Опера |
12+ |
Нильс-Петер Рудольф |
20 ноября 2016 |
2 часа, 1 антракт |
В первый момент в названии чудится какая-то несообразность: для нас Катерина существует отдельно от Кабанихи и ее сына, она — луч света, она — не Кабанова. Да и не Катя — Катерина. Все равно что назвать пушкинскую героиню Таней Греминой или толстовскую — Наташей Левиной.
«Катя Кабанова», которую Леош Яначек закончил в 1921 году, во второй половине ХХ века шла в десятках театров Европы и США. Российская премьера состоялась только в 2007-м в Новосибирске. Впервые в Петербурге ее ставят в Михайловском под управлением Петера Феранеца — накануне ее 90-летия.
По отношению к Яначеку столь длительный недосмотр кажется вдвойне несправедливым. Его преданная любовь к русской литературе не знала жанровых ограничений. На стихи Лермонтова он написал мелодраму «Смерть», по «Тарасу Бульбе» Гоголя сочинил оркестровую рапсодию, а под впечатлением «Крейцеровой сонаты» Толстого — струнный квартет. Последняя его опера — «Из мертвого дома» по Достоевскому.
Но важнее то, что музыкальный театр Яначека — не менее экспрессивный, чем у итальянцев, в меру диссонантный, на понятном часто без перевода чешском — должен бы восприниматься в России как родной. Так нет же: Яначек здесь только-только начинается, и дело идет трудно.
У Яначека был свой метод перенесения жизненной правды на сцену: «реальные мотивы», как называл их композитор, или «речевые попевки». Он делал свои «зарисовки с натуры» — набрасывал в блокноте нотные строчки, фиксирующие речь окружающих. Но не речью единой богата опера Яначека. Здесь по-прежнему царит пение и парят мелодии. И конечно, это опера поствагнеровская, и потому вокально-оркестровое томление неразрешимо, и разница лишь в том, что здесь Тристана и Изольду зовут Борисом и Катериной. «Катю Кабанову» Яначек написал в 67 (а основной корпус опер — еще позже) — после того, как влюбился в женщину младше его почти на сорок лет, Камилу Стесслову.
Задачу постановщиков михайловского спектакля (режиссер Нильс-Петер Рудольф, художник Фолькер Хинтермайер, художник по костюмам Сюзанн Бюлер) отнюдь не облегчает то, что в последние годы оперу ставили Йосси Вилер, Серджо Морабито и Кристоф Марталер. Но про их намерения наверняка ничего сказать нельзя. Костюмы, очевидно, будут в стиле модерн. Действие, возможно, в ту же эпоху. И, видимо, в спектакле все время будет идти снег — сегодня это вообще прогноз наиболее вероятный.