Музыкальный |
12+ |
2 часа, 1 антракт |
Только вернулись с Рок-оперы "Иисус Христос суперзвезда". Так сказать, пишу по горячим следам. Посмотреть это произведение искусства было моей мечтой. Прекрасная, завораживающая музыка - до мурашек! Наверное, ожидать чего-то изумительного было лишним. Меня не смутило, что происходило действие в ДК им. Горького - так как я впервые была в этом зале, не знала чего ожидать - в принципе, зал неплохой, лишь звук подвёл. Меня не смутило, что сцена была совершенно без декораций – только лишь чуть приподнятая кверху мини-сцена (на которой собственно и происходило действие), обтянутая тканью. Меня даже не смутили костюмы – скромные платья, как мне показалось, из той же ткани, которой обтянута сцена. Я отбросила странные мысли - дело же не в антураже, я всё-таки пришла послушать-посмотреть!
Но всё происходящее дальше не то чтобы смутило меня, а повергло в состояние полнейшего недоумения и глубокого разочарования, которое длится третий час к ряду. Постановщиком танцев (осмелюсь назвать такое дергание на сцене танцем), судя по всему, был энцефалитный клещ. Выступающие выдавали такие хореографические пируэты, что я была вынуждена снять очки, так как боялась не справиться с приступом тахикардии, резко меня охватившим. Я тихо радовалась моментам, когда танцующие, падали ниц и не двигались в течение нескольких минут - такое происходило раз пять за два часа.
Актёры-певцы, я не знаю как правильно их назвать, исполняли арии такими голосами, что мне и в ужасном сне не снилось – то гнусавя, то фальшивя, то сбиваясь с ритма, то и вовсе пели невпопад (только к женским партиям вопросов нет). А когда на сцену вышли солисты со шнуровыми микрофонами, мы еле-еле сдержали накатившую волну истерического смеха.
Но всё же мы не покинули эту вакханалию и более того, дали этой художественной самодеятельности ещё один шанс, оставшись после антракта. Но всё тщетно. Думаю, эта постановка достойна лишь награды «Весна студенческая-1999». Ушли мы, под бурные аплодисменты и крики «Браво!», не удовлетворившись ни на йоту, и не понимая, кому все эти «Браво!» и авации? Проходящие мимо нас зрители были восторженны и воодушевлены, что нельзя сказать про нас, видимо избалованных «Балом вампиров». Эх, Ожогин, где ты?
Посмотрела в КЗ «Измайлово» (Москва) новую версию культовой постановки «Иисус Христос — суперзвезда».
Сразу отмечу, что Иуду исполнял не Александр Казьмин, как было заявлено. Но Вячеслав Ногин в этой роли превосходен, сильный и многогранный голос пробирающий до мурашек, и что-то внутри отзывается на душевные терзания его героя. Ярослав Боярунас сложился как Иисус во внешнем сходстве и в темпераменте, пронзительный вокал. Вообще похвалить хочется почти всех исполнителей, временами «хромал» звук, но это уже звукорежиссёру на заметку. Сильное впечатление произвела, конечно, «толпа» — во все времена она решает будешь ты суперзвездой или распятым.
Декораций нет, игра актёров обнажена, всё действие разворачивается на наклонном постаменте, имитирующем песчанную возвышенность. Костюмы стилизированы эпохой. Здесь много решает свет, он передаёт настроение.
Мнения об этой опере разделяются, кто-то ушёл в антракте, кто-то зевал, но в конце почти весь зал аплодировал стоя. Лично меня не зацепило, показалось что рок заслонил душевность оперы и как такового противостояния двух сильных личностей я не увидела.
Сплетенное из тел танцоров бьется человеческое сердце. На миг замирает перед мужчиной в черной тоге, ликуя, устремляется к нему и вовлекает внутрь в свой гипнотический ритм, чтобы через несколько минут вытолкнуть обратно – ошеломленного, растерянного, никому не нужного. На сцене появляется Джизус. Сердце стремительно оборачивается ему навстречу. Забытый Джудас в недоумении следует за ними.
Итак, музыкальный драматический спектакль на основе знаменитого мюзикла Ллойд- Уэббера (оказалось, бывает и такое!), созданный в 1990-м и с успехом идущий до сих пор. Музыкальный спектакль, который использует совершенно иные выразительные средства, нежели мюзикл. Полное отсутствие декораций, электронное звучание, минимум костюмов. Всю историю рассказывают голоса актеров, исполняющих прославленные арии и хореография танцовщиков. Но эта история, разыгранная на куске фанеры (!), стоит того, чтобы ее увидеть и услышать. Ой, какого дорогого стоит! Потрясающий перевод, великолепный русский текст, пожалуй, лучший слышанный мной на сегодня – все-таки в 90-м еще была школа!
