Театральная афиша Москвы

Спектакль Don Giovanni/Дон Жуан

7.2

Отзывы пользователей о спектакле «Don Giovanni/Дон Жуан»

Фото Надежда Карпова
отзывы:
167
оценок:
168
рейтинг:
172
7

Из всей программы «Золотой маски» для оперы я очень хотела сходить именно на этот спектакль, но задумалась об этом поздно, билет так и не смогла купить. Поэтому была весьма и весьма рада, что спектакль попал в число тех трех, что были отобраны для показа в кино. Так что свой шанс увидеть «Дон Жуан» я использовала.

Спектакль, вне всякого сомнения, достоин того, чтобы претендовать на главные премии фестиваля. Совсем не по провинциальному новаторский, спорный, достойный даже московской сцены. В трансляции мы – зрители – имели счастье увидеть интервью с номинированными на «Маску» актрисами, с постановщиком спектакля, немного узнать о заложенной идее. Надо сказать, идея эта читается довольно просто: оформление спектакля само по себе говорящее и неожиданное, манекены здесь повсюду, думаю, во многом спектакль именно благодаря им знаменит.

Если говорить подробнее об оформлении как одной из лучших частей спектакля, то стоит сказать, что оно выдержано в спокойных тонах с вкраплениями ярких пятен, и лишь одним действительно большим ярким пятном: балом, который выполнен в стиле то ли вечеринки, то ли гей-парада. Такое смешение всех стилей и направлений, где есть место и хиппи, и готам, и даже своеобразной пародии на Кончиту Вурст. Пожалуй, именно эта сцена – единственная, где авторы позволяют всем вокруг быть свободными и не скованными, а не только Дон Жуану.

Скованность – вообще красная линия этого спектакля. Первая сцена спектакля, видимо, в театре отражаемая на полупрозрачном занавесе, а в кино просто выведенная на экран, знакомит нас с тем, кем же являются манекены в спектакле. А это все люди, скованные своими предрассудками и оттого не свободные, и не счастливые. Манекенами полна сцена: они свисают с потолка, их привозят на тележке из супермаркета, они везде. В одежде каждого персонажа нетрудно заметить деталь, заставляющую вспомнить о манекене, и такой детали нет только у Дон Жуана. Живых актеров в спектакле охотно и легко смешивают с манекенами: это и Донна Эльвира, в разговоре со слугой Дон Жуана садящаяся рядом с манекенами и с ними сливающаяся, и Мазетто, откручивающий голову у манекена и заменяющий ее собственной, вставая за ним. Эти герои легко сливаются с безгласными фигурами, что говорит о родстве с ними. Все такие бесцветные и такие агрессивные по отношению к Дон Жуану – единственному, кто живет как хочет и кто по-настоящему свободен. Это родство манекенов и не свободы очевидно во многом: когда Дон Жуан соблазняет Церлину, он снимает с нее цепи, снимает атрибуты манекена, а советы отвергнуть обманщика сопровождаются сбором этих растерянных вещей, которые девушка с отвращением берет обратно.

Впрочем, Дон Жуан в этом спектакле – провальная фигура. Как правильно охарактеризовала ведущая трансляции, он здесь такой импозантный. Как может быть импозантным Дон Жуан?! Все то, что пытались заложить в героя авторы спектакля, все это просто «слито» никакой работой актера. Я не буду судить вокал, ибо не умею, но игра мне не понравилась. Дон Жуан должен быть полон жизни, он должен отличаться от окружающей его черно-белой серости не только костюмом, но и движениями, действиями. А он здесь передвигается как-то с ленцой, лениво соблазняет женщин. Он ничем совершенно не отличается от преследующей его серой массы, и даже более серый, чем они. Как ни странно, но Дон Жуан в спектакле оказался наиболее слабым мужским образом, проигрывающий даже своему слуге. Совершенно не понятно, как такой герой мог вообще соблазнить тысячи женщин: ни харизмы, ни сумасшедшей притягательности. Получился однозначно отрицательный герой, не революционер и не бунтарь, не пламя на фоне сгоревших головешек. Если бы герой был притягателен хотя бы отрицательным обаянием, было бы интересно. Если бы он был таким обаятельным хулиганом, как задумывалось, легко идущим по жизни, просто таким – не желающим зла своим женщинам – было бы интересно. Но нет вообще ничего. Да, импозантный, и это скучно. Никакой симпатии, только недоумение, перемешивающееся с антипатией по отношению к герою.

