Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Евгений Онегин»

8.3
оценить
Отзывы по рейтингу рецензии
Фото Damirus
отзывы:
118
оценок:
138
рейтинг:
410
9

Два Онегиных, два Ленских и восемь балерин

Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова - это всегда высокий уровень театрального искусства. "Пушкин", "Бесы", теперь вот - "Евгений Онегин" - мы всякий раз выходим под сильным впечатлением.
Прочтение Пушкина близкое к классике, - все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин "сыграл" на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки - это шедевр, а не спектакль.
Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками - частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься.
Да, забыл сказать - в спектакле целых два Онегина (взрослый - Сергей Маковецкий, и юный - Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает "вечно пьяный" автор - Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша - Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало - играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин).
Главный вывод, который я сделал после спектакля - надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются.
В общем, читайте классику, сходите на спектакль - очень рекомендую.

12
0
...
11 сентября 2013
Фото Сережа Пузанов
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
10
1

Пришли в хорошем настроении смотреть русскую классику, отдали 12 тысяч за 2 билета. Хуже спектакля мы еще не видели, и вообще мы ничего хуже в своей жизни не видели. Распишу по пунткам:

1. Маковецкий словно понимал, в каком ужасе он играет, и оттого играл жутко паршиво.
2. Татьяна похожа на затасканную уличную девку, у которой начался жесткий отходняк - таскает лавочки, бросает скамейки, прессует няню и кричит нечеловеческим голосом.
3. Зачем там вообще нужен Вдовиченков? Почему он пьяный и почему ему забыли сообщить, что съемки Бумера уже закончились? Почему он все время орет на максимуме своих возможностей? Откуда столько ненависти и злобы в милейших строчках романа?
4 - Зачем розовый заяц с огромным задом? Зачем бесконечные уроки хореографии и 10 балерин? Зачем столько лишних песен и почему Ольга играет на баяне? Словно актеры отказались учить слишком много текста и время спектакля пришлось чем-то забить.
5 - Почему зрители аплодировали стоя после каждого пронзающего крика Вдовиченкова? Почему кричали от восторга по завершению спектакля? Откуда такие восторженные рецензии и такая высокая средняя оценка???

Итог: Смотреть это нельзя. Либо режиссер - психопат с маниакальной депрессией, либо он выпустил всех на сцену и попросил поиздеваться над залом. Есть и еще вариант - все они понимают, какие дегенераты приходят в театр, и делают все специально так, чтобы народные массы это схавали.

10
0
...
1 июня 2013
Фото Александра
отзывы:
89
оценок:
153
рейтинг:
137
9

Прекрасно. Потрясающе. Необыкновенно.
Музыка! Прошло уже полгода после спектакля, а я все еще слышу ее, когда говорят "Евгений Онегин в Вахатнгова" и она все также потрясает меня. Любимый театр продолжает радовать и один полюбившийся спектакль сменяет другой. Хочу, чтобы и далее так продолжалось)
Два Онегина органично смотрятся в действии. Когда одному жалко Татьяну, эстафету перенимает другой, а тот, сожалеющий, смотрит на себя со стороны. Ведь так и есть! И у великого русского писателя их два: один молодой и холодный, другой, умудренный жизнью и раскаивающийся.
Понравилась Татьяна. Ее прочтение письма тронуло до глубины души и проняло до слез. Сцена с няней перед написанием письма знакома не понаслышке каждой женщине) Она проста и понятна, в то же время умилительна и одновременно комична)
В целом, в спектакле присутствует юмор, который местами помогает снять внутреннее напряжение и немного расслабиться. Ну а финальная сцена вообще войдет в историю. Ее образ на фоне всепроникающей музыки - визитная карточка этого спектакля.

7
0
...
6 сентября 2013
Фото Nataly Zelenskaya
отзывы:
111
оценок:
134
рейтинг:
48
1

Я очень люблю произведения Пушкина, а "Евгений Онегин" мой любимый роман, перечитанный неоднократно. Ощущения от увиденного можно охарактеризовать "день в психиатрической больнице", где душевнобольные люди вообразили себя героями романа. Полный неадекват. Отсутствие декораций и костюмов полбеды. Американцы в данном случае со своими "комиксами" по мотивам русской классики просто отдыхают. Туминас переплюнул. Боже упаси, увидеть такое творение школьникам. Хотя... все же местами, когда читались отрывки из романа, можно было отдохнуть от происходящего на сцене и насладиться классикой.

5
0
...
21 мая 2013
Фото Дмитрий Петров
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
7

Я оцениваю спектакли. фильмы, книги и другие произведения искусства непрофессионально. Если внутри меня рождается какая-нибудь ответная эмоция, будь то улыбка, печаль, недоумение, сочувствие, я полагаю, что не зря сходил на выставку, в театр или музей.
Очень хорошим, отличным мне представляется творение, которое вызывает множество эмоций, ведет меня через весь спектр чувств, мне доступных. Тогда я иду на спектакль вторично, перечитываю книгу, смотрю много раз давно знакомый фильм.
Спектакль Римаса Туминаса "Евгений Онегин", который мне посчастливилось недавно посмотреть, именно так на меня и подействовал: от смеха и цинизма до любовных переживаний и восхищения Татьяной. В общем, я взрыв эмоций.

Считается, что Ф.М.Достоевскому потребовалось целое семейство Карамазовых, чтобы описать нюансы характера русского человека - невозможно литературными средствами раскрыть перед читателем такой сложный предмет, как русская душа, используя только один персонаж.
Подобный же прием применяет Римас Туминас в спектакле. На сцене два Онегиных (молодой и пожилой) и два Ленских (живой и, скорее, мертвый). Их перекрестные диалоги раскрывают перед зрителем роман совершенно по-новому. Заслуга режиссёра, в данном случае, ещё и в том, что он практически не отступает от текста А.С.Пушкина и, тем не менее, являет нам совершенно новое его прочтение.
Герои, которые в романе упоминаются мельком - Странница с домрой, Гусар в отставке - занимают на сцене ведущее место, но их появление на сцене очень органично и усиливает атмосферу русского уклада жизни и в усадьбе и в столице.
Как всегда у Туминаса много режиссерских находок и зритель не скучает при смене картин, действие развивается и без текста. Как и Маскарад, спектакль снежный, только, вместо пушистого новогоднего снегопада, здесь метёт февральская вьюга.
Не очень понятно появление в конце спектакля персонажа совершенно гейского типа, от него ни тепло спектаклю, ни холодно. Думаю, этот персонаж позволил театру маркировать спектакль, как 18+. Во-первых, как маркетинговый ход, чтобы повысить интерес у совершеннолетней публики. Во-вторых, школьникам на спектакле, я думаю, делать совершенно нечего, т.к., разница между пониманием романа школьной программой и Туминасом радикальна. Вредно для ЕГЭ.

В общем, спектакль удивительный, смотреть его стоит, расцветёте букетом эмоций. Советую перелистать роман перед представлением. Мне его пришлось перечитывать после спектакля.

4
0
...
2 декабря 2013
Фото Kostyan Zhigel
отзывы:
2
оценок:
8
рейтинг:
4
9

Спектакль действительно шикарен. Билеты, конечно, дороговаты, но поверьте, вы вряд ли будете жалеть о потраченном на это чудо времени, ведь все сыграно настолько качественно, настолько красиво, что дух захватывает. С технической точки зрения - это абсолютный триумф! Искусственный снег, появляющийся в самые драматические моменты, зеркальные отражения на заднем плане, придающие постановке какую-то абстрактность, общие мрачные тона, прекрасная хореография. Музыка - отдельный разговор, она поистине чудесна. Видно, что перед композитором была поставлена трудная и ответственная задача - передать не только быт раннего XIX века, но и отобразить мотивацию персонажей, передать их чувства и душевную скорбь. С задачей этой, на мой взгляд, справились блестяще. Касательно актерской игры - тут все тоже очень достойно. Маковецкий - молодец, постаревший Онегин и Онегин-рассказчик ему удались на все 100. Молодой же Онегин, конечно, на его фоне смотрелся довольно сухо и скудно, но фраз у него было куда меньше, чем у Сергея. Ленские (их тоже было двое) получились неплохие. Правда, образ этого персонажа я представлял себе малость другим(чуть более спокойным, уравновешенным что ли), но роль вышла хорошая. Кто точно поразил, так это молодая Татьяна в исполнении молодой актрисы Ольги Лерман - ее образ получился по-настоящему живым, энергия лилась из Таньки наружу, ее интонации и движения придали героине совершенно новые, но очень хорошие черты. Все остальные тоже смотрелись крайне приятно, особенно радовали Борисова и Вдовиченков. Удивило обилие мизансцен( в основном смешных, но ни капли не пошлых или глупых) и таких оригинальных режиссерских решений, как, например, постоянное присутствие домовенка с балалайкой. Текст, разумеется, слегка подрезали, но иначе спектакль вышел бы весьма затянутым. Честно говоря, Татьянины именины тоже можно было слегка подсократить, ну да ладно. Впечатления все равно остались исключительно положительные, понравилось практически все. Мастерство Туминаса ощущалось на протяжении всей постановки. Так что, подводя итог, можете смело идти на спектакль и предвкушать очень приятное времяпрепровождение!

P.S: Единственное, что удивляет - это рейтинг "от 18"(хотя здесь, на сайте, написано 16) С какой такой стати? В спектакле нет абсолютно ничего такого, что может повредить детской психике, его можно спокойно смотреть и в 12 лет, и даже раньше. Хотя раньше это будет бессмысленно, ведь само произведение проходят только в 9 классе и проблематика в нем очень серьезная.

4
0
...
11 марта 2013
Фото Потёмкинский Матрос
отзывы:
65
оценок:
66
рейтинг:
42
1

"И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!.. л!
."

А, действительно, зачем нам Пушкин, когда есть Римас Туминас !?
Он и круче и прикольнее

3
0
...
23 мая 2015
Фото Елена Самукова
отзывы:
240
оценок:
253
рейтинг:
301
9

Лучшей постановки «Евгения Онегина» трудно вообразить. Этот спектакль - редчайший образец чистого театрального искусства, в котором отсутствуют всевозможные спекуляции и фальшивость, высокохудожественная стилизация пушкинской эпохи, взгляд на нее из дня сегодняшнего. Безупречное чувство стиля проявляется визуально, пластически, интонационно во всем - в режиссуре, сценографии, игре.
Пушкинская эпоха чувствуется и видится нами затуманенной временем так же неясно, как отражение сцены в огромном зеркале на ее заднике. Но благодаря искусству прошлое обретает ясность и выразительность художественной формы. Интуитивно воспринимаешь иную эпоху не только через интонации актеров и костюмы, но и через другой темп и ритм, несуетный, неспешный. Добавленные Римасом Туминасом эпизоды, которых нет в драме Пушкина, замедляют темп действия и расширяют восприятие. Легкая дымка на сцене вызывает ассоциации с туманом над рекой и деревенской жизнью. Сценические образы главных героев имеют свои атрибуты, выражающие квинтэссенцию их характеров: Онегина сопровождает странствующая музыкантша, которая отражает его свободу, непривязанность, жажду сменяющихся ощущений. И если бы девочка Татьяна так упорно не таскала бы за собой скамейку, я бы, наверно, не поверила в постоянство ее любви. В этом ее атрибуте – проявление ее характера, так же как баян – атрибут Ольги – проявление другого характера, легкого, веселого, чувственного. Розовый кролик, появляющийся рядом с дилижансом – намек на то, что на пути в Москву могли случиться неожиданные приключения.
Двум Онегиным соответствуют два Ленских, один из них добрый приятель, другой романтический влюбленный. В момент смерти Ленского драма Пушкина поднимается Туминасом до уровня высокой трагедии. Онегин убивает его не на расстоянии положенных в дуэли шагов, а в упор, потому что современное отношение к дуэли иное, чем было двести лет назад. Сидящий мертвый Ленский напоминает «Христа» Веронезе.
В интонациях речи обоих Онегиных отчетливо проявляется эгоцентризм. Но долгая постоянная любовь Татьяны и возникшее, наконец, ответное чувство Онегина возвышает и очищает его. Любовь оказывается взаимной, но не реализованной полностью. Как Туминас превосходно чувствует и ценит специфику актеров! Второстепенные персонажи няни и француженки, сыгранные Людмилой Максаковой – едва ли не самые запоминающиеся в спектакле. И все те же неповторимые, знакомые с детства интонации голоса Юлии Борисовой, рассказывающей сон Татьяны.
В конце действия Татьяна, катающаяся месте с медведем на самокате, возвращает нас в настоящее. Игра закончена, и зрители Александринского театра стоя приветствуют актеров и Римаса Туминаса.
И опускаясь с высот Искусства на банальный уровень, этот спектакль в денежном отношении оказался для меня самым дорогим. Но, в то время как в других случаях совершенно очевидна спекулятивная наценка на популярность, престиж, бренд и прочую мишуру, эта цена оправдана тем, что шедевры искусства могут стоить недешево. Хотелось бы снова увидеть этот спектакль в Петербурге.