Мюзикл подразумевает безупречный голос исполнителей, к этому привыкли. И это ошеломляет больше всего. Голос Джизуса неприятен: он слаб, пронзителен, он мешает, раздражает и тревожит. Он во всем проигрывает безукоризненному исполнению Джудаса. Почему так? Эту «Гефсиманию» не станешь включать на диске для удовольствия, наслаждаясь прекрасным вокалом, силой и страстью. Вместе с влюбленной Магдаленой, честным Джудасом, разумным Пилатом, сияющем стразами и окруженном танцовщицами Иродом (долгожданные три минуты ставшего вдруг неуместным мюзикла!), толпой юродивых, жаждущих исцеления, апостолов, мечтающих о мемуарах и, чего уж там, фанатов Ллойд-Уэббера ты спрашиваешь себя «Разве ты Джизус Крайст»? А маленький худой Джизус со срывающимся голосом разгоняет танцовщиц, не совершает чудес, не дает верить, что все будет хорошо, идет на казнь и отдает себя толпе, которой так нужна любовь, но, уже почти не веря, что его любви хватит. И вместе с цифрой 34 что-то обрывается в тебе. Это спектакль-размышление над вопросом «Иисус Христос – суперзвезда?» Но десяток других вопросов ты не можешь не задать себе позже. Вот вроде "сто" лет уже идет, а для меня спектакль-открытие, спектакль-откровение.
Краткий сюжет рок-оперы- это рассказ о событиях, описанных в Библии, от въезда Иисуса в Иерусалим и до его распятия на Голгофе.
Библия - это основа основ, вот уже более 2000 лет является произведением, наиболее востребованным человечеством. Интерес к Священному Писанию не угасает. И это произведение вне времени и пространства. Это одновременно и глубокая история, и большая драма, и человеческая трагедия.
В своём либретто Тим Райс в целом следует евангельским текстам, но по-своему трактует многие основные моменты библейской истории, что нисколько не умаляет достоинства этой рок-оперы, что даже, сказала бы, пробуждает интерес молодежи к знакомству с Библией.
Александр Казьмин в роли Иуды - отчаянно пронзительный, а сцена взаимодействия с Иисусом- исполняет Ярослав Баярунас- это наивысший эмоциональный накал.
Постановка минималистична - декораций очень мало, массовка - толпа и апостолы - одеты почти все одинаково, и среди них выделяются чёрно-красной одеждой Иуда и роскошные одежды Ирода и Пилата. Это создаёт особую атмосферу библейского повествования, самого по себе очень лаконичного и минималистичного.
В спектакле заняты как заслуженные артисты России, так и молодые актеры.
Невероятные эмоции от оперы. Рекомендую посмотреть эту оперу
«Иисус Христос – суперзвезда», 26.01.2020
«Иисус Христос – суперзвезда» - рок-опера, которая в этом году отмечает свое 50-летие. Я увидела ее вживую совсем недавно, в прошлом году. К своему стыду, до постановки ИХС в театре Моссовета я «иду» уже года 4, никак не складывается. Еще есть постановка Санкт-Петербургского театра «Рок-опера», первая в России (с 1990 г.), между прочим, но она в Москву не приезжала.
К счастью, до Москвы добралась «обновленная», версия питерского ИХС: с новыми костюмами (были заменены почти все), аранжировками и светом, который ставил светохудожник группы «Алиса» - Андрей Лукашов.
Скажу честно, что я была в этот блок на всех 4 показах, поэтому смогла оценить все возможные и невозможные варианты составов. А они действительно потрясающе разнообразные: Иисус может стать в другом спектакле Иудой, Иуда – Иисусом или Понтием Пилатом, а Петр – царем Иродом.
Я напишу только про один спектакль 26 января с составом:
Иисус — Ярослав Баярунас
Иуда — Александр Кашапов
Мария — Анна Тесс
Понтий Пилат — Вячеслав Ногин
Кайафа — Алексей Толстокоров
Анна — Александр Кавин (з.а. РФ)
Пётр — Вадим Рябушкин
Ирод — Константин Шлюев
Для меня «Иисус Христос – суперзвезда» - очень тяжелый морально спектакль. Посмотрев в роли Иисуса и Ярослава Баярунаса, и Александра Казьмина, я убедилась в том, что нашла «своего» Иисуса. У Александра Казьмина Иисус – «просто человек», который принимает божественное предназначение. У Ярослава Баярунаса Иисус отстраненный, «неземной» и выделяется среди других людей: он погружен глубоко в себя и словно бы постоянно думает о том, что ему назначено умереть за людей. Для меня Иисус действительно должен быть именно таким, хотя, вероятно, это противоречит изначальной идее оригинального ИХС, ибо создатели хотели показать Иисуса-человека.
