Комедия |
16+ |
Евгения Тодорова |
14 июля 2023 |
2 часа, без антракта |
На днях я продолжила знакомство с репертуаром театра «Школа Драматического Искусства» , на этот раз выбор пал на «Чехов в 3D» режиссера Евгении Тодоровой.
Название спектакля, конечно, интриговало и наводило на мысли о каких-то новомодных технических приемах. Однако стоило зайти в зал как стало понятно, что у нас тут что ни на есть классический подход к театру, с применением принципа «чеховского ружья»: настоящие декорации, настоящие костюмы, настоящие артисты, даже дымок из самовара — и тот настоящий! И все, что мы видим — будет так или иначе использовано в спектакле.
Так что «Чехов в 3D» — это просто Чехов в трех действиях. То есть действие-то одно, но оно состоит из трех совершенно разных прелестных вещиц: «Предложение», «Медведь» и «О вреде табака».
Художник — Екатерина Горшкова, как я понимаю, ее и сценография, и костюмы. Очень чеховская атмосфера создана, надо заметить. Ну и тут нет выраженной границы между сценой и залом... да никакой нет, актеры на расстоянии вытянутой руки, а то и ближе. Тут надо заметить, что 1 ряд в этом смысле самый выигрышный - с ним временами идет взаимодействие, а после предложения даже угощают шампанским!
Ну и минус первого ряда - тот же, что и плюс: не все зрители готовы оказаться практически внутри спектакля. И, надо заметить, все, что у Чехова грустно и смешно, но более спокойно, обыденно, тут по театральному выпукло и эмоционально. Получилось здорово, но с накалом страстей постоянным и громким. Однако смешно и грустно - как и должно быть.
Честно говоря, все прекрасны! Хочу кого-нибудь выделить и написать особо, и не могу :)
"Предложение", наверное, все знают - если Чехова не читали, то из постановок других театров или из фильмов спор о Воловьих лужках, думаю, всем знаком :) Здесь оно самое, только слегка подправленное режиссером для удовольствия публики: Наталья Степановна уж очень явно ждет предложения, а спор о лужках меж тем легко и непринужденно перерастает в серьезный конфликт с привлечением косарей и прочих.
Загадкой для меня осталось, почему на роль Нюхина выбрана женщина. То есть притянуть я могу много вариаций объяснений, но... Нет, Екатерина Аликина великолепна в этой роли, тут нет вопросов. Но мне кажется, такой ход несколько упростил задачу режиссеру, одновременно усложнив актерскую работу. Но получилось здорово, так или иначе.
Последняя часть, "Медведь", заметно отличается от первых двух в части оформления: во-первых, тут используется видеопроекция (?) - портрет Антона Павловича. Ну и во-вторых, определенная условность, подчеркивающая уход от суетного мира вдовы Елены Ивановны.
И совершенно не отличается в смысле актерского мастерства: мы вместе с Еленой Ивановной и Григорием Степановичем переживаем все стадии развития их отношений, от взаимной неприязни до любви - и это за какие-то полчаса!
Одним словом, это яркий, шумный, смешной спектакль. Чехов, да.
Ну и отдельная история - собственно зал. Спектакль идет в Тау-зале. Пока мы ожидали в фойе, пытались сообразить, где же вход в зал. Так вот - в Тау-зал просто так не попадешь, он скрыт в глубине здания и зрителей в него провожает администратор тайными тропами :) Зал небольшой и очень светлый.
Вообще ШДИ - кажется, самое необычное здание театра, которое я видела. Лестницы, галереи, переходы, камин, прозрачный потолок... Тут 4 зала, я пока видела два - есть желание побывать во всех :)
Двенадцатого июня состоялся мой долгожданный визит в мой нынешний театр-фаворит «Школа Драматического Искусства» на замечательный спектакль «Чехов в 3D” режиссера Евгении Тодоровой, совсем недавно с восторгом принятый зрителями на ежегодном фестивале МЕЛИХОВСКАЯ ВЕСНА.