3
0
...
20 января 2015
Фото Tatiana Redkina
отзывы:
12
оценок:
11
рейтинг:
36
1

Была приглашена на спектакль. Мне не понравилось. Моменты, где идут монологи в классическом чтении слушать интересно и приятно. Смотреть на Татьяну, которая таскает за собой металлическую кровать, кусает подушку, мечется в различных акробатических позах - своеобразный ход режиссера; метание влюбленной души молодой девушки мне в таком виде было неприятно видеть. Юродивая с балалайкой на протяжении всего спектакля вызывала негатив, какую-то обреченность. Толстый заяц в стиле Полунина, за которым охотились минут пять по сцене, вызвал желание встать и уйти. Народу заяц понравился,были бурные апплодисменты, чувствовала себя лишней среди этих людей. Очень оригинальное ухаживание за Ольгой Лариной - объятия сзади Онегиным и медленное снимание перчатки с его руки зубами Ольги, которая потом с перчатками в зубах стояла минут пять. Резюме - у меня растет дочь, сейчас ей 11 лет, в ее 15 лет буду против, чтобы она пошла на подобного Евгения Онегина. Уж лучше просто еще раз прочитать. Если бы потратила свои бы деньги на билеты, то кусала бы себе локти от такой глупой и неоправданной траты на безвкусье.

3
0
...
5 декабря 2014
Фото Омега Самка
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
5

Спектакль - так себе!
Новая интерпретация представляет собой лишь бесталанное прочтение текста и не эмоциональное выражение. Он весь был построен на иронии. Никаких тебе чувств, впечатлений, ничего. Будто бы я в церкви молитву слушала и засыпала. Все слишком затянули. Было очень много ненужных эпизодов, которые даже не соприкасаются с романом в стихах Пушкина.
Когда Татьяна читала письмо к Оненигу, не чувствовалось вдохновение, которое я чувствовала,когда читала произведение. Господи, да я даже лучше его бы прочитала, по крайней мере вложила бы туда душу, так как я очень люблю это письмо и знаю его наизусть.
Конечная сцена Онегина и Лариной была наполнена, опять-таки, лишь монотонными прочтениями своих реплик (хотя сцена мощная в плане эмоций и чувств! Прощальная, когда Онегин пал к ногам Татьяны, наполненный любовью, а она его отвергла, так как была уже замужем за другим..)
Замысел режиссера - ироничное исполнение данного произведения. Везде была насмешка. Даже когда сцена грутсная по сути, она была будто высмеянна.

В итоге, удовлетворения я не получила от увиденного, расстроена даже. Я ожидала большего.

3
0
...
7 октября 2014
Фото Елена
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
3

Хочу присоединиться к тем, кто ужаснулся "Евгением Онегиным"... Увы, но это мнение справедливо. Девушки-аристократки босяком и в каких-то лохмотьях табуном мотаются по сцене (при этом мужчины почему-то прилично одеты во фраки), их как на конвейере подают молодому Онегину, и он через них всех по очереди перешагивает, они же сами таскают для себя скамейки, лавки, кровати, какая-то согбенная немытая бомжиха изображает, видимо, жалкую судьбу или погибшую душу Онегина и постоянно ползает за ним, как приклеенная, тренькая при этом на мандолине, а Ольга с баяном и т.п.? Полное ощущение разрухи и дурдома, а также полнейшей безнадеги. И все под музыку, как мне показалось, Бетховена (к Элизе?) или скорее Чайковского (французская пьеса), поданную в такой оранжировке, что она напоминала скорее песенку Пугачевой о волшебнику-недоучке, но в миноре и с ощущением нависающей нехорошей развязки... А реакция зрителей просто удивительна. Это шоу приветствуется аплодисментам, например, все восхищены зайцем, выделывающим что-то вроде танца стриптизерши, а фраза княжны в изображении Галины Коноваловой типа того что вся наша жизнь - г..., вызывает просто бурные аплодисменты. Это што, позвольте вас спросить? По-моему глубокий депресняк как минимум. Где Пушкин-то, где хоть намек на поэзию? А где картины дворянской русской жизни? Что это за безобразное обрезание кос у девиц, приехавших в Москву, на ярманку невест? Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания, как известно.
Или все это - просто повод показать, как сейчас унижена женщина, как их много и всем не хватает мужей, как они унижены и неустроены? При этом у некоторых, как и у Татьяны, большие проблемы с русским языком (хотя, во всем другом - где они (современные приезжие, не поступившие в институт) и где Татьяна, а их, Пушкинских аристократок, в спектакле ставят, вроде бы, на одну доску). Но это нам и без вас известно. И не хочется еще и в театре на это смотреть, причем почему-то под прикрытием якобы классики. По-моему тут Римас перемудрил, недодумал, недоделал, дай бог ему здоровья и спасибо за "Пристань". А вообще, погрейтесь все на солнышке, господа, и хворь как рукой, ей-ей!:) Мы ждем здоровых, вдохновляющих спектаклей, которые позволят нам увидеть выход, хэппи энд, как говорится, а не стенку в конце тоннеля. Вспомните, что за чудо тот театр, где вы служите! Работайте в стиле и помогайте нам искать дорогу к нашему общему и хочется верить светлому будущему. Как минимум добавьте пожалуйста хотя бы несколько капель здорового оптимизма. И общество к вам потянется:)

3
0
...
20 марта 2014
Фото Светлана Александрова
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Это было, незабываемо волшебно, столько эмоций. Браво! Браво И еще раз Браво! Такие постановки остаются на всю жизнь замечательным воспоминанием, о прекрасном. Можно добавить только спасибо!

