Драматический |
Алексей Паперный |
Так уж получилось, что Алексей Паперный известен прежде всего как фронтмен группы «Паперный ТАМ», потом как арт-директор «Китайского летчика» и основатель «Мастерской», и только в третью очередь — как человек театра. Но есть и такие, кто помнит громкий успех его музыкального спектакля «Твербуль», поставленного в 1989 году в театре «У Никитских ворот», равно как и другие немногочисленные опыты драматурга-режиссера Паперного, изредка имевшие место в девяностых. В этом смысле «Август» на «Платформе» можно назвать возвращением Паперного в театр.
На фоне изобилия новых имен в репертуарах московских театров эта премьера — явление исключительное, и сам спектакль в общей картине оказался необходимым полутоном между буйством экспериментирующих дебютантов и степенностью мастеров проверенных форм. «Август» — нелинейное, переполненное редкой добротой повествование о необычных в своей обычности людях, ни к чему не ведущее, но приводящее ко всему. Это театральная поэзия, обаятельно растрепанная, тихая и неторопливая. Вокруг обветренной старенькой эстрады возникают бесприютные истории, сцена за сценой: она выбирает что надеть, он скучает; педантичный папа учит сына правильно извлекать ноту из фортепиано, сын послушно следует указаниям; она в свой день рождения с другим, он под окном стоит на стремянке, и под музыку из магнитофончика сыплет искусственный снег; папа сидит в кафе и ждет, пока освободится сын-официант, чтобы впервые за десять лет с ним поговорить; он сидит с незнакомкой поздним вечером в грузинском кафе в компании милых грабителей и слушает, как Гия Зурабович поет о любви. Все это пропитано легкой ностальгией и обаянием художнической беззаботности и по духу сравнимо разве что с музыкальным творчеством самого Паперного, где «хорошо сидеть на свете посреди Земли», где «то комар золотой пролетит под луной, то заплачет соседская дочь». Словом, «Август» явился редчайшим образцом честной театральной лирики и явился оттуда, откуда его и ждать забыли.
"Август" - первый за несколько лет спектакль, с которого я ушел в антракте, с трудом его дождавшись. Никакой энергетики, актеры играют отвратительно - особенно Турова. От всего действа впечатление как от самодеятельного театра.
О русской жизни, за русскую жизнь, но уж как-то слишком по-театральному. Не хватило объема персонажей - они словно картонные. Свои реплики читают словно монологи шекспировской драмы, что не имеет никакого отношения к предложенному сюжету.
Чересчур много романтизма, который ничем не компенсирован.
Странный театральный опыт, ни плохой, ни хороший, отличный от.
Это наивный театр со своим очарованием и своим разочарованием, почему то в описании на буклете (впрочем и тут на сайте) в словах больше жизни, чем на сцене, и вроде бы все за объем и настроение, только все равно плоско и как то стеклянно.
Не хватило степного ветра с песком в лицо, чтобы на зубах срипел, и жарких нестерпимых летних ночей. Оказался не тот клей, по всей видимости.
Две милые актерские работы - Али Никулиной и Никиты Быченкова, первая всего лишь небольшой монолог, второй с десяток маленьких ролей, но сделанных хорошо.
В главной роли у нас Варвара Турова. Всегда хотелось увидеть Нину Заречную, какой она могла бы быть на сцене. Ну и далеко ходить не пришлось, вот она наша Чайка, такой с гастролями в Елец самое оно, третий класс с купцами в одном вагоне, без сожаления и печали, поскольку не надо фальши, не надо драмы и заламывания рук, нужно как минимум талант, как максимум тяжелая постоянная работа - тут ничего не обнаружено.
Даже не знаю, что добавить к минирецензии, которую я вчера подслушал, в гардербе.
- Такая же погань, как "Вишневый сад"! Сколько смотрю - ничего не могу понять!
Лучше и короче не скажешь об этом странном спекткле, занесенном в наши дни откуда-то с подмостков освистанной "Чайки".
Пьеса сплетена из нарочито простых историй, но их сюжеты метафоричны, они живут по законам музыки, развязки банальных фабул мерцают джазовыми вариациями и бегут от финала. Мотивы пререплетаются, тусуются и выскакивают карточным волшебством.
Кажется, влюбленные вот-вот прыгнут в пропасть, а они, вместо этого, обливаются слезами счастья и расходятся по своим делам.
Грабители одевают голого и ведут к своему другу на шашлыки.
Грузинская девочка ломает психопатического подростка и вдруг поет "Сулико", пробирая всю тусовку до копчика.
Хозяин ночного кафе рассказывает синопсис оперы собственного сочинения.
А меж героев бродит невидимый Домовой, соблазняя их мечтами о Степи и трагческом счастье.
Патриарх артхауса Андрей Кочетков доводит эту трагическую ноту до зловещего невротического предела, до безумия, до пародии на донкихотство, которое, тем не менее, и здесь имеет какую-то свою высшую, потустороннюю, ветхозаветную правоту.
Пожалуй, самое точное определение для всего этого - магический реализм.
Магичны уже окрестности Винзавода - то ли шведское средневековье, то ли терпкий московкий соц-арт.
Магична даже "техническая" часть режиссуры и сценографии. Мальчика пианиста играет двенадцатилетний виртуоз, пятнадцатилетняя актриса даст фору взрослым, а когда главная героиня начинает вдруг петь оперную арию, это производит эффект высадки итальянского десанта.
В ритме первого листопада "Август" затягивает в воронку, где кружатся "Достоевский до каторги", умирающий и веселый Чехов, Феллини, Булгаков, молодой Мураками и кто еще. Кто-то незримый.
по моему ощущению прекрасный спектакль.
не помню подобного глубокого впечатления от какой-либо другой постановки за последние 3 года.
фактически нет сюж ета, но в жизни тоже нет сюжета, но и вне сюжета жизнь базируется на ощущениях, впечатлениях, звуках голоса и музыки, и выходишь из зала с чувством восторга от узнавания деталей.
пронзительно больно от слов одинокой пожилой соседки, прекрасно узнавать себя в ученике, которого папа обучает игре на рояле, а фактически учит способу жить, от намеченных отношений расставшихся мужа и жены, весело от фраз смешного водителя такси....
это и есть жизнь. спасибо !!!