Спектакль по автобиографической книге Евгении Гинзбург "Крутой маршрут", конечно, по-серьезному, перед походом в театр книгу неплохо бы почитать, а то многое пройдет мимо вас.
Главную роль играют Неелова и Яковлева, я попала на Неелову - такая интеллигентка с чувством собственного достоинства крепче алмаза. Не представляю, как можно сыграть лучше такую трагическую роль...
Очень понравились Людмила Крылова и Нина Дорошина, последняя особенно убедительна. Героиня Крыловой же проходит развитие от полной веры в вождя до абсолютного разочарования в нем, играет Крылова очень искренне.
Понравилось, и это было и на "Селестине", что в Современнике оформляют фойе в стилистике спектакля. В данном случае это были в основном газеты 30-х годов с троцкистскими разоблачениями и восхвалениями передовых достижений социализма.
Евгения Гинзбург, кандидат исторических наук, преподавала в Казанском университете и работала в газете «Красная Татария» вместе с человеком, чью статью из учебника когда-то критиковал Сталин. Этого предлога оказалось достаточно, чтобы пришить 33-хлетней женщине «терроризм» как «участнице троцкистской контрреволюционной организации». А в ней оказалось достаточно сил, чтобы в течение восемнадцати лет противостоять могучей государственной машине репрессий с её ложными доносами, тюрьмами, конвеерными допросами, ежовскими пытками, карцерами, лагерями, унижениями, голодом, без человеческих прав, без связи с внешним миром, где остались муж и дети. Она не подписала ни одного протокола, не сдала ни одного человека, не запятнала своей чести и достоинства, выжила, пройдя все круги ада, и написала об этом книгу «Крутой маршрут». Спустя примерно двадцать лет после её смерти, около семнадцати лет назад, Галина Волчек поставила одноимённый спектакль, в котором сейчас занята вся женская труппа Современника – два десятка характеров, которых коснулась одна и та же беда: юные и старые, неунывающие и упавшие духом, идейные и религиозные, человечные и подлые, теряющие рассудок и сохраняющие его. Благодаря актёрскому таланту запоминаются они все, каждая по отдельности, без второстепенных ролей – живые, убедительные образы, вызывающие сочувствие или отторжение, иногда – грустную улыбку, но никогда не оставляющие равнодушными. Вот Клара (Феоктистова) показывает шрам на бедре: овчарка гестапо, а окровавленные культи вместо рук – уже НКВД; вот старушка Анфиса (Дорошина) недоумевает: следователь назвал «трахтисткой», а она к «трахтору» в деревне даже не подходила. Неелова в роли самой Гинзбург – потрясающа, выше любых избитых эпитетов, её самоотдача – на разрыв аорты, до абсолютного погружения, она выходит на поклоны с залитым слезами лицом. Плакала, думаю, и немалая часть зала – больно тяжёл, даже страшен в психологическом и эмоциональном плане материал спектакля, это кошмарный сон наяву. Сейчас в искусстве, как сценическом, так и кинематографическом и литературном, практически не появляется настолько достоверных и цепляющих, если не сказать шокирующих, и долго не отпускающих произведений об эпохе культа личности. Сатира, сантименты, патетический пафос и стенания на котурнах никогда не достигнут такого же трагического эффекта, который способен возыметь почти документальный, объективный взгляд изнутри без преувеличений и преуменьшений. Невозможно упрекать Волчек в «излишнем натурализме», когда на сцене создаётся до такой степени погружающая в себя атмосфера, что одинаково бьют по нервам и вопли отчаяния и боли, и весёлые песни. Этот спектакль обязателен к просмотру каждым – не только как свидетельство подлинной истории, той огромной ошибки, которая не должна повторяться, но и как доказательство того, что, по Хемингуэю, человека можно уничтожить, но нельзя победить – если в нём есть внутренний моральный стержень честности перед самим собой и уважения к себе.
