Перформанс, Современная драма |
18+ |
Ирина Малая |
1 час |
Каждый раз, попадая на пластические спектакли, я поражаюсь насколько выразительным может быть человеческое тело. Наверное ни один другой вид искусства не сможет всего за один час показать возрождение человечества из ничего - из пыли и грязи.
Копошащееся нечто, в муках вытягивает из аморфной субстанции не оформившиеся конечности. Что это - руки? Ноги? Сколько их должно быть? Четыре? Восемь? Кто я? Червь? Паук? Монада? Андрогин обнаруживает в себе двойственность, распадаясь на существа, не обретшие еще индивидуальности, не могущие существовать друг без друга. Через постепенное осознание себя формируются личности, возносящиеся над природой, через мучительный и бесконечный бег по кругу... По кругу? Нет - по спирали, ведущей от первоглины к высотам сознания.
И все это спектакль "Хто ни я", показанный Арт-группой "АМА" в пространстве Нового Манежа. Движение, музыка, вокал, поэзия и медиа арт сплетаются в этой философской истории, выстраивая логичную ткань повествования. Слово Хтония в названии распадается на слоги, образуя новые смыслы, но в спектакле смыслы и искусства напротив объединяются в ярком единстве. Два тела, две девушки - Таисия Шумова и Юлия Морозова рассказывают нам притчу о восстановлении человечества после глобальной катастрофы. Ансамбль "Комонь" присоединяется к ним, уподобляя возрожденного человека сверхсуществу.
Спектакль сложен для вербализации, но легко читаем. Эту глубокую простоту придумали и поставили режиссер Ирина Малая и танц драматург Леляна Станишевская. Да, именно драматург - не хореограф. Перед нами не танец, а безмолвный сюжет, рассказанный телами. Музыка Константина Куцына, световой сценарий Алексея Роганова, видео инсталляции Камилла Юсупова, объединяются с действием, создавая междисциплинарный спектакль. Именно так авторы перфоманса "ХТО НИ Я" определяют жанр созданного ими действа. Авторы спектакля вдохновлялись фильмами Тарковского, музыкальными мирами Альфреда Шнитке и Эдуарда Артемьева. Но "ХТО НИ Я" открыта для любых толкований и ассоциаций. Каждый здесь волен домыслить свою историю, проложить свою борозду на поле спектакля.