Комедия |
16+ |
Иван Стависский |
8 сентября 2004 |
1 час, 40 минут, без антракта |
Этой премьерой открылся сезон в Пушкинском театральном центре — с виду обычной комнате, а на самом деле — натуральном заповеднике, где к публике допускается только то, что связано с зачинателем русской литературы. Заправляет там Владимир Рецептер — человек, который вошел в историю искусств, выдумав театральный Пушкинский фестиваль. Там он — актер, режиссер, поэт и филолог-пушкинист в одном лице — регулярно сталкивает лбами представителей всех этих профессий. А потом сам же драку разнимает, уверяя, что Пушкина на всех хватит. Фестиваль Рецептер проводит раз в год во Пскове и Пушкинских Горах. В остальное время он одержим другим проектом под кодовым названием «Сценическое собрание сочинений Пушкина».
Спектакль режиссера БДТ Ивана Стависского (на малой сцене БДТ он пойдет под названием «Бес-Толочь») — из этой серии. По сути он — откровенное хулиганство в духе того Пушкина, который мог, встав посреди партера Александринского театра, снять с головы парик и, вертя им над лысой головой, приветствовать знакомых. «Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом. Таков Пушкин», — цитируют трое в черных сюртуках проницательного современника поэта. Весь спектакль действие колеблется между проказами трех молодых и талантливых актеров БДТ и страстным желанием постановщика всерьез поговорить о бесовских проявлениях в человеке.
Побеждает, к счастью, первое, то есть Пушкин-хулиган. Он в этом пространстве является в виде деревянной куклы с вытянутой физиономией и обязательными бакенбардами. А дальше начинаются собственно сказки, которые больше напоминают программу телепередач на сегодня.
Первая — «Сказка о попе и о работнике его Балде» — из цикла «История в рассказах для детей. Революция». Текст запросто раскладывается на троих. Поп и старый бес-еврей — интеллигенция, которая передралась внутри клана, бесенок — жиденок из «новых» изворотливых жуликов и, наконец, Балда — пролетарий: этакий иконописный Павка Корчагин, который безжалостно уничтожает всех без разбора. Здесь и далее артисты играют с текстом, как с пинг-понговым шариком, ловко, азартно и содержательно.
Вторая — «Сказка о золотом петушке» — документальный фильм «Чеченский синдром», ибо «мудрец-скопец», истребитель хозяина империи и его потомства — натуральный горец с холодным блеском в глазах. Царицу-чаровницу при этом крайне изящно изображает тот самый ясноглазый артист, только что бывший пролетарием.
Ну а третья история — «О мертвой царевне и семи богатырях» — ни дать ни взять «Бандитский Петербург», где злобная царица, мафия на престоле, подвешивает Чернавку на крюк и лупит до полусмерти. А богатыри — пошловатые, простодушные, но благородные бандиты, которые хоть и выезжают частенько дружною толпою «погулять», но милую девицу, чужую невесту, берут под защиту.
Сам собой получается полуторачасовой шутовской этюд о мифах нашего сознания — о том, во что верим и чего боимся, как дети. То есть о том, на что обычно и ловит человека бес. А настойчивое режиссерское лоббирование этой темы выглядит искусственным и лишним.
Какой замечательный спектакль! Всем рекомендую посмотреть! Филигранные актерские работы, динамичное зрелище, максимум выразительности при минимуме средств. Каждая вещь на сцене идет в дело, все преобразовано актерским талантом в занимательное действо, зритель зачарован и потому счастлив. Красиво, умно, весело. Если вы не знаете, какой приятный сюрприз сделать близким - и детям, и родителям, и любимому человеку - всем понравится, все будут в восторге - купите билеты и сводите на Балбесов. Спасибо театру "За Черной речкой" за этот праздник!
Взяв за основу три сказки Пушкина, актеры на сцене пересказывают слово в слово знакомые произведения, иногда при этом перекрикивая и перебивая друг друга, иногда, делая акцент на определенных фразах, иногда, делая паузу в самых неожиданных местах. Все это, так же, сопровождается активным кривляньем и гримасничьем. В итоге, и забавного ни так много, и ощущение сказок потеряно. Напоминает перенос сказки Филатова "Про Федота - стрельца" на киноэкран, схожие в чем то ощущения.
Спектакль замечательный, спору нет. Однако лучше его смотреть на сцене театра "За Черной Речкой". В спектакле важна камерность, которой нет в БДТ.
За такие спектакли по нынешним временам дают 15 суток, по статье "хулиганство". Соответственно и ваше отношение к этому спектаклю зависит от того, как вы относитесь к "молодецкой удали", вроде разбитых стекол или пьяной драки. Если это ваше, то спектакль не может не понравиться, если ж вы слишком рафинированы для подобных развлечений, то увы-увы...
Собственно смысл спектакля в том, чтобы искать неприличности в безобидных строчках "нашего всего" Александра Сергеевича Пушкина. Понятно, что находят, мало того, что сам автор известен не только "Онегиным", но и "царем Никитой", так еще при желании непристойности можно найти даже в "Колобке".
Юмор, за редким исключением, вполне предсказуем (хотя царевна, нюхающая кокс с зеркальца, хороша). Уровень игры актеров на уровне КВН.
В общем, все грустно. Но ни одного слова в текст Пушкина не добавлено, а значит и такая трактовка сюжета вполне возможна.
А то, что она мне не понравилась, так на всех не угодишь. Что русскому хорошо, то немцу смерть