25.07.2010
Комментировать рецензию
Гениальнейший, один из самых лучших спектаклей Москвы. Невероятная атмосфера создается и надолго запоминаются ощущения. Я его смотрел больше пяти лет назад, а впечатления до сих пор свежи. Просто вжимает в кресло! Всем советую
П.С. недавно, 22.11.09, ходил освежить, все без изменений. Проверкой временем прошел. Одобрено
Великолепная игра актеров, сюжет, от которого захватывает дух... Стоп, это не сюжет, а жизнь целого поколения! И в этом весь ужас того, что мы видим из зрительного зала.
Сходить стоит каждому, кому не безразлична наша история, кто болеет и переживает за свою страну и свой народ. После таких спектаклей возникает непреодолимое желание сделать что-то, чтобы не допустить повторения ужасов сталинских репрессий. Не допустить того, чтобы людей, на которых держится весь наш мир могли еще хоть когда-нибудь и где-нибуть так же унижать, заставлять страдать те, кто не стоит и кончика их ногтя.
Этот спектакль нельзя не принять близко к сердцу, и он меняет сознание. Как же замечательно, что мы можем увидеть его в театре Современник, да еще с такими потрясающими актерами как М. Неелова, Л.Ахеджакова и все-все, кто сыграл в нем.
Невероятный по восприятию, фантастический по идее, сильный Спектакль. Комок в горле, потому что по окончании не хотелось говорить, просто широко были открыты глаза и мысль пульсировала в голове: "Боже!!! БОООЖЕЕ!!!". Понравилось все: постановка, игра каждого актера, текст. Каждая женская судьба запомнилась, каждая заставила сердце сжиматься... "Каторга - какая благодать!" - пронзительно звучат строки Пастернака из уст главной героини, отправляясь в Туда!
Пережила на этой постановке невероятное количество эмоций. Спасибо режиссеру и актерам театра, за Великий Спектакль! Надо обладать определенным мужеством и для того, чтобы поставить и уже много лет продолжать играть этот спектакль. Серьёзный вечер и к тому же история нашего государства прошлых лет. Театр своим спектаклем даёт возможность задуматься и вздохнуть с сожалением о прошлых годах.
"Крутой маршрут" действительно шедевр театра, города ивсей нашей страны!!! ЭТО Гениально! Атмосфера, декорации, музыкальное оформление-такое страшное сочетание звуков,характерных для того далёкого времени, игра актёров заставляет просто не отрывать от происходящего. забыть обо всём и следить за развитием событий. БРАВО ВСЕМ!
Мощный по восприятию, масштабный по идее, сильный по духу спектакль. Спектакль определенно на пятерку.
Почему точки, а не восклицательные знаки в конце предложений? Почему нет слов "класс! супер! потрясающе!"? - Да потому что комок в горле, потому что по окончании не хотелось говорить, просто широко были открыты глаза и мысль пульсировала в голове: "за что?.. Боже, какие глупые люди -ведь жизнь одна... как можно так поступать... как не боятся они так поступать... ведь конец у всех один... и ответ за все один... какие вещи творились в нашей истории... какие еще будут твориться..."
Понравилось все: постановка, игра каждого актера, сценарий (если можно так назвать реальные события биографии Евгении Гинзбург).
Сколько судеб женщин уместилось в спектакле... каждая запомнилась, каждая заставила сердце сжиматься... Восхищение главной героиней - маленькой сильной женщиной, сохранившей достоинство и честь, и веру... Все они верили в последней сцене: "новая власть восстановит справедливость, там наверху просто ничего не знают..." Да уж... не знают...
"Каторга - какая благодать!" - пронзительно звучат строки Пастернака из уст главной героини, отправляясь в ссылку. Кто-то не дожил, кто-то пережил это время... Главное - верить, надеяться и любить, оставаясь в согласии со своей совестью... несмотря ни на что...
Евгения Гинзбург написала свой роман отчасти автобиографично, отчасти литературно (судя по информации в Википедии). Главная героиня романа (а на сцене - пьесы) - Евгения Гинзбург в исполнении Марины Неёловой.
При входе в театр зрителей встречают песни времен СССР в фойе, в середине стоит памятник Сталину, висят разные транспаранты и фотографии политических деятелей того времени. Атмосфера достаточно радостная создана. История спектакля построена на полном контрасте. Массовые аресты, нелепые допросы, доносы, нечеловечные пытки, которые применялись даже к женщинам. И при этом Гинзбург сохранила свое достоинство, не подписала никаких бумаг, совесть осталась чиста.
В спектакле, конечно, не показывают какие-то невероятные пытки, но при этом показывают их последствия. Например, состояние Гинзбург на допросе после того, как 5 дней ей не давали спать, есть и пить. Или состояние после пятидневного карцера. Очень здорово продумано, как светом передать дни.
Нам показали время практически с момента ареста до момента отправления в лагерь. Приходилось общаться не только со следователями, но и с подписавшими протокол друзьями (уже бывшими), и с товарищами по несчастью, которые оказались в одной камере. А женщины все разные, и отношение к аресту у всех разное. Кто-то пытается сохранить достоинство, кто-то осуждает Сталина, кто-то недоумевает, а кто-то напротив, считает, раз партия посчитала ее врагом народа, значит так и есть.
Спектакль тяжелый, у меня начала после активного дня и такого спектакля в антракте побаливать голова. При этом я не могу сказать, что спектакль привел меня в восторг. Мне очень понравилось, но при этом состояние скорее подавленное.
Конечно зал в конце встал дружно, аплодировали долго и дружно, актеры лишний раз вышли на поклоны.
Марина Неёлова блистательно исполнила роль! Трудно поверить, но этот спектакль идет с 1989 года! Конечно, актриса изменилась за более чем 25 лет, тем не менее это не критично. Без бинокля смотреть спектакль, если места дальше средины партера, просто невозможно, потому что не видно мимики, которой всё передается. Эффект определенно не тот. Да, с биноклем не всегда удобно, да и рука устает, но тем не менее.
Лия Ахеджакова появляется всего несколько раз на сцене, но ее невозможно не узнать. Тоже очень здорово. Она очень бодро и быстро двигается, четно, ясно, громко говорит. Роль маленькая, теперь окрепло желание сходить на "Игру в джин", осталось только накопить, потому что билеты заоблачные, как всегда надеюсь поймать откидушку.
Актрисы состава очень хороши, отлично передали эмоции, состояние, эпоху. А мужские роли - это следователи, премерзкие.
Пожалуй, второй раз на этот спектакль я бы не пошла, но один раз надо сходить, настроиться на серьезную тему. Зал битком. Я попыталась найти местечко свободное ближе, но не нашла ни одного! Партер полный, никто не ушел в антракте, пересесть нереально. Еще бы, такие актрисы, такой отличный, но тяжелый спектакль.
Абсолютно несогласен с предыдущим комментарием Любови под липами. Великолепные декорации, пробирающий до костей лязг железных затворов, сливающийся со страшным пронзительным звуком, которым сменялись мизансцены. Спектакль сыгранный, в каждой сцене виден абсолютнейший профессионализм каждого актёра. Неёлова - превосходная актриса и в этот раз она уверенно справилась с этой сложной ролью. Спектакль держался именно на главной на героине, а как может быть иначе? Когда в каждой её фразе боль души и сердца, в каждом жесте и позе глубина отчаяния и силы многих и многих сгинувших в тюрьмах и лагерях. Но это не умаляет достоинств игры остальных актрис, напротив они подчёркивали и укрупняли необходимые сюжету психологичекие акценты Я был счастлив увидеть потрясающих актрис, которые для меня все вместе и каждая по отдельности эталон русской драматической актрисы. К сожалению, в спектакле не принимала участие удивительная Лилия Толмачёва. Дай Бог ей здоровья!
Меня расстраивает, когда зрители уходят с середины действия, но уход двух пар, сидевших прямо передо мной меня покоробил, и люди-то уже немолодые, если не интерес к теме, то хотя бы уважение к актёрам должно быть?! Или как? Уход без уважительной причины с хороших спектаклей, затрагивающих столь серьёзные и не теряющие остроты исторические события, равноценен плевку в спину всем тем безвинно осуждённым на мученическую жизнь и смерть под дулом автомата.
Спектакль "Крутой маршрут" я посмотрела несколько лет назад. Тогда - это было лучшее, что я видела в театре. С того момента ничего не изменилось! За эти годы я видела хорошие постановки, замечательных актеров, сильный сюжет, но чтобы все вместе - это было лишь однажды! Это большая удача увидеть такой Спектакль своими глазами. Ведь как часто я слышу, как раньше гремел тот или иной театр, какие раньше были спектакли и как месяцами люди пытались попасть на спектакль. Крутой маршрут идет Здесь и Сейчас, важно не опоздать!
Почему вдруг только сейчам спустя годы я решила написать об этом гениальном спектакле? Да потому что только несколько часов назад я закончила читать Крутой маршурт Евгении Гинзбург. Как жаль, что тогда в фойе Современника я не успела купить эту книгу, как жаль, что только сейчас у меня дошли руки прочесть ее. Эта книга Хорошего, Талантливого Человека, Сильной и Достойной Женщины! На эту книгу нельзя написать отзыв, просто потому что права у нас такого нет- оценивать такие произведения. Книга потрясает. Но привели меня к ней Галина Волчек и Марина Неелова!
Еще до спектакля в фойе у зрителей есть возможность “почувствовать атмосферу” 37-го года – почитать газеты и документы того времени, посмотреть портреты и лозунги. Это само по себе очень интересно. А потом – спектакль. Спектакль, в котором нет возможности пролистнуть несколько страниц, как в книге, где необходимо увидеть все – хочешь ты этого или не хочешь. И хотя, на мой взгляд, в книге Евгении Гинзбург несколько более широкий взгляд на вещи, спектаклю это не мешает. Важно заставить зрителей помнить о том, как все может быть по-другому, какими ценностями они обладают сегодня, порой не замечая этого.
Не в состоянии сдвинуться с места, я размазываю тушь по лицу. В ушах стоит невыносимый скрежет железа и душераздирающие вопли. Ощущение безысходности, несправедливости, беспомощности. Босые женщины с бездонными глазами смотрят через ржавую решетку на зрительный зал. Они стоят так долго, что тебе становится не по себе. Шквал оваций московских зрителей полных изумления и шока.
Прошло пол года прежде, чем я смогла сесть писать рецензию об этом спектакле. Невозможно, казалось мне, передать весь ужас тех трех мучительных часов в стенах Современника обычными словами. Душевную боль, за жертв сталинской репрессии, гордость за сохранение человечности и веры, гнев за несправедливость и безнаказанность, ужас от пережитого вместе с героями, разве можно это описать?
"Крутой маршрут" это лучшая машина времени, которая может окунуть вас в ведро с помоями сталинских времен.
Очень тяжелый спектакль. Когда жадно смотришь на сцену, а бинокль мокрый от слез.
Дух эпохи обрушивается на зрителя уже у на входа - слышатся бравурные марши, апплодисменты, раскатистое "Уррра!". В фойе театра - монумент Сталину, кумачовые лозунги, пожелтевшая "Правда" по стенам. Оторопь берет, словно и впрямь переносишься почти на век назад.
Зал и сцену разделяет не только рампа. Решетки и замки лязгают на протяжении двух актов. И ты уже не знаешь по какую сторону решетки находишься сам.
НКВД и гестапо - это практически одно и то же. Что наглядно демонстрирует Клара: "Вот на бедре незаживающий след пыток гестапо, окровавленные культи - подарок от НКВД".
