Театральная афиша Москвы

Спектакль Золотой горшок

7.6
Создатели

Отзывы пользователей о спектакле «Золотой горшок»

Фото Марина
отзывы:
10
оценок:
10
рейтинг:
1
9

Театр малюсенький, камерный, и это ощущается уже в фойе: совершенно домашняя обстановка уютной гостиной, где присутствуют даже книжки и игрушки.
Вот наконец нас пускают в зрительный зал. Рассаживаемся: пять рядов, дети на первых двух, а родители сзади.
Спектакль по сказке Гофмана, заявлен как 10+. На сайте театра анонс спектакля незамысловат: "Жил-был самый обыкновенный студент Ансельм, хотел жениться на красавице Веронике, получить чин, сделать карьеру. И вдруг с ним начинают происходить странные вещи: внезапно он влюбился в зеленоглазую золотистую змейку, смертельно обидел страшную ведьму и поступил на работу к загадочному волшебнику и мудрецу Саламандру. Что он выберет? — благополучную жизнь, такую предсказуемую, скучную, полную правил и условностей, или вечную любовь и свободу?"
Но на сцене все совсем иначе. Хитроспретения слов и образов, ускользающие аллегории, игра света и тени.. Очень завораживающе и... ооочень непонятно :). Но отвлечься трудно - действие меняется стремительно, актеры прекрасно держат зал - цепляют то репликой, то взглядом, то искрометной шуткой, не дают раслабиться.
И вдруг, совершенно незаметно, из хаоса начинает проступать смысл, эпизоды связываются воедино, и Гофман открывается нам, действие увлекает и погружает в себя. И вот уже переживаешь за Ансельма, смеешься над регистратором Геербрандом и конректором, злишься на старуху-ведьму, снисходительно жалеешь Веронику..
Тут еще, конечно, очень мощный инструмент - близость зрителей к актерам (или актеров к зрителям?). Пространство-то маленькое - вот они, так близко, почти на расстоянии вытянутой руки! И говорят, буквально глядя в глаза - очень странные ощущения :).
Буквально с первых минут завораживает речь актеров. Тексты, возможно, сложноваты для детского восприятия, но звучат как музыка.
Кстати, о музыке. Прекрасная, очень подходящая, очень в тему. И песни! Я потом уже прочитала, что все музыкальное сопровождение пишется специально к спектаклям театра.
Ну и, конечно, игра актеров - это что-то! Потрясающая харизма и экспрессия! Они были убедительны и естественны, показали все нюансы настроения и малейшие движения души. Ни грамма наигранности или фальши. Они живут спектаклем, они дышат им. Их лица - прям рядом! видна вся мимика.
Еще я люблю наблюдать за персонажами, которые в текущий момент не ведущие на сцене - что они делают там, на втором плане? Так вот, даже в те моменты, когда внимание зала приковано не к нему, каждый из них ведет свою партию, отдувается на полную катушку. Такое отсутствие халтуры очень ценно.
Я даже не могу выбрать, кто мне понравился больше - сначала вроде запала на Руслана Аллахвердиева (Геербранд), потом всех затмил Андрей Покатилов (Саламандр), потом оценила тонкую игру Антона Юшкова (конректор Паульман), ну и Ансельм (Александр Данилов) - само собой.. А Черный Кот, загадочная и нежная Змейка, простодушная Вероника...
В общем, полтора часа пролетели незаметно.
Ну и резюме:
- спектакль сложный, соответствует своим заявленным 10+ (а может даже и старше)
- сказка Гофмана тоже непростая, лучше постараться ее осмыслить вместе с ребенком перед посещением спектакля.

