Перформанс |
18+ |
Дмитрий Арюпин |
55 минут, без антракта |
59-минутный спектакль театра "ЧЕРНОЕНЕБОБЕЛОЕ" - это московский ответ перформансу петербургской группы АХЕ, выступающей в Мейерхольдовском центре. C той разницей, что главное действующее лицо спектаклей "черноеНЕБОбелое" - это все-таки человек, Марчелла Солтан, хотя пластика ее - нечеловеческая. Если иметь в виду, что в те же две недели в Театре Маяковского показывает "Snow Show" Слава Полунин, то получается полноценный фестиваль недраматического театра на драматической сцене.
Спектакль, или даже правильнее перфоманс, скорее понравился, хотя не скрою, что по окончании действия я вышел из зала с радостью. Было: страшно, грустно, шумно, красиво, зловеще, оригинально. Не было: весело, тихо, понятно, ординарно.
Актеры, несомненно, очень талантливые товарищи: их движения, танцы, мимика отлично сочетались со страшными масками, странными костюмами, контрастными цветами, стробоскопическими эффектами, зловещей музыкой, вгоняющий в транс.
В общем этот странный спектакль точно не забуду никогда. Хорошо, что я его увидел, но второй раз не пошёл бы точно ни за какие коврижки. Здорово, что посмотрел в Хеллоуин. Вроде как стал причастен к всеобщему безумию.
В Москве спектакль идет примерно раз в месяц на сцене музея-театра Булгаковский Дом. И более подходящее место для этой постановки сложно представить. Зал камерный, очень маленький, с глубокими креслами. Низкая сцена находится буквально на расстоянии вытянутой руки.
В спектакле были задействованы всего двое актеров, но кажется, что их больше - настолько различны образы, которые они показывают нам за эти 55 мин. спектакля. И это действие очень, ОЧЕНЬ пугающее. Оно затрагивает именно те страхи, которые мы прячем глубоко внутри, те, которые еще из глубокого детства. Рваные движения, грим в стиле "Американской истории ужасов", напряженная музыка давят на психику. Также заставляет понервничать неизвестность - ты не знаешь, кто появится на сцене следующим и каким будет его движение. А вдруг, он спустится в зал и нападет? Или покажет на тебя пальцем, посмотрит невидящими глазами и позовет на сцену? Или запустит в тебя мячиком?
Восхищение вызывают пластика артистов, их умение изобразить своим телом любые действия, танцы в разных стилях. Особенно поразил момент, когда Кукловод двигает руками и из-за черных рукавов и быстрых движений кажется, что одну руку он просто оторвал от себя и машет ею. Свет, который то вспыхивает, то гаснет и идеально подобранная музыка держат в напряжении с самого начала и до последней минуты. Единственное, музыка нам показалась громковатой. Мы сидели с краю, возможно, около нас была колонка.
Если вы хотите пощекотать себе нервы - идите на этот спектакль. И обязательно в первый ряд. Острейшие ощущения вам обеспечены. Каждый найдет здесь персонажа, который является воплощением именно ВАШЕГО ночного кошмара.
Прочитав аннотацию, я, конечно, ждала, что будет необычно, неожиданно, а, возможно, и страшно.
Но я всё равно никак не ожидала, что оцепенею от восторга с первых же минут.
В этом спектакле поражает всё! Свет, музыка, костюмы актёров, но больше всего поражает пластика.
Нереальная, нездешняя пластика! И это не просто талант, это уникальный дар - обладать такой пластикой. Так что игрушки (а их будет много) совершенно реальные живые персонажи, настолько реальные, что даже мысли не возникает, что они выдуманы. Просто мы не замечаем их или не помним.
но
ЭТОТ МИР В САМОМ ДЕЛЕ НЕ ТАКОВ КАК НАМ КАЖЕТСЯ.
И игрушки Бертрана по праву занимают в нём своё место. Радуются и грустят, веселятся и страдают, пугают и боятся сами, танцуют и даже умирают.