Итак, Чехов. Так сложилось, что мне очень полюбились спектакли, которые ставятся на сцене Мелиховского театра «Чеховская студия», мое сердце некоторое время было отдано именно им, и у ШДИ был достойный соперник - например, меня меня в прошлом году абсолютно покорили «Дядя Ваня» и «Чехов. Чайка» под открытым небом - классическая трактовка в необычной обстановке.
Режиссер Евгения Тодорова тоже не стала варварски «осовременивать» моего коллегу по первой специальности, и выбрала два удачных произведения с перерывом на «Монолог о вреде курения» между ними.
Небольшой камерный Тау-зал на Сретенке, куда зрителей через темные катакомбы театра, куда нас перед самым началом провел администратор, как нельзя лучше подошел для этого по-чеховски легкого двухчасового спектакля без антракта.
Разумеется, мои главные восторги этого вечера были связаны с Олегом Малаховым, сильно зацепившим меня еще на «Опасных связях», и окончательно подтвердившим первые эмоции на «Мольер. Экспромт»(где он проявил себя еще и в качестве зрелого сильного режиссера) и «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайлду.
Теперь в мою «копилку» добавился еще и помещик Степан Степанович Чубуков - Олег Николаевич умудрился быть абсолютно органичным и в этой роли.
Это чуда что такое! Очень, вы знаете, такое приятное ощущение осталось, такое знаете самоварное-дачное. Как в добрые гости сходил. И потом смакуешь еще и кто что сказал и как посмотрел и сплетни какие.
А ведь какая смелость — взять пьесы, которые часто ставили и экранизировали, ведь зритель невольно будет сравнивать.
Первая часть мне понравилась особенно.
Прекрасная, легкая атмосфера, игривая Наталья Степановна, обаятельно-обстоятельный помещик Чубуков прижимает к себе Верхние Лужки.
В момент помолвки разносят шампанское - не тушуйтесь, это не бутафория, а прямо шампанское!
Редко, но, к счастью, случаются спектакли, на столько удачные, что выходишь после таких на улицу и кажется что сейчас взлетишь. И так, в состоянии счастливого полета, существуешь потом несколько дней. Даже начинаешь удивляться: а что за счастье у меня случилось? И вспоминаешь, что случился спектакль, и новая волна радости накрывает вкусными воспоминаниями. Именно в такое состояние полета я попала после спектакля "Чехов в 3D" увиденного в Школе Драматического Искусства. Видимо при создании этой постановки звезды сошлись, небеса расступились и родилось чудо. Глаз начинает радоваться как только входишь в крохотный Тау-зал, спрятанный в недрах закулисья. Художник Екатерина Горшкова создала уютное пространство, объединяющее и заливные луга, и барскую усадьбу, и косцов вольготно устроившихся среди стогов. Даже самовар здесь выносят абсолютно настоящий, вкусно пыхающий натуральным дымком. А со стены глядят на все здесь происходящее Антон Павлович с Ольгой Леонидовной, глядят и несомненно одобряют. Да и как не одобрять, когда чеховские водевили "Предложение" и "Медведь" разыгрываются легко и непринужденно, даже не разыгрываются, а живут и существуют в родной для себя среде. Ах, сколько здесь задействовано приятных находок и придумок. Чего только стоит золотая клетка, в которую себя добровольно заточила помещица Елена Ивановна Попова. И эти красные носки темпераментного кредитора Григория Степановича Смирнова. А знаменитые Воловьи лужки, с которыми нежно обнимается помещик Степан Степанович Чубуков, и бубен Валькирии в руках его дочери Натали Степановны, непреклонно отбивающий последние минуты холостой жизни их соседа Ивана Васильевича Ломова.
А где тут 3D, спросите вы? Не все в этом спектакле так уж просто, как все непросто и у Чехова. Между двумя веселыми пьесками, с их пышущими жизнью героями, бочком, на цыпочках закрался трогательный в своем непротивлении действительности Иван Иванович Нюхин из сцены "О вреде табака". И именно этот, трагический по своей сути монолог, добавляет спектаклю объем и уносит нас в иное измерение.