Фото Ольга Сапожникова
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
2
9

Перед тем, как отправиться с сыном в театр "А-Я" на спектакль "Золотой горшок", я решила подготовить дитя к нашему походу классическим образом: прочесть ему повесть Эрнста Теодора Амадея нашего Гофмана, которая легла в основу этой постановки. Чтобы знал, к чему готовиться. Открыла книгу... и закрыла. Ибо поняла: одно из двух - либо дитя в процессе ознакомления заснёт, либо перестанет спать вообще. Моя вина - доверилась собственному юношескому впечатлению, не удосужилась освежить в памяти давно не читанную сказку...
Чтобы не пугать публику, скажу сразу: 1. Спектакль прекрасен; 2. Серёжин сон несокрушим; 3. Сын мой, имея склад души вполне романический, совершенно очарован золотисто-зелёной змейкой и её таинственным родителем.
Знакомство детей с произведениями Гофмана обычно ограничивается сказкой о девочке Мари и её деревянной игрушке. Родившимся в семье любителей классической музыки удача улыбается несколько шире: опера Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана" даёт им весьма приблизительное, но настроенчески верное представление о творчестве этого немецкого писателя-романтика, представляя собою музыкальный дайджест из нескольких историй, вышедших из-под его пера.
Сказки Гофмана действительно тяжеловаты для детского ума - они мрачны, многослойны, переполнены масонской символикой... Но в афише театра "А-Я" значится, что спектакль предназначен для юных зрителей от десяти лет. Парадокс.
Так что я могу сказать об увиденном? Мистики и философии в постановке осталось немного. Совсем чуть-чуть - ровно столько, чтобы сюжет остался осмысленным, чтобы была видна раненная поэзией душа Ансельма, в глазках Серпентины сквозила жертвенность Музы, архивариус Линдгорст не казался юродивым со своими монетками...
В спектакле много прямых цитат из первоисточника, неизменённого текста. У этой медали две стороны: это говорит о бережном отношении к произведению, но и делает постановку более сложной для восприятия. Говоря о возрастной планке, поставленной для этого спектакля, можно предположить, что недавно перешагнувшие её гражданята могут быть просто не готовы к такому погружению.
В частности, впечатление моего юного зрителя о спектакле оказалось весьма "атмосферным": он не слушал, он ориентировался на картинку - да, картинка была чудо как хороша. Стоит подчеркнуть, что основная игра смыслов обеспечивалась не за счёт декораций - да это было бы и не получилось на столь крохотной сцене. Декорации спектакля очень лаконичны, обыденны и "бесцветны" - но ровно до того момента, пока размеренный бюргерский "праздник живота" не сменяется мистическими картинами из жизни Саламандра и его домашних. Здесь акценты расставляются при помощи света и звука. Эту фишку Сергей "словил", она составила основную ноту его настроения "на выходе". Яркие, "с кровавым подбоем" мистические сцены особенно поразили его. Весьма оживили действие и песни на стихи Анны Добровольской и музыка Андрея Пересумкина - это также мнение юного зрителя.
Основную сюжетную линию сын понял просто: Д'Артаньян влюбился в змейку, а Вероника им мешает. Остальные персонажи несущественны и служат для антуража. Но понравились - все.
Да, десятилетнему ребёнку действительно довольно трудно объяснить основной смысл произведения, да и надо ли это? Всему своё время. Сейчас он воспринял основную сюжетную линию постановки, и для него главное, что Ансельм (Александр Данилов) нашёл своё счастье с очаровательной Серпентиной (Александра Пытлик). А куда они понесут свой золотой сосуд, с кем по соседству станут жить, станут ли ходить в гости к Геербрандам, например, - какая, право, разница! :)
Противостояние харизматичного архивариуса Линдгорста (Андрей Покатилов) и старухи Рауэрин (Наталья Кляшторная) в постановке театра "А-Я" не настолько очевидно, как это обстоит в первоисточнике - тайный архивариус скорее противопоставлен миру обывателей, и потому эта линия не перекрывает основную, и образ старухи с её "сынком"-котом (Андрей Денисков) остаётся несколько в тени.
Оттеняют основную линию и образы "порядочных горожан" - конректора Паульмана (Антон Юшков) и регистратора Геербранда (Руслан Аллахвердиев). Они сочувственно относятся к "припадкам" Ансельма, от души пытаются помочь ему - избавить от "видений", вернуть в ряды здравомыслящих, законопослушных граждан, пекущихся о своей карьере, достатке и общественном мнении. Но сочувствие это - до поры, ибо происходящее с Ансельмом и этих совершенно приземлённых герров сбивает с толку - и с ног... На счёт тайного архивариуса Линдгорста свои приключения они почему-то не относят, и потому выходит, что сватовство Геербранда к Веронике Паульман - самая логичная и эффективная развязка, выводящая злополучного студента из круга общения "порядочных".
Кстати замечу, что убеждённая мещанка Вероника в исполнении Татьяны Кармашевой, в отличие от своего прототипа, оказывается более принципиальной в отстаивании своей сердечной привязанности к Ансельму: во время визита Геербранда она не только кается в своём обращении к ведунье, но и даёт понять отцу и новоиспечённому жениху, что студента не забыла, и что сбывающаяся мечта - стать надворной советницей - её не так уж теперь и радует. Это поднимает Веронику над "потребительской корзиной" и делает её более романтичной героиней, чем Гофман прописал. :)
Вердикт: надо видеть. Спектакль идёт полтора часа, но отсутствие антракта совершенно незаметно.
Теперь собственно о самом театре. В Петровском переулке мы в первый раз, это "домашняя" сцена театра "А-Я". Подобное помещение, наверняка, занимал и театр, скрывавшийся за нарисованным очагом. :))) Фойе едва вмещает всех гостей, но - в тесноте, да не в обиде. Уют и гостеприимство этого крошечного театра с лихвой искупают такое мелкое неудобство.
Зал очень невелик - всего на 40 зрителей. Билеты продаются без мест - детей сажают в первый ряд, взрослые рассаживаются в свободном режиме - и это скорее плюс: всё равно плохих мест нет...

Фото Анна
отзывы:
37
оценок:
37
рейтинг:
1
9

Были с сыном (9 лет).Честно говоря, я шла на этот спектакль с опаской, все-таки Гофман не так прост для понимания.
Автор создавал свою историю под грохот снарядов в осажденном Наполеоном Дрездене. Вся история разбита на 12 глав-вигилий о жизни романтичного и немного наивного юноши Ансельма, влюбившегося в золотую змейку, дочь архивариуса Линдгорста. Ансельм должен пройти через испытания, чтобы в конце сказки обрести свое счастье, свою возлюбленную Серпентину и получить в подарок Золотой горшок, дающий возможность жить в чудесной стране Атлантиде – идеальном мире, в котором царит «священная гармония всего сущего».
"Золотой горшок" - одно из самых известных произведений Гофмана, пример немецкого романтизма 19 века. Но современные дети редко читают такие произведения, поэтому поход на спектакль был чистой воды авантюрой с моей стороны. Ребенку я историю не рассказывала и сказку не читала. Мне не хотелось перебивать впечатление, было интересно, как сын воспримет сюжет, что поймет сам.
В этот раз спектакль шел на основной сцене театра в Петровском переулке, д.5. Само помещение небольшое, но очень уютное. Как только открыла дверь, сразу создалось впечатление, что пришла в гости к очень близким и родным людям. Вот точно, театр начинается с вешалки!
Скоро нас пригласили в зал, всего 5 рядов и небольшая сцена. Ребят посадили поближе, взрослых подальше. Через несколько минут погас свет и началось действие. Я была полностью захвачена сюжетом, небольшой зал и близость актеров вовлекала в сюжет. Играть так близко от зрителей крайне сложно, но актеры справились на 5+!
В сказке много смешного, сам Ансельм плохо вписывается в реальную жизнь, часто вызывает насмешки друзей и знакомых. Его рассказы о встрече с золотой змейкой вызывают только улыбки. "Это сон, все это просто приснилось" - вот реакция на слова юноши. Действительно, в реальном мире нет места волшебству или мы сами уже перестали его замечать?
Единственный человек, который воспринимает рассказ Ансельма всерьез - архивариус Линдгорст, он объясняет юноше, что прекрасная змейка – это его младшая дочь Серпентина. Что же выберет Ансельм: золотой горшок и загадочную Серпентину или милую, но обычную Веронику? Не так то просто оказалось следовать своей мечте, придется пройти испытания...
Не буду пересказывать весь сюжет, надеюсь, что вы сами все увидите своими глазами.
Завяленный возраст 10+ абсолютно точен, моему сыну было немного сложновато в начале. но потом и он втянулся. Может, не понял все аллегории, но сюжет ухватил, а дома мы еще раз обсудили увиденное.
Также отмечу отличное музыкальное сопровождение спектакля. Песни очень зажигательные, а песня про пунш вообще мой хит :) Вот бы еще раз услышать!
Спасибо театру, что взялся для такое сложное для современных детей произведение!

Фото Екатерина
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
7

Театр оказался очень маленьким и очень уютным. В зале на четыре ряда очень грамотно в первые ряды усадили детей. Это было очень приятно. Так в самом деле никто никому не мешал.
Зрительный зал и сцена - это практически единое пространство, первый ряд кресел в одной плоскости с декорациями. В первые минуты было даже немного неловко, казалось, что ты сам - действующее лицо спектакля. И это как нельзя больше усиливало ощущение того, что сказка, волшебство - вокруг тебя, ты невольно в них погружен с самого начала.
Приятной, признаюсь честно, неожиданностью была великолепная игра актёров, их профессионализм, мастерство. К сожалению, небольшие театры частенько грешат тем, что актёры там играют по большей части почти что любительского уровня. Здесь же, в театре А-Я - приятное исключение.
А какие выразительные у актёров лица! Геербранд (актёр Руслан Аллахвердиев), Ансельм (актёр Александр Данилов). Даже без цилиндров на голове и костюмов из другой эпохи, кажется, что они не из современного мира, а из мира давно ушедших времен, когда так возможно было встретиться с чудом.
Сюжет, на первый взгляд, простой - выбор, который делает молодой человек: размеренная обеспеченная, но смертельно скучная жизнь или, как в омут, в чувство, которое настигает, как гром среди ясного неба. Скромный неуклюжий юноша по имени Ансельм видит своё будущее счастливым рядом с Вероникой, дочкой обеспеченного человека, девушкой пусть красивой, но мещанских нравов, и вроде бы всё уже предрешено, но внезапно, вспышкой света, появляется зелёной змейкой прекрасная и загадочная Серпентина, которая оказывается дочерью таинственного архивариуса. И молодой человек должен сделать свой выбор.
Сюжет для 10-летних, казалось бы, сложноват, но спектакль выстроен таким образом, что даже 10-летняя девочка Даша понимает, что спектакль этот - про любовь.
Именно любовь, являющуюся как чудо, символизирует золотой горшок, которым хочет завладеть злая ведьма. Но, конечно же, это ей не удается, потому как чувства двух молодых людей оказываются сильнее.
В спектакле звучит очень красивая музыка. Декорации просты, и это не отвлекает от сюжета, а наоборот помогает его восприятию.
Спектакль длится чуть больше часа, но проживаешь его на одном дыхании, не успев заскучать.

Возможно, кому-то сюжет, его перипетии, могут показаться слишком сложными, особенно для детей такого возраста. Да и тема, которая поднимается в спектакле, вполне сгодится для раскрытия её в спектакле для взрослых, но моё мнение - спектакль стоит смотреть и детям, и взрослым. Каждый найдёт в нём ноты, близкие его собственной душе, оттенки, на которые непременно откликнется его сердце.

