возникает и к режиссеру-постановщику.
Совсем не значит, что если люди живут в глубинке, то употребляют такой лексикон, даже выходцы из неблагополучных семей. Посмотрите спектакль театра-студии Светланы Крючковой "Домой!" - вот это вещь!! Там в конце стоило встать, люди рыдали. Здесь же просто собрали всю грязь, да еще и утрированно. Роли можно было не учить, а нести жаргонную отсебятину.
Также спектакль не стоит тех денег, которые за него просят.
Кому-то понравилось, ну что ж, каждому своё, у всех свой культурный уровень. Театр-это храм культуры, где хочется отдохнуть, а не слушать примитивную брань.
Неужели народ так деградировал?
За последние пять лет - это лучшее что я видел в театре. Зрители под конец плачут, плачут от того, что им показали какая жизнь. Мы все живем в большом городе и нам всем понятно - что мы суки и живем по сучьим правилам. Оттого слова Лерки так сильно цепляют! Здорово!
Спектакль супер, советую. Вернул меня в молодость, в 90 года, там реально так и и было. Актерская игра очень понравилась, особенно буфетчица Люська, актриса Наталья Индейкина. Спасибо всем актерам, и всем кто принимал участия в этом спектакли. Спектакль очень актуален даже сейчас, это не про этих героев, это про эпоху России.
Отличный спектакль, который непременно надо посмотреть. Актеры играют великолепно!
Сама идея тоже непростая, но это наша история, от которой возможно, мы не так далеко и ушли
Потрясает. До глубины души.
Страшно было идти, Сигарев не самый простой автор. Догадывалась, что не будет милоты и развлекушечки. Боялась чернухи, излишней жёсткости и жестокости... Но этот спектакль не такой совсем. Тонкий? Нет. То что происходит на сцене слишком мощно, настолько мощно, что какая уж там тонкость. Добрый? Нет. Из песни слов не выкинешь, к этому автору не за добротой. Пронзительный? Да. Безусловно. Оглушающий? Да. Выбвающий почву из под ног? Да. Больной? Да. Звенящая какая-то боль. Больно за то что было, больно за то что есть, за то что ничего не меняется... Нежный? Да. Потому что нежность какая-то вселенская к этим людям, которые такие же как мы, которые всего-то и хотят - любить и быть счастливыми. Но не случается. Почему-то не случается. А ещё нежность в них самих... Измученных, искалеченных, покореженных, но все равно нежных. Вопреки всему - нежных.
Страшный спектакль, прекрасный спектакль. Нужный спектакль. Зачем его смотреть? Чтобы помнить об истоках своих (Да, они там, у нашего поколения они там, в жутких 90х). Чтобы снова научиться сочувствовать, сопереживать, чтобы вспомнить, каково это плакать "над другими" горше чем над собой. Мы ведь разучились. Я ревела оба акта как сумасшедшая, и под конец даже перестала сдерживаться и скрывать свои слезы, потому что невозможно это. Мне искренне жаль тех, кому этот спектакль не по душе, кто слышит только мат, кому я не нравятся артисты... потому что не знаю, что должно с вами случиться, чтобы пробить эту броню "благополучия" и "благопристойности", потому что жалко тех, кто за матным словом не может разглядеть боль другого человека.
Артисты, кстати, потрясающие! И хоть сам спектакль тонким мне не показался, уж очень наотмашь, повторюсь, но игра актерская поражает тонкостью и точностью. Ульяна Фомичева просто гениальна! Очень понравились Дмитрий Паламарчук и Антон Багров. На Александра Кудренко давно уже ходим, прекрасный, редкого дарования актер!
В общем... Этот спектакль надо смотреть. Да, холодный душ, да, электрошок. Но оно того стоит.
Очень хороший спектакль! Смотреть обязательно. Режиссер А Прикотенко что то такое сделал с артистами и что тема 90 х годов и вообще нашего недекого
прошлого, показанная на сцене, благодаря их ведиколепной игре , не кажется банальной, неестественной, искусственной и пр. Потому что ...это просто очень хороший спектакль в котором с большой любовью и талантом люди говорят о нашем "детстве" совсем не по детски. Великолепный Антон Багров, Наталья Индейкина и другие! Смотреть!
Мне кажется, я на время вернулась в юность, в начало 90-х, когда нам было по 16-17 лет. И мы тогда действительно учились пить водку, и разную гадость типа "Амаретто". И тусовались, убивали время, переживали, страдали от одиночества, строили планы и верили в то, что все у нас будет: и красная машина с откидным верхом, и маленькая собачка (не помню, откуда это).
Вот так вот и сегодня все эти воспоминания всколыхнулись, поднялись из глубин души, давно и напрочь забытое.
В этом и есть сила театра - его великое искусство - возрождать чувства, из ничего сотворять целые миры, дарить нам чудо воспоминаний. Впечатлений, эмоций, ощущения жизни.
Спектакль "Лерка", увиденный мной в Балтийском Доме, один из непревзойденных по силе восприятия. После такого зрелища не захочешь быть в шкуре актера ни за что. Это действительно страшная, адская работа - это вывернутая наизнанку душа, обнаженный нерв, распятое нутро человека. Меня по эту строну рампы буквально разорвало в клочья, а каково им там? Кто-то скажет, что это ремесло, но я никогда не поверю, что их пот и слезы фальшивы. И кровь тоже настоящая, они - там на сцене - живые и настоящие. А мы, сидящие в зале, просто манекены, мы ТАК не можем...
Смотрели спектакль с подругой 19 октября. Спектакль просто потрясающий, а игра актеров-молодцы! Спектакль динамичный, держит вниман ие постоянно.Спасибо рецензиям на афише-можно ходить на хорошие спектакли, появилось желание ходить в театр.почти всегда кроме театра Буфф попадала на нединамичные спектакли, не оставляющие следа в сердце, поняла, что мне интереснее кино. А после этого спектакля-несколько дней вспоминала и думала-а почему она так поступила, а если бы так... Зал аплодировал стоя.Спектакль всем рекомендую. Он о нас, о нашем детстве-90-е.Вспоминаешь-что мы так же жили, как в детство попадаешь.
Пошел на спектакль исключительно по отзывам на Афише. Ушел в антракте, и то - еле досидел.
К сценаристу и режиссеру. Если из грязи попытаться нарисовать что-то художественное, то получиться кучка грязи, не так ли? Осквернитель могил должен вызвать сочувствие в момент, когда осквернили могилу его матери? Вам не кажется, что между тем как живут главные герои и советскими мультиками - пропасть, и в принципе не может быть никакой связи?
К уважаемой публике. Неужели 90е так вам привлекательны и вызывают ностальгию? Неужели то, что происходит на сцене хоть минуту смешно?! Просматривая три часа эту "чернуху", мы не забираем частичку происходящего как свой духовный багаж?..
Господа, давайте растить лучшее в себе.