Спектакль

Спектакль Конец игры

Постановка Александринский театр

5
Конец игры – афиша
© vk.com/alexandrinskytheater
1/13

Неимоверно затянувшийся конец света

Поздняя пьеса абсурдиста Сэмюэля Беккета «Эндшпиль» («Конец игры») — фиксация дурной бесконечности, эпизоды отличаются друг от друга практически лишь упоминанием новых предметов, которые исчезают. Греческий режиссер Теодорос Терзопулос, как и положено, поместил героев в пустоту: черные кулисы по периметру, черная лестница вместо задника, голоса клонов, расположившихся на лестнице, отдаются гулким эхом. Четверо мужчин на авансцене — четверо лучших артистов труппы Александринки: Сергей Паршин, Николай Мартон, Игорь Волков, Семен Сытник, — ведут диалоги, в которых отсутствуют какие-либо сентиментальные эмоции. Двое из героев — престарелые отец и мать — вовсе лишены тел, это говорящие головы, торчащие из затянутых черной тканью продолговатых ящиков-гробов. Их сын давно ослеп и прикован к стулу. По сцене передвигается один только слуга, совершающий вполне бессмысленную в данной ситуации работу — перетаскивающий мешки. То, что ничего нового в этом космосе уже не появится, становится ясно через 15 минут после начала, так что хочется, как минимум, понять, как к этому непреложному факту относятся герои, но режиссер не посчитал нужным им этого сообщить.

Возраст16+
Продолжительность1 час 40 минут

Участники

  8

Специальные предложения

Плати частямиПодписаться на email рассылку
Скачать приложение
Подарочные сертификаты
7

Это будет, скорее, не рецензия, а мнение. И больше не о самом спектакле, а о реакции на него.

Жаль, что этот, в общем, хороший спектакль вызывает столько отрицательных отзывов. Но, самое странное, что нападают на режиссера. Видите ли, пьеса Беккета - абсурдистская, сам Беккет - представитель драматургов-абсурдистов. И виноват в "нарочитости, напыщенности, мутной пафосности" совсем не режиссер (если слово "вина" вообще сюда подходит), а драматург. Это не Терзопулос насочинял непонятной отсебятины, чтобы запутать зрителей. Он изменил очень мало. Даже не изменил, а добавил.

Театр абсурда сложен для понимания. Наши впечатления зависят от наших ожиданий. Если, идя на "Конец игры", вы хотели провести время "в театре", то сетовать на "бессмысленность" происходящего, не понимая специфики материала - смешно. Тем более, кидаться в кого-то яйцами. Возможно, вы просто хотели увидеть что-то новое. Никто не застрахован от ошибки и, если спектакль оказался вам не по нраву, тут винить можно только себя самих.
Если вы хотели увидеть новую интерпретацию Беккета и были разочарованы - это другое дело (к несчастью, таких людей я пока не увидел), хотя, разочаровываться было бы не в чем - спектакль сделан со вкусом, без излишеств, с отличными актерами, чего достаточно, чтобы назвать его хорошим.

Некоторые зрители по неизвестной причине думают так: игра актеров отдельно, режиссерский замысел - отдельно. При этом хвалят актеров за хорошую игру и ругают режиссера за бессмысленный текст и "самолюбование". На самом деле, при работе над спектаклем, именно режиссер объясняет актерам, как играть.

Возвращаясь к ожиданиям. "Самолюбование, вздор, трата времени" - так можно истолковать любую абсурдистскую пьесу, если смотреть поверхностно, не пытаясь разбираться (все равно что назвать нашумевшую "Нимфоманку" порнофильмом).
"А там не в чем разбираться" - скажет кто-то. Что ж, это не тот спектакль, который настроен на восприятие зрителем однозначно и сиюминутно. И не та пьеса.
Но почему-то же Беккета ставят во всем мире.