Но к образу Иисуса в исполнении Ярослава Баярунаса мы еще вернемся, а начинается рок-опера с долгой ансамблевой сцены с толпой. Толпа, она же – апостолы, очень важный персонаж ИХС. В начале они преклоняются перед Иисусом, поют ему осанну… И только один человек, Иуда (Александр Кашапов) понимает, что «толпа всегда слепа». Настоящий друг, он всю дорогу пытается предостеречь Иисуса, образумить его, предупредить о грозящей опасности. А опасность действительно близка: первосвященники Анна (Александр Кавин) и Кайафа (Алексей Толстокоров) уже договорились предать Иисуса смерти. Хочется отметить премьеру Алексея Толстокорова в роли Кайафы: получился действительно величественный вершитель судеб с мощным низким голосом.
Иуда сильно, до ревности, не любит Марию Магдалину (Анна Тесс) – она с головой увязла в грехах, отвлекает Иисуса, делает его слабее, да еще и дорогое миро переводит. Анна Тесс создала совсем иной образ Марии, нежели Анна Позднякова, которую я видела много раз ранее и тоже очень люблю. Ее Мария кажутся более юной и совсем невинной, несмотря на свое прошлое. Она с такой немой досадой слушает упреки и оскорбления Иуды, так преданно любит Иисуса, так мечется в «Я сделалась другою..». А еще, именно в ее исполнении я заметила, как Мария с ужасом отшатывается от пытающихся завлечь ее в бурную оргию в храме и поняла, что это она побежала и позвала Иисуса, чтобы он выгнал грешников из дома Господня.
Но Иуда разочаровался в своем кумире, его раздражает все: недальновидность, слабость, блаженность и покорность судьбе. Он даже не поет осанну вместе с другими апостолами. Сцена предательства Иуды мне очень нравится: она действительно раскрывает мотивы его поступков, мы понимаем, что он хотел добра, хотел спасти народ, и верил, что поступает во благо. Даже злосчастные 30 монет он сначала гордо не собирается брать, но Анна и Кайафа убеждают его, что их можно раздать бедным – и Иуда согласится произнести роковые слова: «Он будет в ночь на пятницу один, Вдали от толп, в долине Гефсиманской».
Иисус с самого начала знает, что скоро умрет, покинет апостолов и народ. Он даже не хочет оттягивать этот момент, сам гонит Иуду. Но самая сильная и самая «человечная» ария Иисуса – «Гефсимания», в которой он признается, что слаб и неуверен, спрашивает у Бога, что даст миру его смерть, сможет ли он что-то изменить, и призывает Отца брать его быстрее, пока у него еще есть на это силы и решимость. Именно после Гефсимании предатель-Иуда целует Иисуса перед арестом.
Еще одна страшная сцена – раскаянье и самоубийство Иуды, на самом деле, единственного думающего и анализирующего среди апостолов. В ужасе от того, что натворил, он признается, что не умеет любить иначе и, возможно, если он умрет, Иисус сможет простить и полюбить его? Боюсь, что нет. Очень тяжело осознавать, что Бог действительно все знал и назначил именно Иуде быть предателем только потому, что для Спасения кто-то должен был предать Христа.
Как же быстро меняется реакция толпы: из только что прославляющих Христа обожателей они превращаются в его преследователей, они уже готовы предать его суду и уговаривают Пилата казнить его. В каких только ролях я не видела в ИХС Вячеслава Ногина: и Иудой, и Иродом, и Анной! А сейчас он стал и Понтием Пилатом. И он отличается от Пилата Вячеслава Штыпса. Тот – сильный человек со своими грехами и слабостями. У Ногина Пилат такая же отстраненная от действительности хрестоматийная фигура, под стать Христу-Баярунасу. Человек, которому дано принять последнее, судьбоносное, решение, и он сделает свой выбор. С досадой и злостью, ведь он до последнего старался спасти Иисуса от казни, но тот как будто сам не хочет жить: «Этими руками правит власть иная, знай! Ты ничего не в силах изменить…» И мы опять возвращаемся к теме божественного Провидения: люди – только пешки в большой игре, у каждой своя роль, но повлиять на свою судьбу и предназначение они не могут.
Финальная сцена очень красиво обыграна светом: кроваво-красный огонь озаряет руки Анны и Кайафы, а на головы толпы рушится небо. Иисус воскреснет, конечно. Но это будет уже совсем другая история. И она не закончится арией Иуды «Суперзвезда», а остановится на каноничном Иисусе в белых одеждах, окруженном притихшей толпой.