Герой Михаила Жигалова воплощает в себе всю низость человека, наделенного хоть толикой власти, когда он обращается с женщиной на допросе как с тараканом - хочу прихлопну, хочу на волю отпущу. Одного только не разумеет сей человек в форме - сегодня ты на коне, а завтра - в говне. Думает, что форма от всего защитит.
Пространство спектакля не может вместить монологи всех героев. Но здесь текст - лишь половина спектакля. Роли без слов звучат колоколом - испуганные глаза Дарьи Белоусовой, закусанные губы Клавдии Коршуновой, бледные лица, безмолвные тени на нарах вдоль стены...
Подумалось вдруг: поговорка "ежовые рукавицы" появилась до или после 37-го года?
Как же эти женщины радовались, когда на смену Ежову пришел Берия. Волосы дыбом вставали от их неподдельных ликований, ибо только потомки знают, что хрен редьки не слаще..
Главную роль играет Марина Неелова, но каждая героиня со своей историей - главная. И Каролла, которая танцует в своем лучшем платье, а потом падает как подрубленная, и Милда, которая отдает всю свою пайку другим, и Зина, которая потеряла саму себя в этих застенках. В первой сцене Лия Ахеджакова появляется как королева, которая по ошибке попала в камеру. Королева, которую приволакивают с расквашенным лицом. В Бутырке это уже недочеловек, агрессивный звереныш, который забывает русский язык, забивается под стол с куском хлеба и готов порвать глотку тем, у кого есть волосы, а у нее - нет.
Не узнала Людмилу Иванову в роли бабы Насти, каюсь. Вижу, что лицо знакомое, а в платке угадать не могу. Помнится-то она больше по "Служебному роману", и давно не видела на экране. Но в этом я усматриваю не забытость актрисы, а ее талант так точно донести до зрителя образ деревенской старухи, в жестах и фразах которой узнаешь то ли свою бабушку, то ли соседку по деревне...
Нина Дорошина в любимом амплуа, малограмотная сельская хохотушка-веселушка) Даже в тесном муравейнике камеры находит повод для улыбки.
Умиляют "верующие в советскую власть", даже когда их попрали в правах, оторвали от детей, расстреляли мужей. Фанатичная вера, что Сталин не знает, но он разберется.
Советская Россия - моя излюбленная тема. Слишком много непонятного и страшного творилось там. Сейчас - тоже, но мы, ныне живущие, как-то приспосабливаемся, адаптируемся к нынешним условиям, которые для нас реалии. Жители 37-го года тоже адаптировались к тем условиям, которые предлагала жизнь. Радовались каторге после каменного мешка тюрьмы. Или вешались, не вынеся мук совести после того, ЧТО подписывали. Пусть под пытками, пусть на грани жизни и бесчувствия, но простить себе этого уже не могли. Каток сталинских репрессий без разбора "закатывал в асфальт" юных комсомолок, древних старух, интеллегенцию, крестьян, бомонд и своих же сотрудников.
Спектакль идет уже третий десяток лет. И эта тема не устаревает. Это ужас, о котором надо знать и надо помнить. О том, как система перемалывает человеческие жизни. О том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.
"Крутой маршрут" - первый и на сегодня единственный спектакль, по окончании которого я не смогла, как обычно, захлопать в ладони. На протяжении всех 3-х часов, что он идет, физически ощущаешь нарастающие со сцены напряжение, сопротивление, протест, сливающиеся в единую, какую-то нечеловеческую силу желания остаться человеком, желания не выпасть из человеческого. Не смотря на то, что жизнь порой выкручивает свой маршрут так, что это скорее напоминает кошмарный сон. Угрюмая решительность идти до конца за то, чтобы остаться собой, в финале спектакля нагнетается до такой правдоподобности, что, в буквальном смысле слова физически, вдавливает в кресло. Все эти женщины и путь, который они прошли в своей жизни, непостижимая, казалось бы невозможная в нашей сегодняшней жизни, бесчеловечность... и всего 3 часа на то, чтобы сообщить это залу. Я не смогла апплодировать, настолько была подавлена увиденным; но преклоняюсь перед вами, теми кто ЭТО пережил и остался человеком и теми, кто рассказал о том, насколько разным может быть путь.
