Балет |
12+ |
11 апреля 2012 |
2 часа 45 минут, 2 антракта |
Михайловский театр закрывает сезон по всем правилам риторики — кратким резюме вышеизложенного: московский гость Михаил Мессерер показывает свою редакцию популярного «Дон Кихота», а солируют Наталья Осипова и Иван Васильев. С отредактированного, и именно Мессерером, «Лебединого озера», на которое сперва съехались все критики, а потом переругались (балетоманы тоже), начался новый Михайловский. Тот, про который говорят. Потому что потом с ним случились испанский гений Начо Дуато и еще много чего хорошего. И если сейчас в Мариинку ходят скорее по привычке и по случаю, то от Михайловского прямо ждут вкусного — или хотя бы смелого.
«Дон Кихот», правда, не то чтобы из группы художественного риска. Его очень трудно испортить; даже когда его танцуют очень плохо, все равно видно, как хорош этот балет. Вдобавок на «Лебедином» больше всего возбудило общественность то, что «этот москвич» сделал с «нашим петербургским» спектаклем. А с «Дон Кихотом» москвич и хореограф Александр Горский начал что-то делать еще при жизни «нашего петербургского» Мариуса Петипа, чем привел великого старика в ярость, но именно с легкой руки и ноги Горского «Дон Кихот» обошел мир. Это одна история.
Вторая — это солисты. Сравнительно недавний переход лучшей пары Большого в Михайловский выплеснулся за театральные стены. Больше всего на сей раз возбудило, что «наши москвичи» прельстились «каким-то петербургским», директор Большого тщетно призывал вскрыть подноготную, а простые петербуржцы чистосердечно радовались, что утерли Москве нос. Осипова и Васильев были не просто московским дуэтом, а московским «дуэтом мечты», на спектаклях которого балетоманы смахивали ностальгическую слезу, вспоминая легендарную славу Максимовой — Васильева (Владимира), даром что Осипова уж точно на Максимову не похожа. Трансфер обсуждали на разных иностранных языках, включая российский государственный (при этом премьер перепутал, правда, Владимира Кехмана с Валерием Гергиевым, но все равно). Что и говорить: Осипова и Васильев сильно улучшают теперь показатели «Российских железных дорог»: в дни их премьер в поезд на Петербург грузится мощный московский десант. Новый михайловский «Дон Кихот» и в этом смысле не таит сюрпризов: спектакль этот у Осиповой и Васильева один из коронных.
Фирменный московский размах, демократичная небрежность, напор вырвавшегося из бутылки шампанского, огненные вспышки трюков, в блеске которых солисты лишь хорошеют, — это не последнее представление сезона, это фейерверк по случаю его закрытия.