Хочется побывать и на других спектаклях в этом театре, уверена, мы останемся довольны.
А ещё, конечно же, хочется поблагодарить актёров за их замечательную игру.
И, безусловно, могу порекомендовать как сам театр, так и спектакль "Золотой горшок".

Фото Яна Дронина
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
1
9

"Золотой горшок"
Как-то особо не планируя, мы сами того не подозревая, взяли да и отметили 240-й день рождения Эрнеста Теодера Амадея Гофмана, приходящийся на 24 января. Федька с папой, вырвавшись из лап вирусов, отправились сегодня на "Щелкунчика", мы же с Варварой были вчера в, ставшем уже одним из любимых, театре " А- Я" http://a-ia.ru/ на спектакле "Золотой горшок". О нем собственно и речь....
В славном городе Дрездене около трех часов пополудни, недалеко от Черных ворот студиозус Ансельм задумал отметить день Вознесения Господня, который был для него всегда особенным праздником. Весь в мечтах о разговорах с прекрасными девушками, полпорции кофе с коньяком и даже бутылке двойного пива он стремительно приближался к Линковым купальням, как вдруг внезапно, со всего размаху влетел в корзину с яблоками, которыми торговала старая безобразная женщина. Старуха осыпала незадачливого молодого человека проклятьями и вместо задуманного праздника он был вынужден ретироваться на окраину города, где отыскав уютное местечко на берегу реки под кустом бузины, собрался было для успокоения выкурить трубочку великолепного табачку, как тут....так начинается сказка.
Честно признаюсь, собираясь в этот раз в театр с тринадцатилетней дочерью, я немного побаивалась, что будет именно детская сказка, и мой подросток останется разочарованной. " Да я тут самая большая....", "Это же сказка..."-слышала я от неё перед началом в фойе. Ну да, сказка. Однако понравилось. И не только ей. Мне вот тоже очень понравилось. Самое яркое впечатление от спектакля - глаза артистов. Выразительные, яркие, проживающие действие на сцене. И ведь специально старалась смотреть не на произносящего реплику, а на тех кто вроде как молчаливый наблюдатель, но они всё равно полностью погружены в действо. Чуть поднятая бровь, саркастическая улыбка, легкое удивление или недоумение - им веришь, следишь не за игрой,а за жизнью на сцене.
Моим героем вечера стал Андрей Покатилов в роли архивариуса Линдгорста. Ироничный, стремительный, пугающий, разочарованный - такой разный в каждую единицу времени. Это и Величественный Саламандр, и любящий отец, и насмешливый наблюдатель, и даже громкий попугай. Так как в этом театре мы уже бывали, то мне всякий раз интересно, каким будет тот или иной артист в новой роли. Так вот Андрея я сразу не узнала, хоть и видела его, как оказалось, в ролях Пера Спельмана в "Скрипке и немного солнца" и Мышиного короля в "По ту сторону часов". А вот Варюха сразу же опознала в нем ранее понравившегося городничего из " Ревизора".
Ещё одно яркое впечатление - декорации и реквизит. Их минимум, но как же они выразительно-достоверны! Вот висящий кусок материи, всего лишь складки ткани, но игра светотени, делает из них ветвистый куст. Тросточка в определенный момент становится веслом, а помост сцены-лодкой. И ведь веришь, что лодка качается на волнах, а герои вот-вот сорвутся в воду. Или свето-теневое видение старухи за дверью - мистическая, жуткая сцена.
Также мне хочется отметить Веронику (Татьяна Кармалеева) - на что только не способны влюбленные девушки. Она не насмехается над незадачливым кавалером, оправдывает его неловкость излишней эмоциональностью, защищает его перед отцом. Он играет партию на октаву ниже - она мучается, но поет, он восхваляет прекрасные глаза другой -она терпит. Её увлечение Ансельмом, не только желание стать надворной советницей, иначе не было бы её последнего монолога, после того как она становится ей с другим. В нем легкая грусть от потери Ансельма, сожаление о том что их дороги разошлись.