Прошел год с того дня, когда я видела спектакль, но ощущения, которые он вызвал, живы до сих пор.
Версты обвинительного акта,
Шапку в зубы, только не рыдать!
Недра шахт вдоль нерчинского тракта.
Каторга, какая благодать!
Спектакль театра Современник. Постановка Галины Волчек. Задействован практически весь женский состав театра: Марина НЕЕЛОВА, Лия АХЕДЖАКОВА, Нина ДОРОШИНА, Мария СИТКО, Лилия ТОЛМАЧЕВА, Ольга ДРОЗДОВА, Марина ФЕОКТИСТОВА и другие. Уже только поэтому нужно идти смотреть этот спектакль!
"Крутой маршрут" поставлен по первой части одноименной автобиографической книги Евгении Гинзбург: женщине, которая пережила многие годы унижения и издевательств в советских тюрьмах и лагерях, расставание с любимыми людьми, не потеряв при этом себя и своих лучших качеств: веры, уважения и человечности даже в самые трудные годы своей жизни.
"Крутой маршрут" - это позорные страницы истории великого народа. Такие вещи нужно знать и особенно показывать молодому поколению, чтобы впредь не повторять ошибок прошлого.
Задумайтесь на секунду, что происходит сейчас в стране и как актуален в наши дни этот "крутой маршрут". Порой мы этого даже не видим… или просто не хотим видеть.
Я считаю, что книгу Евгении Гинзбург "Крутой маршрут" должен прочесть каждый, умеющий читать. Может быть поход в театр на данный спектакль заставит потом взять книгу в руки и прочесть до конца, чтобы узнать что же будет дальше после того как актёры ушли со сцены.
Спектакль не самый гениальный на свете, но пятёрку ставлю Современнику, что так долго не убирают его из репертуара.
Атмосфера времени просто пропитывает стены "Современника", пропитывает человеческие души, сердца зрателей. При входе тебя встречает большой постамент Иосифа Виссарионовича - символ величества власти; плакаты с лозунгами тех времен; ты как бы улавливаешь дух времени, и улетаешь в прошлое вместе с героями спектакля. Евгения Гинзбург - главная героиня и автор, на ее примере показана жизнь одного человека, одного лагеря и целой страны.
Спектакль заслуживает внимания, особенно нам - людям настоящего, ведь это история, наше прошлое и мы всегда должны помнить о нем!
Очень хороший сложный спектакль. Сложный эмоционально. Рассказ о репресированных во времена Сталина. Несправедливо репрессированных. Как они сопротивлялись, как их ломали, предавали, как они предавали. Все время глаза были на мокром месте, но места для слез в этом спектакле нет. Потому что он о тех, кто держался. И мы не плакали, лишь тихонечко подтирали подступающие к глазам эмоции. После спектакля вышли опустошенные. Все это ужасно. Ужасно страшно и больно. Такие вещи нужно смотреть и читать обязательно.
Сходила на Крутой Маршрут. Ушла после первого акта. Наверное, тяжело судить о спектакле, не досмотрев его до конца, но в данном случае не я сама себя вынудила)
Форма лучше, чем содержание. Сюжет интереснее и захватывающее, чем реплики-сцены. Что ни реплика, то ни в попад. Да простит меня М. Неелова, но вот кого незаметно, так это ее. А надо бы. А хотелось бы? Весь спектакль держится на Ахеджаковой, как впрочем, все и всегда. Сейчас посмотрела фотографии спектакля, захотелось остаться. Осталась бы, и фотографии смотреть не захотелось бы.
Спектакль о cталинских репрессиях. Основан на реальных событиях, произошедших с автором одноименной книги Евгенией Соломоновной Гинзбург, которая была осуждена и провела в заключении 10 лет.
В спектакле участвует почти весь женский состав театра.
Безупречная постановка и игра актеров.
В центре сюжета 15 женщин, обсуждающие в камере несправедливость своего наказания.
Тяжелый спектакль. При этом тут нет слишком откровенных сцен насилия, тяжесть в атмосфере и возникающих в твоей голове мыслях.
Все, разумеется, слышали о репрессиях Сталина в 30х гг. При этом тех, кто лично пострадал от них, сегодня практически не осталось. Чуть больше тех, кто слышал от родителей. Но в целом сегодня о них предпочитают говорить в привязке к итогам великой отечественной, таким образом частично оправдывая.
Тем полезнее этот спектакль, т.к. дает возможность прочувствовать положение репрессированных, посмотреть на историю не в общем, а в деталях.
На мой взгляд, сходить стоит.
Материал очень сильный. Тем более сложно объять его и пережить, как режиссеру, так и зрителю. Если начать со зрителей, то зайдя в театр с шумной московской спешащей улицы невозможно через десять минут понять то, о чем плачут люди на сцене, почему они кричат. Вся тяжесть и боль понимается разумом, но тело молчит. Настолько велик разрыв между обыденным сознанием и экстремальностью мечущегося сердца, что чувствуешь только досаду за это, нет живой связи. Апофеозом дисбаланса может служить всеобщая овация зала на заключительной песне, когда заключенные едут на этап из казематов. Восхваление партийного упыря помраченными и жаждущими хоть каплю надежды зеками вызывает ответную радость слепого сердца зрителей. Связи нет, все превращается в фарс. Если даже в храме души и свободы люди принимают резь в душе за повод для веселья, не так ли происходит и в их жизнях.
Мне кажется, что режиссер не уловил этой пропасти, его постановка не провела связующий мост.
Качественный спектакль. Спасибо режиссёру, его команде и актёрам за хорошо проделанную работу!
Особо впечатлили декорации, свет, звук и работа со зрителем до начала спектакля через оформление гостевого зала. Очень хорошо передана атмосфера, не только через актёрскую игру, но и всем сопутствующим.
В целом, очень хороший спектакль. Нужный, хорошо поставленный, отражающий нашу историю! Но во второй раз на него не пойду.
Сам по себе спектакль является историей-пересказом тяжёлых и, порой, очень тяжёлых моментов репрессий того времени. Но мне хотелось видеть разнообразие человеческой души, её величие, саму жизнь! Другими словами, это не шедевр, так как не даёт большую гамму разнообразных чувств, размышлений и впечатлений. Мне лично интересно знать, как при всех этих лишениях человек находит тягу к жизни, какова эта тяга (духовная, разумная или "животная"...), в чём узники находили жизнь. Мне нужна вся целостность личности и та жизнь в различных аспектах.
Оценка, конечно, пять, но поставил четыре, чтобы было куда стремиться.
Этот спектакль настоящий ...В нем все и прекрасная игра актёров и паралель с российскими реалиями...и радость свободы ,и горечь утрат.. После просмотра хочется долго молчать и слушать тишину... Блестяще...Браво!
Этому автобиографичному роману Евгении Гинзбург как нельзя лучше подходит название его расширенной версии: «Под сенью Люциферова крыла». Происходящее не сцене, описывающее жизнь писательницы при сталинском режиме, вызывает острейшее внутреннее отторжение, невозможность поверить, что и её жизнь, и жизнь миллионов других людей были вот так, запросто брошены на жернова режима. Такие постановки, наряду с рассказами Шаламова, эпосом Солженицына, стихами Мандельштама заставляют раз и навсегда возненавидеть режим, при котором страдания и унижения народа были возведены в абсолют. И уже невозможно ограничиться эпитетами «бесчеловечность», «жестокость», «несправедливость» в описании тех далеких, но до сих пор кровоточащих времен. После душераздирающего вопля в начале второго акта главной героини романа, матери троих детей Жени/Марины Неёловой в ответ на оглашение следователем приговора: «10 лет тюрьмы!» - «За что??» навсегда укореняешься в мысли, что страшные «люди», творящие такое с невинными людьми в те годы спустили на нас ту самую «сень Люциферова крыла», от вождя до последнего вертухая заслуживающие своего отдельного, десятого круга ада.