Пусть даже по костюмам, пусть даже по ролям Донна Анна и Донна Эльвира входят в число людей-манекенов, но две номинированные на «Маску» актрисы горят, играют пламя. В случае с Анной – чуть более спокойное. В целом она получилась скучнее, она все больше наблюдательница, и я бы не оценила образ вообще, если бы не одна сцена узнавания Дон Жуана, когда в героине проснулась ненависть. Даже сцена потери отца и горя – довольно скучная и не слишком правдоподобная, но эта – хороша. Донна Эльвира категорически иная. Это интереснейший образ: она выглядит да, как манекен, здесь даже как офисная работница, с соответствующей прической. Но она то ли абсолютно сумасшедшая, то ли просто женщина в ненависти: с ней не понятно. У нее единственной из женщин здесь нет пары, она сжигает все вокруг себя, она переходит от ненависти к любви и потом опять к ненависти. Она слепая и зрячая. Ее ведут чувства, и этим она интересна. Если уж выбирать между номинантами из этого спектакля, она более достойна.

Вообще все женщины в спектакле однозначно выглядят как сексуальный объект: желанный или уже использованный. Так к ним относятся все мужчины, и не только Дон Жуан, просто у него это приобретает обостренную форму. Даже положительные, казалось бы, герои-мужчины в какой-то момент поддаются желаниям, смотрят на женщин лишь с единственным чувством, а удерживают их те самые общественные рамки, которых не знает Дон Жуан. Его слуга Лепорелло – единственное исключение из этих правил, и единственный здравомыслящий человек из всех героев на сцене, оттого становящийся комичным и чуть ли не клоуном в этой истории. Он ходит в очках, возможно, они как-то защищают его от этого мира и происходящих событий, куда, не видя их хорошо, он не может быть вовлечен. Он забавен, но он адекватен и, кажется, единственный положительный герой, совсем не желающий никому зла.

С музыкальной точки зрения, кажется, сохранены привычные аранжировки «Дон Жуана», что в данном случае не очень хорошо. Абсолютно современное оформление требует каких-то музыкальных акцентов, на фоне же абсолютной классики интересный контраст быстро надоедает. Хотелось бы если не абсолютно новых осовремененных аранжировок – это лишнее, но немного рока. Хотелось бы в отдельные моменты внести аранжировки в роковом стиле. Это придало бы опере красок, огня. Сейчас этого не хватало. Пусть спектакль классно оформлен, но на третьем часу постановки начинаешь зевать, и тут новые музыкальные аранжировки были бы кстати.

Спектакль задуман, полагаю, как комедия с драматичным финалом, но из-за провального Дон Жуана особой драмы не получилось. Скажу более: иногда некоторые сцены в начале и финале напомнили мне «Парфюмера» в принципе. Самое начало: это изучение и опыты над человеческим, преимущественно, женским телом вызывают стойкие ассоциации, да и финал, когда на Дон Жуана нападают толпы людей, имеющих к нему претензии, что он просто скрывается в этом человеческом потоке – тоже. Странно, что такие ассоциации возникли именно на этом спектакле, но возникли.

Считаю «Дон Жуана» сильнейшим претендентом на «Маску». Меня по-настоящему и хорошо удивило оформление спектакля: детально продуманное сценическое пространство, до каждой пуговицы продуманные костюмы. Создаваемая атмосфера – это половина от всех впечатлений, что дарит нам «Дон Жуан». В этом «платье» он стал историей вне времени, которая может произойти когда угодно. Да и люди с веками не меняются: все так же закованные в оковы социальных рамок, все так же не приемлющие тех, кто эти рамки ломает. Мне понравились отдельные актерские работы, и отдельные – не понравились. Мне не показался спектакль провинциальным или безвкусным. Но в нем есть свои провалы, как и свои находки. Думаю, вживую все это смотрелось бы интереснее. Хотя и сложно из-за титров. Отдельный камень хочется бросить в огород кинокомпании, благодаря которой стало возможно посмотреть спектакль в кино: арии надо бы переводить построчно, а не только главную мысль. Да, тяжело читать, но чувствую, что теряется очень многое!

Фото Johannes Rauh
отзывы:
66
оценок:
93
рейтинг:
35
9

Это было великолепно! Тот самый случай, когда даже концертное исполнение кроет сценическую постановку Мариинки как бык овцу. Отличный, слаженный, работающий как часы оркестр (привет, халявщики из гергиевского оркестра!). Замечательные, чувствующие итальянский язык певцы. Аура настоящего искусства, а не скучной рутины, которой переполнены постановки Мариинского и Михайловского театров. Единственно, конечно, сам Курентзис, напоминающий Илью Лагутенко в лосинах, дирижирующий в стиле Сергея Курехина времен "Поп-механики", немного отвлекал поначалу, но потом стало понятно его желание быть участником каждой арии на сцене. Завидуем белой завистью жителям Перми и гостям города!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить