Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Опера в Санкт-Петербурге
Электра

Постановка - Санктъ-Петербургъ Опера
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Много ли можно вспомнить опер, где отсутствует любовная лирика? Даже если любовная линия не является главным двигателем сюжета, сложно представить, что ее нет вовсе. Что же тогда должно волновать сердца слушателей? Совершенно неожиданный ответ на этот вопрос дал Рихард Штраус в опере «Электра». С этого произведения началось его сотрудничество с драматургом Гуго фон Гофмансталем – их обоих увлек сюжет античной трагедии «Электра» Софокла. В основе знаменитого мифа лежит история о том, как дочь отомстила матери – убийце. Однако, если у Софокла доминирует возвышенный пафос, свойственный античной трагедии, то Штраус и Гофмансталь, представители вступающего в свои права двадцатого столетия, заинтересовались другим – изображением темных сторон человеческой психики. Вместо привычного образа совершенной и возвышенной Эллады – глубоко волнующая история боли и ненависти. Древняя Греция неожиданно предстает в «Электре» страстной, чувственной и демонической. Здесь нет места любовной лирике, хоровым сценам и развернутым ансамблям, все внимание композитор сосредотачивает на сложнейших сольных партиях, обнажив конфликт главных действующих лиц до предела. «Электра» – трагедия о закате древней цивилизации, но, благодаря смелому новаторскому музыкальному языку Штрауса, опера превратилась в захватывающую и живую музыкальную драму, яркий образец экспрессионизма. «Наверное, как с гоголевской "Шинели" начался девятнадцатый век в литературе, так с Рихарда Штрауса начался двадцатый век в музыке… Это великое произведение, но, когда я думаю о новой постановке, я всегда отталкиваюсь от того, что меня сегодня волнует, что мне кажется важным и актуальным… Я чувствую, что пришло время именно этой музыки, она очень близка к современности. Душераздирающая тема убийства родителей детьми, разве этого нет вокруг нас? Можно вспомнить не один, а сразу несколько громких заголовков газет… Крушение семейных отношений, когда сын может поднять руку на мать, дочь может поднять руку на отца… Наш спектакль будет максимально драматичным – это диктует нам наша жизнь. Моя постановка о том, что насилие рождает насилие, кровь рождает новую кровь и в этом смысле она имеет некоторые отклонения от существующих. Мне кажется, эта история столь страшна, что не может не отразиться на всех, кто участвует в ней. В сочинении есть две сестры. Одна – Электра, которая напоена только чувством мести, она им живет и выживает за счет него. Ее цель – разделаться с матерью, которая изменила отцу и погубила его. И есть вторая девочка – Хризотемида, которая напоена светом, желанием любви и страдает от того, что у нее не получается ее обрести. Два столь разных персонажа… Однако, кровь и власть – они опьяняют, нельзя просто отмахнуться от них. Каждый, кто попадает в эту атмосферу – уже не может сохранить себя…», – рассказывает режиссер-постановщик спектакля Юрий Александров.
  • Электра – афиша
  • Электра – афиша
  • Электра – афиша
  • Электра – афиша
  • Электра – афиша
Опера
16+
Юрий Александров
18 декабря 2020
1 час 45 минут, без антракта

Расписание сеансов

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 148
16 ноября 2021

Не так давно, в рамках феста «Видеть музыку» на сцене Геликон-оперы показывали этот спектакль
Всякие зверства, кстати. Так что лучше было увести детей видеть музыку по другим поводам.
А самим не лишнее познакомиться с этой весьма незабываемой «Электрой».
Отчего-то эту оперу Рихарда Штрауса в Москве не ставят.
Не знаю, что было на самой первой премьере в России – в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре в 1913 году. Но уверена, что и тогда дичи и эпатажа хватило. Тем более, за режиссуру отвечал В. Мейерхольд. И я бы посмотрела и послушала такое, при очень маленьких шансах попасть. Опера выдержала всего три представления.
А вот сейчас мы можем себе позволить. Если театр будет ставить в афишу почаще.
Сначала думаешь - почему Санкт-Петербург, ведь на сцене хватает экспрессии, красного цвета и азиатчины. А не строгости, например, чистых линий и аристократизма.
Однако когда главная героиня Электра берет в руки топор – меня осеняет. Ну конечно.
Как можно было пройти мимо такой отчетливо петербургской детали. В нашем, крестьянском понимании.
Топориком тут экспрессивно машут двое – Электра и брат ее Орест. Им предстоит убить старушку согласно древнегреческому сюжету. Старушка эта – Клитемнестра – мать обоим, и поведение ее само собой ужасно. Однако лить кровь, предаваться разврату и внедрять во все хаос - это фамильная черта. Они тут все одной крови – монстры, мечущиеся по дворцу-клетке с целью еще кого-нибудь порубить. А потом предаться разврату, затем взять топор и за кем-нибудь побежать, и так до бесконечности. Дурной, но существующей.
Круг непрестанной истерии - не придуманный режиссером (Юрий Александров) трюк, а сотворенный из самого воздуха и духа музыки Рихарда Штрауса концепт. Гармоничный и соответственный.
Гармония устроена на диссонансах, оркест, кстати, р играл настолько великолепно, что его можно было слушать отдельно, прикрыв глаза, пока со спутанными волосами и в рваных колготках злая-презлая Электра ползала на нижнем этаже дворца и гладила себя отрубленной головой любимого папы Агамемнона. Электра выла, орала и взывала – Агамемнон! Агамемнон..(Гамлет был скромнее, подумалось мне в этом месте, и сам на призрака отца не нарывался, притащили)
Но он, папа Агамемнон, не вернулся из мира мертвых, хотя от таких вокализов и мог бы. Зато явился брат, сначала притворяясь другим человеком и плащом прикрывшись, и не без сожаления, Электре пришлось топор ему отдать. Родилась женщиной, пляши и пой всегда, в том числе во славу убийства матери и царицы (мы слышим крики, что-то там про кровь врагов сплошным потоком льющейся везде, и лютый праздник, и прочие радости, которые простым сердцем людям трудно разделить).
В общем, веселая опера. Порно-шик.
Музыка – красивая, несмотря на монотонность эмоциональную, каждый нерв проработан искусно, и ток по нему пущен вовремя.
Да и вообще все – молодцы.
Тут я имею в виду певцов. Все пели отлично, кроме служанок в самом начале. Я успела расстроиться, но тут заорала Электра, и настал порядок, правильный, оперный.
Электра, сопрано, Ксения Григорьева
Хрисофемида, её сестра (сопрано) Валентина Феденёва
она, кстати, сначала не такая как все, отказывается всаживать топор во врагов, поет, что хочет выйти замуж за крестьянина и родить ему детей, а не бегать и скандалить, но потом не выдерживает лицо и пытается занять трон как умеет, то есть скачет экстатически, как положено члену семьи, паричок примеряет и прочее страшное.
Клитемнестра, царица Микен, их мать (контральто) Наталья Воробьёва
похоть, суеверие, кухаркины манеры (но это по роли приходится)
а голос – очень даже хорош.
Мужиков тут не много, им в начале 20 века диагноз "истерия" не принято было ставить
Орест, её брат (баритон) Геворг Григорян
Пришел, увидел, победил
сел на трон (про Эриний еще не в курсе, это тема другой оперы)
Эгист, любовник (тенор) Леонтий Сальенский
неплохие манеры и хороший голос одновременно только у этого персонажа, видимо, любовникам жить сложнее.


0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все