Человеку, который по разным причинам с той же беззаботной легкостью, с которой те же следователи выписывали цифры 10, 15 и 25 лет на погубленных судьбах невиновных, видит оправдание террору против собственного народа, против женщин с детьми («Мы для них не женщины, мы для них - номера...») ужасным словом «зато...», необходимо непременно сходить на эту постановку и окунуться в эту бесчеловечную колючую цепь событий. Любому разумному человеку это послужит здоровой прививкой от иллюзий в отношении Великого Учителя и Отца Народов. «Имеющий уши да услышит».
Приходить лучше за 30-40 минут до спектакля - после гардероба ты попадаешь в фойе, стилизованное под реалии «культа личности Сталина» 30-ых годов. Статуя вождя, алые растяжные парадные ленты с лозунгами, на стенах - вырезки из советских газет того времени. Фраза грузинской женщины из спектакля «С чужими Сталин разобрался, теперь взялся за своих», описывающее начало большого террора после убийства Кирова запечатлена в больше части этих вырезок. Шитое дело об «участие в троцкисткой группе», о которой можно прочитать в этих вырезках, стало для активной образцовой коммунистки Евгении Гинзбург волчьим билетом на 10 лет тюрьмы и ссылок. Эти газетные вырезки дают понять, насколько мощной была лживая пропаганда времен «культа личности», которая долгое время закрывала собой чудовищную сталинскую тюремно-лагерную мясорубку.
Сам спектакль в двух актах описывать не хочется - это просто надо видеть. Весь путь «Крутого маршрута» Евгении показан невероятно живо и правдоподобно, от обвинительного приговора следователя до «прекрасной» каторги. Игра Марины Неёловой трогает до дрожи, любое слово и движение заставляет сострадать несчастной матери троих детей. Очень точна и, как всегда восхитительна в своем амплуа «простой советской бабы» Нина Дорошина, пугающе точна показана сошедшая с ума героиня Лии Ахеджаковой и невероятно обаятельна германская актриса, попавшая в тюрьму прямо в своих великолепных нарядах, сыгранная Ольгой Дроздовой. Письмо от сына грузинской женщины (к сожалению, не знаю актрису, её сыгравшую) тронуло до слез, очень сильный момент. Отдельно хочется отметить весь актерский состав, игравших органы НКВД - на поклон они почему-то не вышли (видимо, из-за того, что поклон явился неким продолжением и частью спектакля), хотя именно на них, т.е. на их роли проецировалась ненависть к сталинским палачам и режиму в целом. Такое яркое воссоздание мерзости этих бесовских слуг заслуживало отдельных стоячих оваций.
Эпилогом к спектаклю для меня стали ужасные мысли, что, к сожалению, многим нашим современникам, внукам и потомков тех несчастных людей, погибших от рук собственных правителей, статистика преступлений сталинского режима все ещё неочевидна и неподсудна, бередя умы тем «порядком и величием Родины», в жертву которого было принесено безумное, неподдающееся разумному объяснению количество непрожитых загубленных жизней и разлученных счастливых семей, стертых в лагерную пыли с лица их же родной земли. Чей некролог и путь на земле в то бесовское время заканчивается сухими, но ужасающими словами «реабилитирован посмертно». Хочется верить, мы или наши дети когда-нибудь смогут побороть этого люцифера, раз и навсегда сбросив образ Сталина в историческую преисподню.
Низкий поклон всем актерам и Галине Волчек за этот спектакль. Это свет в наши души. Память несправедливо погибших не должна быть забыта никогда.
P.S. «Ну что, генералиссимус прекрасный...»