А вот фигура студента Ансельма (Александр Данилов) для меня неоднозначна. Причем речь именно о герое. Наивный, восторженный, наверное что-то умеющий, ведь недаром его рекомендуют как искустного рисовальщика, бескорыстный - девушка волнует его намного больше, чем ее приданное в виде золотого горшка, но при этом несколько ведомый. Возникает ощущение, что за него решают влюбленные в него девушки. И Вероника и Серпентина бьются за него. Одна помогает переписывать монускрипты, другая, преодолевая страх, совершает визит к колдунье. Он же попадает то под чары одной, то в другой видит первую. Вот вроде бы исправно ходит к архивариусу переписывать, и нравится это ему, и любовь всей его жизни (по его словам) рядом, но вдруг засидится у друга конректора Паульмана, разговорится с Вероникой и не только пропускает время визита к архивариусу, но и пуншу напивается в рабочее время. Нет ощущения, что его выбор осознан. Скорее всего стечение обстоятельств.
Чего мне не хватило, так это знания материала. Все-таки, предполагается, что вы знакомы с сюжетом сказки. Так что пришлось срочно читать для прояснения кое-каких моментов. А теперь и подъискивать бумажный вариант для вечерних чтений и погружения в жутковато-мистический мир сказок Эрнеста Теодера Амадея Гофмана.
А вот и впечатления дочери: "
Мне очень понравилась сказка "Золотой горшок", которая очень напоминала комедию, особенно в начале.
Смотря на господина Ансельма, я невольно вспоминала себя. Например при завтраке, если я сажусь за стол, то непременно задену его коленкой и на меня полетит все, что стоит хоть чуть-чуть выше стола (например на хлебопечке) , если я мою посуду, то хоть один из приборов точно упадет, а иногда, падая он разбивает и тарелки с чашками, убираю посуду на место - на меня летят крышки, коробки, тарелки, стаканы и прочая утварь. Иду убирать оставшуюся еду в холодильник, открываю дверь- и на меня летит миска с салатом, неизменно салатом мне в лицо, или даже несколько мисок и чашек, а если в холодильнике стоит больше двух десятков свежих яиц, то все они непременно растекутся в самые труднодоступные места. Как только я опаздываю, все вещи неизменно куда-то прячутся и я ищу их по всей квартире, и опаздываю еще сильнее, и в ярости ухожу без этих неизменно самых важных вещей, а по приходу домой обнаруживаю, что они лежали на самом видном месте. С погодой тоже самое, иду на улицу с зонтом - на небе ни облачка, но стоит мне забыть зонт, как дождь, словно по заказу льет как из ведра, и я прихожу домой вся мокрая. Да и вообще, одних сменочных ботинок уже штук пять потеряла... Словом теперь у меня появилось смутное подозрение - уж не родственники ли мы с господином Ансельмом.
Больше всего из актеров (кроме моего родственника - господина Ансельма) мне понравился архивариус (или попросту Саламандр). Ох уж эти его неповторимые интонации! Как он рассказывает историю про дракона...да и вообще его манера говорить, его манера появляться в самые неподходящие, но в то же время нужные моменты. И его битвы с ведьмой (старухой) и её котом. Кстати, не так давно я смотрела великолепный спектакль "Ревизор", с почти этими же актерами, и там мне больше всех понравился именно этот актер. Это гений, а не человек.
Ещё хочу сказать про кота ведьмы - если честно, вначале я подумала, что это шут, но его усы, постоянное мурлыканье, а потом и сама ведьма рассеяли мои неверные предположения. Кот был великолепен, особенно его колкие, а порой очень смешные для зрителя замечания. Например на имя Серпентина - реакция кота - "мееееерзкое, не христиаааанское имя". Правда с котом у меня связано много непонятного и странного, ну например как кот играет на фортепиано дуэт, или в этот момент он превращался в человека? А может это просто моё занудство?"

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить