Драматический |
14+ |
Александр Иванов |
8 октября 2013 |
2 часа 20 минут |
СПЕКТАКЛЬ"ДОРОГАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА"
Смело и честно поставлен Александром Ивановым, по пьесе Людмилы Разумовский. Это дебютная работа режиссёра, которая покоряет сердца зрителей уже шестой год. Остальные размышления в инстаграм @grinvey
В ТЮЗе, очень советская пьеса, гремевшая в 80-х, поставлена остро, современно и так пронзительно, что диву даешься. К восьмидесятым в спектакле отсылают лишь раз – когда Елена Сергеевна предлагает ребятам послушать пластинки Окуджавы. Суши, ай-пад, «я солдат, недоношенный ребенок войны» в исполнении «лидера тусовки» Володи, внешний вид и внутренний настрой героев – современны, а значит, понятны «фокус-группе» зрителей театра. Даже заветный ключ оказывается пластиковой карточкой.
За два часа сценического времени, борьбы двух мировоззрений – абсолютной честности и гибкости, приспособленчества, когда весы качаются то в ту, то в другую сторону понимаешь, что спектакль обо всех нас. Приспосабливающихся, любящих комфорт и удобство. За тридцать лет, прошедших с момента написания пьесы, моральный кодекс человека поменялся настолько, что воззрения Елены Сергеевны выглядят как донкихотство, как блажь, с которой обычному человеку не прожить на этом свете. Ляля хочет выбраться из коммуналки, милый парень Паша – любитель Достоевского – стать ученым, Витя тоже , в общем не злой… По стечению обстоятельств эти ребята попали под влияние сильного и богатого Володи, который входит в жизнь для того, чтобы командовать ею. Ему необходима тренировка по управлению людьми и ситуациями, иначе не выжить и не стать выдающимся человеком. Петр Первый тоже «прогибал» людей – разве не железный аргумент? В нынешнее время, увы, только знаний, только умений недостаточно, если ты не умеешь работать локтями – вряд ли есть шанс выдвинутся на передний план. А может, так было всегда, и это закон жизни? Эксперимент с Еленой Сергеевной для Володи – только повод «поточить когти», убедиться в собственной силе и правоте. Ребята идут «на дело» искренне не предполагая, что у них может не получится, потому что не привыкли к абсолютной честности и несгибаемым принципам. За деньги, связи, жизненные блага все можно купить. Люди – потребители этих благ, они подсели на материальные ценности как наркоман на иглу. И мы нынешние – точно такие же. Прекраснодушные порывы – это как цитаты Достоевского из уст Паши, который при определенных обстоятельствах соглашается изнасиловать любимую девушку. Мы современные – хамелеоны, наше поведение зависит от ситуации, то мы – приличные люди, то закрываем глаза на неправду и собственные принципы. Ради дела! Ради будущего! А есть ли оно, это будущее при подобном порядке вещей? Можно ли уважать себя, свое дело, если пришел к успеху «по головам»? Если взял и «перекусил» собственную совесть?
Из учеников получились капризные дети, для которых нет ничего главнее собственного «хочу» - неудача, которую Елена Сергеевна принимает на свой счет. Она раздавлена и сломлена. Ее жизнь утратила смысл. За один вечер она потеряла веру в себя, в свое дело. Елена Сергеевна очевидно не знает жизни. Легко быть принципиальной, если не ставишь перед собой практических целей. Жизнь можно узнать только через борьбу за место под Солнцем. Высокие идеалы есть – но они годятся для теплиц, на открытом воздухе с ними не выжить. У нее не получилось победить в схватке с ребятами , до конца выдержать противостояние злу, ее уход – это капитуляция перед жизнью, бессилие бороться дальше.
Спектакль о самоуважении. Для каждого героя встает вопрос: могу ли я уважать себя после произошедшего? Получается – никто не может.
Запрещенная к постановке в советское время, сегодня пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» с огромным успехом идет на сцене не только российских театров, но и зарубежных.
В чем же такой успех «простоватой» пьесы о трудных подростках?!
Я помню лет 10 назад в Петербурге проходил фестиваль одной пьесы. И выбрали к постановке как раз «Елену Сергеевну». Одну и ту же пьесу поставили театры из разных стран: России, Японии, Франции и др. Фестиваль шел 5 дней. 5 дней показывали «Дорогую Елену Сергеевну», и каждый вечер приносил новые эмоции от уже хорошо знакомого всем произведения.
Сама Разумовская присутствовала на каждом показе и общалась со зрителями после «очередного прочтения» пьесы. И больше всего дискуссий было на тему: «А стоило ли во имя спасения принципов умирать?» Зритель не мог однозначно принять сторону учительницы математики.
Сегодня «Елену Сергеевну» вновь показывают. Театр Юных Зрителей им. Брянцевой принял эстафету у Молодежного театра на Фонтанке (там пьесу впервые поставили в 1981 году).
Тюзовцы не просто талантливо играют пьесу, они ее проживают от начала и до конца. Атмосфера, созданная артистом ТЮЗа Александром Ивановым (ля которого «Дорогая Елена Сергеевна» стала режиссерским дебютом), очень сильно вовлекает зрителя в происходящее. Спектакль играется в жанре «зритель на сцене», и каждый в зале чувствует себя гостем в квартире Елены Сергеевны и, к тому же, соучастником происходящего.
Все в спектакле сделано на высочайшем уровне. Лично я редко встречаю идеальную работу: когда и режиссер, и актеры превзошли сами себя, и ты веришь им, веришь во все, что сказано и сделано. В какой – то момент просто отключаешься и забываешь, что ты в театре, настолько вовлечен в сюжет профессиональнейшей игрой актеров.
Безупречно, на мой взгляд. Ни добавить, ни убавить.