Драматический |
16+ |
Марк Розовский |
3 часа 10 минут, 1 антракт |
На самом деле я ожидал более мощного действа, и более, что-ли, близкого к тексту. В частности, Полоний получился избыточно комичным и несерьёзным, а тень отца Гамлета оказалась лишенной рыцарских доспехов. Упущены: мощный монолог Полония перед отправкой Лаэрта во Францию, диалог Лаэрта с сестрой, и еще множество других запоминающихся реплик. И вот ещё, что...! Почему-то Гамлет здесь маленький, стройненький, хотя Гертруда, по тексту, характеризует его , как тучного и одышливого. Таким противоречивым и мозаичным было все первое отделение спектакля. Настоящая шекспировская трагедия развернулась во втором отделении, ближе к финалу, который и впрямь был неплох. И да, Офелия получилась эмоционально близкой к моему видению этого персонажа. Клавдий хорош! Но и его голоса, и голоса Лаэрта не хватало для нормальной слышимости на задних рядах "новой сцены". В целом, не взирая на серьёзные изъятия из христоматийного переводного текста, эта постановка оставила ощущение некоторой затянутости и эклектичности в плане формирования финального эмоционального и информационного посыла к моменту "все умерли". А с другой стороны, трёх часов и одного антракта, как-бы не хватает... Сложное это дело - "Гамлета" ставить! В итоге: второе отделение воспринимается органичнее первого, и оно "вытягивает" весь спектакль на настоящий трагедийный уровень.
Спектакль вызвал смешанные чувства. С самого начала, когда на сцену выходят актеры и объявляют, что сейчас "будут представлять", от постановки веет свежим ветром бродячих артистов, средневековых вагантов, озорных школяров. Можно сказать, что это Gamlet-light. В спектакле сохранен классический сюжет, диалоги, все персонажи. В зале было много школьников. Думаю, "Гамлет" Розовского не показался им скучным или чересчур затянутым. История динамично раскручивается, порождая новые жертвы и заводя главного героя в неминуемый тупик. Но в этой динамике теряется красота шекспировского слова, теряются томительные минуты сомнений принца. На сцене мы видим внешнюю сторону жизни пьесы "Гамлет", а внутренняя остается для нас большей частью за кадром.
Во время спектакля у меня в голове все время крутилось слово "балаганчик" (да, что-то из Блока!). Немного наивный, немного жуткий, немного не по настоящему... С самого начала доминанта задана тем, что на сцену вышли артисты для дачи очередного представления. И пусть временами они сами забывают, что они на сцене, и начинают разговор со зрителем всерьез. Но воздвигнутые на сцене подмостки ("Гул затих. Я вышел на подмостки." (с) (Б. Пастернак) не дают забыть о том, что это театр. Театр врезающий в жизнь, как корабль несущий на всем ходу в порт.
В сухом остатке: версия "Гамлета" состоялась, со своим характером и своими причудами. Версия современная и живущая в такт с нынешним полетом времени. Но если лицо театра это и немного лицо Ясона, одним ликом смотрящее в настоящее, а другим в вечность, то в этом спектакле вечность немного обошли стороной.