3
0
...
20 ноября 2013
Фото m.o.c.
отзывы:
13
оценок:
12
рейтинг:
11
9

Хочется кричать от счастья и благодарности за этот спектакль!!!
Это было великолепно, незабываемо, чудесно, волнительно и еще три миллиона восторженных эпитетов.
Такая живая постановка, такая пронзительная, открыла для себя,как просто потрясающих театральных актеров, Виктора Добронравова и Владимира Вдовиченкова, честно, от последнего даже не ожидала такого! И всё в этом спектакле такое продуманное и точное и декорации и костюмы,звук,свет, всё так красиво и легко сосуществует вместе.
И эта Татьяна,повисающая на медведе в финале....просто, браво!

3
0
...
19 сентября 2013
Фото Геннадий Колосов
отзывы:
46
оценок:
177
рейтинг:
48
9

Евгений Онегин - картины русской жизни.

Удивительно точное прочтение романа Александра Сергеевича! Этот спектакль не для тех, кто ожидает дословное воспроизведение авторского текста. Это - спектакль, где режиссер выступает соавтором Пушкина. Многие сцены, непонятные на первый взгляд, настолько точно отражают русский менталитет, что поражаешься тому как точно, тонко, иронично, и с какой любовью их выстроил Туминас. "Энциклопедией русской жизни" назвал роман Белинский, а спектакль есть картины той самой жизни. Картины живые. Сцены с брусничной водой, зайцем, празднования именин Татьяны - все это есть у Пушкина, не в самом тексте, а в духе романа. Воспринимая "Онегина" как серьезное "классическое" произведение мы обрекаем себя на безутешное горевание по поводу судьбы Татьяны, Ленского, или самого Онегина. Но если это жизнь, то в ней есть место и смеху, не пошлому и огульному, как принято во многих других театрах, а тонкому и ироничному. Два Онегина дают возможность увидеть этот образ ретроспективно: Маковецкий - Онегин взрослый, вспоминающий, размышляющий, Добронравов - Онегин молодой, чувственный, действующий. Владимир Вдовиченков в роли отставного гусара превосходен. Сам образ, берущий на себя функции рассказчика, точен и многогранен. Татьяна в исполнении Евгении Крегжде, сначала предстает девочкой, а потом, на наших глазах превращается во взрослую женщину. И конечно, старшее поколение: Юлия Борисова и Людмила Максакова, здесь говорить что-либо не имеет смысла, это надо видеть.
Спектаклем можно только восхищаться, во всех его составляющих. Музыка, декорации, костюмы, игра актеров, режиссура - все на самом высочайшем уровне.
Спектакль по духу "вахтаноговский", его можно ставить в один ряд с "Принцессой Турандот".

3
0
...
30 июня 2013
Фото Мария М
отзывы:
38
оценок:
38
рейтинг:
37
9

мы закончили театральный сезон 2012-2013 года именно этим спектаклем... и я счастлива, потому что именно этот спектакль стал лучшим в этом сезоне... следом идет "Анна Каренина", а значит театр Вахтангова не теряет статуса любимейшего театр...

я могу сказать только одно - это шедевр!!! это восторг!!! на моей памяти только один раз ВЕСЬ ЗАЛ СТОЯ аплодировал с криками "браво" и "спасибо"...

классический текст, прочитанный идеально... сыграно настолько пронзительно, что дыхание перехватывало в некоторых моментах... талантливейший Маковецкий... умница Вдовиченков... Лерман в роли Татьяны просто неподражаема... Борисова, Максакова... такой состав!!!

постановка заслуживает всяческих похвал... очень интересно смотреть на двух Онегиных на сцене... один читает текст - другой стоит перед Татьяной на коленях...

и мне безумно, безумно жаль тех, кто так и не понял, почему герой Вдовиченкова, гусар, все время пьян и мучается от скуки... почему Ольга с аккордеоном... почему Татьяна прячется под лавочку... :)

в сентябре Онегин опять на сценах Вахтангова... увидимся там... потому что я второй раз точно пойду...

3
0
...
26 июня 2013
Фото ася  А
отзывы:
26
оценок:
31
рейтинг:
23
9

когда спектакль идет, и ты чувствуешь, насколько режиссер любит автора, это истинное наслаждение.
спасибо за это Р.Туминасу!

3
0
...
10 июня 2013
Фото Эмилия Деменцова
отзывы:
135
оценок:
140
рейтинг:
194
9


"Евгений Онегин": обыкновенное чудо

Последняя точка в произведении автора – красная строка для критика. Автор завершил мысль, встал из-за стола, и критик занял его место. К авторской точке добавил еще две, получилось многоточие. Автор, быть может, считал свое произведение диалогом с обществом, а критик счел его лишь первой репликой и пригласил (чего уж там, вызвал!) автора к диалогу (к барьеру!), своим ответом на чужой труд, призвал ответить за сказанное. Печатная полемика "из моды вышла ныне", сменилась интернет-перебранками, авторы смешались с критиками, и развязалась "война всех против всех": все пишут всё и все критикуют всех. "Все бегут, летят и скачут" (время не ждет) и, оправдываясь тем, что краткость – сестра таланта, выносят, не долго думая, не длинные выводы-приговоры в диапазоне от "маст си" до "фтопку". Многослойное прошлое не вычеркивают (пусть и вырывают страницы), но подчеркивают в нем факты, тезисы, афоризмы, словом все то, что можно загнать в тестовый формат. От истории берем краткие курсы и даты, от литературы – аннотации и крылатые строки (для эпиграфов) и т.д. Здесь-то критики и обнаруживают свою полезность. Благодаря им определением А.С. Пушкина стало "Наше все" (см. Аполлон Григорьев), а от "Евгения Онегина" осталась "энциклопедия русской жизни" (см. Виссарион Белинский), ну и парочка других цитат для ЕГЭ. Авторы не вольны поставить последнюю точку: их жизнь и жизнь их трудов завершают некрологи и рецензии. Начатый автором диалог, впрочем, волен продолжить читатель. Не разучившийся читать…

… "Евгения Онегина" учат в школе, зубрят, разбирают по косточкам. Это "собранье пестрых глав" незабываемо, что не мешает ему, однако, оказаться подзабытым: вот ведь и знаем наизусть или близко к тексту, а начнешь перечитывать нет-нет, и наткнешься на что-то новое ("Он вечно тот же, вечно новый"). Потому и перечитываем.… Но случается и так, что напомнить, чем дело кончилось, бывает не лишним. Название на афише театра им. Евг.Вахтангова знакомое, но хрестоматийное включено в хрестоматии не в полном объеме, а потому часть публики иной раз реагирует на ямбы так, будто слышит их впервые. Римас Туминас не ставил задачи освежить в памяти зрителей роман, тем более не стал его театральным иллюстратором. Литовский режиссер разумно полагал, что "наше все" в России знают. Премьера "Евгений Онегин" - не для школьных культпоходов и ликбезов, не просвещения для и не скандалов (как же! Новые формы!) ради. Благо от спектакля не требуют, "летя в пыли на почтовых", скакать от главы к главе, стремясь объять необъятное, стараясь успеть проговорить текст, не поспевая его обдумать. Пушкина здесь внимательно прочли, что оказалось лучше всяких новых прочтений.

Темная сцена кажется бесконечной. Под потолком люстра - фирменный знак, режиссера спектакля. Оформленная Адомасом Яцовскисом, сцена по ходу действа будет не единожды одарена аплодисментами публики. В производимом эффекте с ней может сравниться лишь наполняющая ее музыка Фаустаса Латенаса. Как спектакль отталкивается (не отталкивая!) от романа, так и композитор в главной теме оттолкнулся от "Старинной французской песенки" П.И. Чайковского, придав ей невиданную мощь, покорившую зал. Многократно звучащий мотив дорисовывает декорацию: в нем то снежная буря, то похоронный марш, то вальс роскошного бала, то тихий плач в углу… Справедливости ради, сценограф и композитор стоят здесь в одном ряду с режиссером, ибо спектакль поражает прежде всего своей эстетикой. "Евгений Онегин" - произведение полифоническое, в нем ни слова, ни жеста, ни па в простоте, или, вернее, все неспроста. Нет здесь сменяющих друг друга онегинских строф, узких столбцов и убористого шрифта, потому что нет читки. "Вот мой Онегин на свободе": свободе от стереотипов, образцов и выкроек. Здесь в пустоте сцены – ее простор, в паузах – раздолье. Режиссер не стал вольничать с романом, просто почувствовал себя в нем вольно. Речь (двуязычная) и язык театра, музыка и танец, пантомима и изобразительное искусство - таково здание спектакля. Его нельзя перебрать или разъять: всё и все здесь пребывают в гармонии. Из дорогих спецэффектов только ум и талант авторов спектакля.

Под "Старинную французскую…", под указку танц-дамы, наставляющей по-французски учениц, на сцене "ножкой ножку бьют". Роман начинается с французского эпиграфа, спектакль - с урока танцев на французском. Здесь и поют, и, судя по рисунку танца (по строкам из романа), сбирают ягоды, "не мысля гордый свет забавить…". Девицы, красавицы, все как на подбор в сарафанах и "татьянках" с пышными косами вытанцовывают у балетного станка, выстроенного во всю длину сцены. Во втором, "московском" акте спектакля косы девушкам-невестам будут не расплетать, по обычаю, но резать и рубить прямо на сцене, по московской моде. "C'est le théâtre, c'est mon public", - поясняет более жестом, чем словом танц-дама ученицам и публике, раскланиваясь в глубоком реверансе. И, оступившись, падает. Людмила Максакова, черная танц-дама, еще не раз выйдет на сцену то в образе няни Татьяны, то затем, чтобы увести с подмостков тех, кому суждено будет появиться перед зрителями лишь на поклонах (Ларин, Ленский).

Балета (драматического) в спектакле довольно, но это не противоречит роману, в котором его автор отдавал должное Терпсихоре. Во втором акте, черному возку (по правде сказать – теплушке), в который душеньки, подруженьки вместе с Татьяной будут буквально заколочены и отправлены в Москву на "ярмарку невест", перебежит дорогу зайчик величиной с актрису Марию Бердинских. Есть в этом, конечно, отсылка к зайцу, который выскочил на дорогу карете А.С.Пушкина, везущей его на Сенатскую площадь, - дескать, не стоило Татьяне перебираться в Москву. Но в романе читаем: "Так зайчик в озими трепещет,/ Увидя вдруг издалека / В кусты припадшего стрелка",- и умиляемся режиссерской шутке-иллюстрации. В спектакле многое может удивить, но нет здесь ничего случайного. Есть допущения, но роман их, если не подтверждает, то уж точно не опровергает.

Плоть и кровь обрели кузины Татьяны: Галина Коновалова, минутное появление которой дарит зрителю праздник, Любовь Корнева, бессловесная, но запоминающаяся; и улан (Дмитрий Соломыкин), сменивший место Ленского рядом с Ольгой (Мария Волкова). Та, точно по Пушкину, по Онегину, и кругла, и красна, и весела. В нагрузку к кудрявости (из кудрей вьются полевые цветы) и разудалости ей дан аккордеон, на котором актриса играет даже лежа. Прозванная "глупой луной" играет "В лунном сиянье…" и поет, как колокольчик, развлекая "полурусского соседа" Ленского (Василий Симонов), являя местный колорит, освещая сцену. Ленский будет пытаться деликатно заглянуть под аккордеон, Онегин, не церемонясь, сыграет на нем, где-то на уровне груди, демонстративно обняв Ольгу на злосчастном балу. Вызывающая сцена Ольги, стягивающей зубами с руки Онегина перчатку, обернется вызовом на дуэль. Секунданты чечеткой отобьют дробь, черная танц-дама поднесет пистолет, которым Онегин буквально пронзит Ленского в живот. Ольга отпоет поэта и свое отпоет: аккордеон отберут и выдадут замуж.

Из "междустрочья" явились Странница с домрой (Екатерина Крамзина) и Гусар в отставке (Владимир Вдовиченков), ставшие ключевыми персонажами спектакля. Странница – яркая страница спектакля, не юродивая, бессловесная, но красноречиво исполняющая свою лишь к финалу угадываемую роль. Она общается с другими персонажами лишь участливым взглядом, да звуками домры. То, согнувшись, она перемещается по сцене, перебирая струны, то юрко перебегает из угла в угол, то мотает головой, глядя на Онегина, собирающегося ехать к Лариным, упреждая беду; то пытается воскресить Ленского, наигрывая мотивы своих странствий, среди которых и "Колокольчик", и "Desperado" А.Бандераса, и "Крестный отец". "Когда постранствуешь, воротишься домой…", - впрочем, это уже другой А.С.. Много странствовала, перевидала, пережила. Неотступно следуя за Татьяной, она плакала вместе с ней, оставленной Онегиным, кружилась под окнами ее дома в Москве с безногим ветераном 1812 –года, выглядывала из-за угла, караулила сны. "Татьяна, русская… Душою", - так интонационно расставлены знаки в спектакле. Душою! И вот мечется по сцене эта душа в виде странницы, "умом не понятой", не высказанной, но такой узнаваемой, по мотивам... А.С Пушкиным воспет "Странник", Туминас изменил род романа, сосредоточившись на женских портретах. Татьяна, Странница, Москва, Россия, наконец, - "Вкруг дам как около картин" вертится спектакль.

Гусар в отставке Владимира Вдовиченкова – блистательная роль в не уступающем исполнении. Гусар читает и от автора, и от персонажей, обращаясь то к залу, то к героям. Он рассказчик, а, вернее, пересказчик, ибо ничего исправить в этой истории не властен, а потому пьет… Чаще с горя, чем с радости. То декламирует, то исповедуется, то заглядывает в наше, горько улыбаясь: "Лет чрез пятьсот дороги, верно, / У нас изменятся безмерно". Глаголит правду, а в этом деле трудно без бутылки; по заснеженной сцене проедет он в финале безногий, на доске с колесиками, передвигаясь с помощью бутылок. До того зритель наблюдал как ломалась его шпага, летели эполеты, но там, за сценой, случилась война, Отечественная, на которую идут не по форме, по зову. Герой Владимира Вдовиченкова – собиратель времени, мест (не общих!) и действия. Персонаж не из романа, лишний для сюжета, исключительный – для спектакля.

История главных героев решена Туминасом по рецепту Волшебника из "Обыкновенного чуда" Е.Шварца. История Татьяны и Евгения – "благо бдения и сна". Сон – будь-то туман воспоминаний, грез, или сон наяву – вот атмосфера спектакля - "Кто странным снам не предавался"? Здесь два Онегиных – зрелый и молодой – Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов. Два "черных человека" следят друг за другом, проигрывая им известный сюжет, по Туминасу – проигрывая собственную жизнь. У Пушкина Онегин – адресат заветного письма, герой романа Татьяны, у Туминаса – ответчик. Умудренный опытом своих ошибок Онегин-Маковецкий курит на сцене, глядя на прожженного Онегина-Добронравова: "Уж не пародия ли он?". Молодой Онегин в спектакле и впрямь карикатурен. Добронравов - эдакий молодой вампир, Маковецкий – демон, пусть к финалу и поверженный. Кажется, Онегин, как герой Шварца, заколдован и потому, чуя любовь, бежит от нее: если Татьяна поцелует его, то он превратится в медведя…"Раздвоение" же нужно для того, чтобы герой взглянул на себя со стороны. За молодостью в спектакле – действия: этюды на тему визита к Лариным, когда Онегин ступает как полубог по скамье, выше прочих, над ними; "привычки милой старины" - брусничная вода, дуэль, путешествие Онегина, в буквальном смысле переступающего через дам. За зрелостью – слово. Ей (зрелости) держать ответ и не скрыться от него за черным воротом плаща.

Письмо Онегину Татьяна пишет перед сном (или вместо сна). Утро мудренее, но оно в спектакле так и не наступит. Сочиненное послание для сочиненного героя будет удостоено ответа спустя годы. В изумительной красоты программки к спектаклю в виде конверта помимо визитных карточек персонажей (с рисунками Пушкина и "под Пушкина") вложено написанное ажурным почерком письмо Татьяны. Его читают и со сцены и в зале, письмо идет по рукам, его будут вырывать друг у друга, пока не изорвут в клочья: обрывки Онегин соберет и поместит под стекло в рамку. На память. Письмо, напоминают в спектакле, было писано по-французски (русская душою "Она по-русски плохо знала"), Онегин берется было перевести с французского, прозой, но выходит что-то совсем не романтическое, режущее слух, современное, потому возвращаются к "переводу" Пушкина.

Онегин-старший – словно бы и есть для Онегина-младшего тот "дядя самых честных правил", с которого молодость берет пример, и себе и учителям назло. В сцене "урока" Онегина Татьяне, сцене на скамейке, монолог читают оба актера: здесь "раздвоение" достигает кульминации. Онегин-Маковецкий оказывается в той роковой поворотной точке, которая могла изменить его жизнь, он пробегает по тексту, ища "как ошибся" и за что наказан, но, дочитывая, находит, что все верно. Онегин поучает, но на всякого мудреца.… И только глядя со стороны на Онегина-мл. у той же скамейки, словно понимает, что слова может быть и были верны, но неуместны. Онегин, не потрудившись снять перчатки, (словно хладнокровный убийца он оставляет отпечатки только в сердце жертвы), излагает истины вприкуску с виноградом, между слов сплевывая косточки на землю. Подглядывая за жестокой сценой, иные девушки из танцкласса не выдерживают, падают в обморок. Стоящие на сцене у колонны здания со старой кирпичной кладкой, как ожившие древнегреческие коры: и рады бы вмешаться, но поздно и сцену не переиграть. На скамейке, точно распятая, останется рыдать Татьяна, а потом словно впряженная в нее она будет метаться со скамейкой по сцене. Во втором акте скамейка останется на задворках сцены, потемневшая, поломанная. Не выброшенная из памяти. Затверженный урок Татьяна, примерив черный плащ и трость, преподаст Онегину. Сергей Маковецкий, в роли Войницкого в "Дяде Ване" Р.Туминаса, произносящий "Ведь это было так возможно", вдруг в Онегине услышит обращенное к нему: "А счастье было так возможно". Было!

Если Ольга подобна глупой луне, то Татьяна Евгении Крегжде - подобна луне из песни А.Вертинского: "Как пленная царевна, / Грустна, задумчива, бледна / И безнадежно влюблена. / …. Но холодна безмерно". То по-детски "наша Таня громко плачет" на одной ноте (вспоминается актриса в роли Сони в "Дяде Ване" Р.Туминаса), то будто каменеет, говорит и движется в полудреме. Слезы не успевают высохнуть на лице актрисы: будь то слезы мнимого счастья, или не минувшей печали. Нет-нет, и задумаешься – "Ужель та самая?".

Спектакль обнаруживает схожесть Онегина и Татьяны. Если Онегин – лишний человек (учили), то она – отдельная. Оба скучают и, в сущности, скучны. Онегин с Ленским аналогично "сошлись… Не столь различны меж собой./ Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны", а потом прогремело: "Сходитесь!". У Онегина оказалась "от делать нечего" дружба, у Татьяны – любовь. По Туминасу – Татьяна явно возжелала отринуть книжные романы и сочинить, и исполнить нечто романтическое самостоятельно. Татьяна пишет Евгению, герою своего романа, в котором, как в гоголевской "Женитьбе", черты "обманов Грандисона и Руссо", а запоздалый ответ получает от героя из давно прочитанной и отложенной книги. "Душа ждала... кого-нибудь", - "роман" рифмуется с "обман", обман собственного сочинения.

Сцена именин Татьяны решена как домашний концерт. Все одаривают виновницу торжества своими талантами: поют старинные романсы от цыганских до альбомных. Из строк складывается нехитрая перспектива Татьяны и Онегина: от "И страсть открыть желала, / Но не могла открыть…." и "О, не целуй меня!" до "Старый муж, грозный муж" и "Чего искать в стране далекой, Когда в своей он все нашел?.. "… Сидящая в центре она, "толпою нимф окружена", как осужденная, отстраненно выслушивает любовные трели, и… ждет главного гостя, являющегося с опозданием и парой бутылок вина. У ног Татьяны подаренная ей картина Клода Лоррена "Полдень". Кажется неслучайным эта обращенное в зал полотно, ведь на этой же сцене в спектакле "Бесы" Ю.П.Любимова также возникает картина Лоррена "Асис и Галатея", - земной рай Николая Ставрогина. Пейзаж с отдыхающим святым семейством Татьяне дарят на счастье, но картина, иллюстрирующая бегство в Египет, словно бы пророчит ей скорый отъезд.

"Давно... нет, это был не сон!" - писала она, грезя. На своих именинах она исполнит романс со строчками: "Кончилось счастье. Все было сном…". Сон Татьяны в спектакле сыгран блистательной Юлией Борисовой, вступающий в диалог с голосом Иннокентия Смоктуновского, околдовывающего зал. Переживающая и вспоминающая Татьяны обе глядят в одно маленькое зеркальце и Татьяна-Борисова, словно бы ловит в нем потерянное свое отражение. Зеркало – не только символ спектакля, в котором все отражается и смотрится со стороны, но и основа декорации – огромное зеркало вместо задника сцены. Оно расширяет пространство, играет им, то возвышая, то отдаляя предметы и людей. С зеркалом, книгой и ключом гадает Татьяна, но слишком мало зеркальце, чтобы увидеть предстоящую даль. В страшном сне Татьяне является медведь и тот, кто "мил и страшен ей" - Евгений. В финале все повторяется: "мрак, мосток, медведь, метель", но страха нет: Татьяна вальсирует с чучелом медведя, кружась и исчезая за кулисы, в "медвежий угол". Подарок Ленского на именины – плюшевый мишка – вырос вместе с ней. Как в свое время Ларина-старшая (Елена Мельникова): "Привыкла и довольна стала", так и Ларина-младшая привыкла, свыклась с несбывшимся - "Привычка усладила горе". Вальсирующая она все-таки счастлива, "Привычка свыше нам дана: / Замена счастию она": ее любовь пусть и напоследок оказалась взаимной. И вновь будто бы "снится чудный сон Татьяне". "Пушкиньянец" Давид Самойлов продолжил бы "Сон есть только сон", но прервут его лишь аплодисменты.

"Как это мудрено!/ Ей-богу, сцена из романа", - говорит в спектакле словно бы о спектакле Галина Коновалова. "Сперва Онегина язык / Меня смущал; но я привык…", - без сомнения решит даже не искушенный зритель. "Взор унылый не найдет знакомых лиц на сцене скучной", - не про Вахтанговский спектакль. Особенность его повествования в том, что большие фрагменты играют порой без слов – они озвучены зрительской памятью. Ну, а если что-то позабылось, то расшифровка не заставляет себя ждать. Вот и в сцене с четой Лариных почтенный родитель (Алексей Кузнецов) сомневается в отцовстве: сценку-этюд играют и лишь потом озвучивают: "Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой". Сцена и зал действуют как сообщающиеся сосуды, и эта игра в подаче текста позволяет зрителю по-новому воспринять те, или иные, "проходные" пушкинские строки.

"Меж тем Онегина явленье <…> произвело / На всех большое впечатленье"… В "Евгении Онегине" Римаса Туминаса есть и страницы "энциклопедии русской жизни", но главным в спектакле стала вторая часть цитаты В.Белинского о романе – "в высшей степени народном произведении". Эту русскую народность парадоксально точно передал литовский режиссер. Здесь Россия во всех ипостасях: та, которая говорила по-французски, та, что носила валенки, "солила на зиму грибы"… Здесь и "народ непосвященный", и "чернь тупая" (строки из "Поэта и толпы" А.С.Пушкина звучат в спектакле) и "светская чернь"… Россия, то бескрайняя (со всеми крайностями), то уютная, домашняя как на картинках жанровой живописи. В холодном обстоятельном спектакле, быть может, не хватило "быстрой езды"; длинноты пока присутствуют, но "останавливаются" здесь для того, чтобы обратить внимание. И не только на сцену… В трех с половиной часах сценического времени уместилась канва романа, без подробностей, но с подробной расшифровкой принятых к постановке сцен и глав. "Наше все" на афише, на слуху, на памяти, на сцене же оказалось все НАШЕ. В начале спектакля эта истина под вопросом, в финале – под аплодисментами.


"Театрон", "Комсомольская правда"

3
0
...
11 мая 2013
Фото Pavel Prokopchuk
отзывы:
37
оценок:
45
рейтинг:
53
9

Попал на "Онегина" можно сказать случайно. В театральных делах не разбираюсь так совсем. Хочу сказать, что мне очень понравилось. Было зрелищно, интересно и красиво. Драма, разворачивающаяся в этом произведение ,на мой взгляд ,не может оставить равнодушным никого. Письмо Татьяны, ответ Онегина в саду, дуэль, встреча в Москве и финальный разговор. Мне понравилось

3
0
...
14 февраля 2013
Фото Alla
отзывы:
185
оценок:
185
рейтинг:
393
1

Поняла, что однозначно Туминас не мой режиссёр (жаль, на весь апрель авансом приобретены билеты в Вахтангова). Поняла, что Максакова после пластической операции мне не нравится (употреблю это литературное слово). Шепелявящий Маковецкий мне тоже не нравится. Последней каплей стал танец Зайчихи, соблазняющей охранника экипажа. Исполняла актриса накануне играющая Соню в Дяде Ване в постановке Туминаса в Вахтангова. Увидела унижение актрис (девушек) - таскающая на себе железную кровать и скамейку романтичная Татьяна. Ольга, всю постановку не снимающая с себя аккордеон, о зубы которой Онегин снимает перчатку. С музыкой не попадание: странная оранжировка с громкостью на весь зрительный зал. Продам уже купленные билеты на спектакли с участием Максаковой. Досмотрю и больше в Вахтангова ни ногой.

2
0
...
2 апреля 2018
Фото Sture Carlson
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

Гениальный спектакль с весёлой, почти клоунской, хореографией, и хорошей музыкальной темой.
Актёры искренны и, потому, в зале висит та неподдельная энергия внимания и зачарованности процессом. Сходите - не пожалеете!

2
0
...
1 ноября 2017
Фото Ольга Иванова
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2
5

Жуткая муть. Не интересно (именно эта постановка). Лучше перечитать роман дома.
Но столько восхищенных театралов, кто сомневается - вперед за новыми эмоциями, даже если они обернутся недоумением)
Монолог Татьяны - неловко слушать и смотреть на сцену, плохо...

2
0
...
25 ноября 2016
Фото Vladislavs
отзывы:
75
оценок:
712
рейтинг:
207
5

Много шума из ничего.
Не искусство, не работа художника, всего лишь хорошо сделанная качественная поделка опытного мастерового.
Туминас же не только режиссер (Онегин это очередные самоповторы и демонстрация не лучшей творческой формы), он и руководитель театра с большой труппой, и эту труппу куда то надо деть, пристроить не только молодых и неопытных, ну и распределить капризных "примадонн". И если молодые и неопытные органичны в своей старательности, то "примадонны" все портят. Онегин это 100% спектакль режиссерский, поэтому можно было обойтись от дешевой театральщины в заламывании рук и манерной декламации Маковецкого и Купченко.
Довольно мило, но не больше.

2
0
...
22 апреля 2014
Фото Pauline Kuskova
отзывы:
3
оценок:
30
рейтинг:
5
9

Как прекрасно то, что я не обратила внимание на количество звездочек и отзывы зрителей до того, как попала на этот великолепный спектакль.
Не хватит ни одной шкалы, чтобы описать тот заряд эмоций, который я получила от просмотра.
В спектакле все настолько гармонично подобрано: и сильные эмоции, и неповторимая игра, и декорации, и музыка, что в конце хотелось лишь сказать актерам: пожалуйста, продолжайте! Только не останавливайтесь!
Это нормально, что кто-то уходит в антракте. Более того, это прекрасно! Это лишний раз доказывает, что мы - не просто масса, а люди с разными интересами и эмоциональным уровнем. Невозможно угодить всем.
Для меня же Вахтанговский Онегин стал лучшим из того, что я видела за долгое время. И уж будет совсем неожиданно, если Золотую Маску наденут на кого-то еще.

2
0
...
9 апреля 2014
Фото xes
отзывы:
37
оценок:
94
рейтинг:
46
9

Гениально! Туминас, актеры, музыка!! 3 часа 40 минут поразительного чувства единения с происходящим на сцене и в душе. именно для таких моментов и существует театр

2
0
...
1 апреля 2014