Опера |
16+ |
Джонатан Кент |
6 мая 2007 |
1 час 55 минут, без антракта |
По сложившейся традиции Мариинский театр приезжает на «Золотую маску» не во время «Маски», а заранее, в тот момент, когда это у него получается, открывая ее намного раньше срока. На этот раз первым «масочным» спектаклем станет «Электра». И надо признать, старт у фестиваля получается невеселый.
«Электра» — абсолютно неподъемный для всех остальных российских театров раритет и одна из самых жутких опер Рихарда Штрауса. Она укладывается в одно — впрочем, совсем не короткое — действие, на протяжении которого мы почти безостановочно видим и слышим женщину на грани нервного срыва. Это Электра, ненавидящая свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста и в конце концов добивающаяся смерти обоих. После этого она сама удовлетворенно падает замертво. А еще до начала оперы убивают ее отца Агамемнона. Эту кровавую античную историю Рихард Штраус положил на музыку со всей своей экспрессионистской инфернальностью.
За инфернальность в спектакле по полной программе отвечают маэстро Валерий Гергиев и исполнительница заглавной партии Лариса Гоголевская. Другая ценность спектакля — работа известного английского сценографа Пола Брауна, которая сразу наглядно объясняет ситуацию. Все пространство сцены Браун застроил от пола до потолка, разделив его на два этажа. Верхнюю роскошь в стиле ар-деко занимает Клитемнестра. Подвал, превращенный в свалку старой рухляди, — Электра. А между двумя этажами — дыра, как после взрыва. Героям ничего другого и не остается, как провести в таком пространстве два часа ненависти.
Не далее как вчера Электра вышла на сцену одного из главного залов страны в красных трениках с белой полосой на боку и задрипанном халатике. Ну да, обнищавшая дрэвнегрэческая прынцесса, измученная матерью-убийцей и тр.пр.
И все два часа они пели о жажде крови с одной и с другой стороны. Сюжет сам по себе сомнителен для вдохновения, ибо перешагивает даже через жажду мести и зиждется, скорее, на болезни, сумасшествии, а не на отчаянии и желании воздать по справедливости. Белая горячка, одним словом.
Декорации представляют собой два этажа жилого дома (по идее, дворца), в подвале которого живет главная героиня.
Куча наваленных холодильников и прочего строй-мусора не давали на протяжении всего спектакля покоя в попытках посчитать - сколько после этого будут убирать сцену.:)
Актрисы тыркались туда-сюда по злосчастной горе-лестнице хлама с видом: я упаду и моя сломанная нога будет на вашей совести.
+Судя по всему, это один из самых коротких спектаклей Мариинки. Удасться вырваться живыми всего после двух часов испытания (к примеру, "Пиковая дама" с невозможно длинными антрактами идет более 4 часов);
+Декорации;
-Несменяемые декорации на весь спектакль;
-Костюмы артистов;
2 минуса - Попытка переложить древнегреческую трагедию на современный лад: получилось фальшиво и неискренне. Музыка не особенно вдохновляет - тяжела, равно как и сюжет спектакля. Пение - в большей степени ориентированность на женский вокал.
Сюжет древнегреческой трагедии в отличии от оперы, кстати говоря, заканчивается свадьбой Электры и дальнейшей счастливой жизнью с детьми и мужем, а не дерганьем бездыханного тела на сцене и выставлением образа главной героини как полнейшей психопатки и невменяемой женщины.