А ещё они любят.
Это потрясающий спектакль, не похожий ни на какой другой!
Обязательно сходите!
Я сейчас пытаюсь подобрать слова, чтобы рассказать об этом спектакле, пожалуй, в первый раз мне сделать это невероятно сложно.Ужас, смешанный с экстазом, - самое точное определение. "Никакой книги не стоит за этим спектаклем, кроме, может быть, самой короткой: ЭТОТ МИР НЕ ТАКОВ, КАК НАМ КАЖЕТСЯ". На самом деле мои ощущения от жизни в этом мире спектакль воплотил в полной мере. Сгустив все краски и ноты до чудовищной концентрации. С самой первой секунды он ошарашивает и заключает в тиски страха и не отпускает целый час. Знаете, ничего более зримого не могли бы придумать кинорежиссеры, вооруженные спецэффектами. Никакие спецэффекты не способны на такое. Нечеловеческая пластика у актеров. Нечеловеческая фантазия, рождающая парализующие сознание образы. Необыкновенный талант - так изобразить кошмары. А я считаю, что в театре надо изображать абсолютно все: и красивое, и безобразное, и самое страшное. Может, чтобы признать его существование, обозначить и тем самым "рассекретить", "расшифровать", а то, что расшифровано, уже не так страшно. Чтобы изгнать страх из души.
К своему сожалению, до вчерашнего дня я абсолютно ничего не знала о пластическом театре "черноеНЕБОбелое" (Black Sky White), да и о пластическом театре как о самостоятельном театральном жанре имела весьма поверхностное представление. Идею сходить на спектакль "Игрушки Бертрана" подала коллега, заинтересовавшаяся необычной подачей спектакля и хвалебными отзывами своей приятельницы, близкой к театральному миру. Прочитанные пресс-релизы успешно сработали - я тоже была заинтригована, билеты ценой не отпугнули - скорее наоборот, и вот, решено - идем приобщаться "к прекрасному".
В этот вечер актеры театра ждали нас на сцене маленького камерного зала Дома Высоцкого на Таганке.
Зал всего на 130 мест, мы на балконе 2го ряда - обзор сцены великолепный. Гаснет свет и действо начинается...
В полной темноте луч прожектора выхватывает фигуру человека-куклы, подвешенной за шею. Фигура болтается на веревке, вдруг позади появляется фигура другой куклы, её движения резки и подчас конвульсивны, невозможно представить, что живой человек может так двигаться на самом деле - кажется ты видишь страшный сон, в котором куклы-марионетки живут своей, какой-то странной, страшной жизнью. Помните Чаки из ужастика 90-х г.г.? Сцены сменяются новыми героями и уже не всегда понимаешь сколько актеров на сцене, кто актер, а кто кукла? Потрясающая пластика и абсолютно небанальная подача будоражат и возбуждают воображение. Здесь вам и хоррор, и готика, и социально-психологическая драма - и все это языком пластики. Это даже нельзя назвать танцем в обычном понимании, но "язык" этой коммуникации со зителем не менее выразителен, чем текст, читаемый с обычной сцены, к тому же дает больше простору фантазии и воображению. Хочется особенно отметить музыкально-шумовое сопровождение спектакля. Музыка здесь не просто фон,- можно сказать, это такой же полноправный участник перфоманса, как и актеры, почти осязаемая часть единого организма. Ну и свет конечно! Без тщательно продуманной световой схемы не было бы самого спектакля, ибо все представление построено на игре контрастов тени и света, вместе с музыкой создающим эффектный антураж происходящему на сцене.
Пожалуй, это была самая необычная и странная театральная постановка из тех, что я видела. Поймут не все, но равнодушных не будет. Настоятельно рекомендуется к просмотру всем интересующимся нестандартными, авангардными театральными направлениями, любителям готики и поклонникам электронной музыки - мурашки по коже практически гарантированы.