По-моему, хорошо, что Александринский театр открыт к экспериментам, а не штампует бесконечные однобокие полуспектакли, как многие другие театры.
И репертуаром обладает предельно широким - и эксперименты, и классика, и малые формы.
Нужно всего лишь ответственно подходить к своему выбору, чтобы потом не уходить разочарованными.

24 марта 2014
9

Насколько могла понять исходя из опыта знакомства с режиссурой Терзопулоса по недавней премьере «Вакханок» в Элетротеатре «Станиславский», здесь практически обошлось без трансовых техник погружения. Голосом и телом работала массовка – ровно вписалась в сценографию. Конец игры и тогда мир погрузится в безумие. Нельзя прекращать игру даже, если безумие уже победило. Конец игры во многом про театр и актеров.

14 июля 2015
1

Иногда мне кажется, что некоторые спектакли намеренно лишены антракта с той лишь целью, чтобы творящееся на сцене не вошло в острый конфликт с искушением при виде дверей на свободу. Тактичность нашего зрителя зачастую всё таки не позволяет ему встать во время спектакля и начать пробираться к выходу. Но "Конец игры" стал редким случаем, когда в перерывах между мутно-пафоснымы фразами, с глубокомысленным видом изрекаемыми говорящими головами, шум, производимый в панике покидающими зал зрителями был столь же отчетлив, как и отчаянное позерство происходящего на сцене.

Единственное хорошее слово, которое приходит в голову - концептуально. Интересная сценография, отличная игра актеров, но такое впечатление, что режиссер так давно вынашивал созданные образы в душе, что сросся с ними и принял как само собой разумеющееся и понятное всем остальным. Однако, недоумение, пожалуй, было наиболее характерной эмоция, которая читалась на лицах людей, сидящих вокруг. Зрителям в зале этот мрачный цирк, судя по всему, открыл только одну истину: иногда художник создает нечто, главной целью которого ставится банальное самолюбование, чему режиссер всецело и отдавался прямо из царской ложи. Нарочитость и напыщенность произведенного им ммм... творения, может прийтись по душе только слабоумному, отчаянному фанату, либо самому автору.

Я даже готов признаться, что не смогу сказать, о чем этот спектакль. Повторяющийся гримасничающими молодыми людьми каждые 10 минут речитатив "Что это за слово?" был забавен, но и он после 10 повторения наскучил. Диалоги 4 основных действующих лиц только усугубляют ситуацию: они как будто были выдраны из мемуаров какого-то маразматика с суицидальными наклонностями.

В двух словах - феерический вздор. И тут вряд ли можно говорить о "глубокомысленности", "видении художника" или какой-то философии. По-настоящему глубокие мысли не нуждаются в затуманивании, так поступают только когда бессмысленность возводится в абсолют.

Единственная веская причина, по которой можно было бы этот кошмар досмотреть до конца - это невозможность противиться искушению. Искушению освистать режиссера по окончании спектакля.

22 марта 2014
1

Полнейший бред, потеря времени. С таким же успехом мог просто посидеть в пустом зале без спектакля!!!

22 марта 2014
9

Невероятный спектакль, странный, жуткий, наводящий на множество мыслей, вызывающий страшные асоциации. Определенно зрелище для, весьма, подготовленного зрителя, знакомого с современным театром. Выдающеяся режиссерская работа. Лучшие актеры театра на сцене. Те кто не понимает что это и о чем, могут смело покупать абонименты в театр Буфф. После спектакля остаётся долгое послевкусие, что бывает довольно редко. Ужас пустоты и безысходности, абсурд происходящего вокруг. Обо всем и ни о чем. Советую посмотреть тем, кто еще не погряз в пучине сериалов и водевилей.

13 апреля 2019
Все отзывы
7 спектаклей зарубежных режиссеров, испорченных русским театром
7
спектаклей зарубежных режиссеров, испорченных русским театром
7 спектаклей зарубежных режиссеров, испорченных русским театром
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость