Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Сон смешного человека

Постановка Александринский театр

Выбор «Афиши»
7.1

Лучшие отзывы о спектакле «Сон смешного человека»

    • 5

      После двух "Идиотов" (в Молодежном театре и в "Мастерской") я решила сделать перерыв в изучении сценической судьбы этого произведения (каюсь-каюсь, до одноименной постановки Театра на Васильевском ноги пока не дошли) и посмотреть на Малой сцене Александринки "Сон смешного человека". "Сон..." - есть трогательный рассказ о человеке, который, в общем, уж точно сидит, если не в каждом, то во мне - определенно. Признаюсь, периодические ощущения себя маленькой нелепой девочкой, над которой все смеются, то и дело посещают мое местами воспаленное, местами утомленное трудами сознание. Плюс - очень уважаю режиссерскую смелость отдать главную роль совсем молодому актеру.

      Итак, я на Малой сцене Александринского театра, естественно, в первом ряду. :) В главной роли - Иван Ефремов, вчерашний выпускник ГАТИ, юноша 90 года рождения. Играет пронзительно, достойно, напряженно и очень хорошо. Его смешной человек - это ребенок, который никак не может стать взрослым. Да, он служит, живет в одиночестве, ведет самый обычный образ жизни среднестатистического петербуржца 19 века. Длинное пальто, нелепая шляпа, восталенные глаза. Он живет - а зачем? - и сам не знает. Жизнь не приносит ему счастья, смысла - любви, друзей, дела - тоже нет. Есть то, что называется - комплекс неполноценности. Комплекс сильно давит на бедного юношу, угнетает. Жизнь в бедности, мрачности (которую, конечно, добавляет незримый герой произведения - Петербург собственной персоной) также не приносит, как сейчас говорят, положительных эмоций. Бедный одинокий мальчик решается на единственный для него выход - покончить жизнь самоубийством. И засыпает.

      До, собственно, сна, спектакль, который почти целиком представляет собой монолог главного героя, смотреть приятно. Хорошая актерская игра Ивана Ефремова, пространство сцены - досчатое, неуютное, вид из окна главного героя - на пафосный, величественный лошадиный зад - все это атмосферно - "тот Достоевский, которого я люблю". Но затем - собственно, сам сон, его реализация начинают превращать спектакль в нелепое, не очень логичное действо. Сцены из жизни аборигенов, к которым во сне попал "смешной человек", поставлены затянуто, мысль об их прекрасной, простой, чистой жизни становится понятной зрителю через пять минут, а ее "донесение" растянуто минимум на 30. Связь между аборигенами и "смешным человеком" призрачна, главного героя почти лишают монологов, он становится в спектакле сторонним наблюдателем - который (почему-то) вдруг всех заражает и в итоге приводит жителей "обетованной земли" к краху и позору. Мне этих монологов главного героя очень не хватило, линия "умный, но несчастный петербуржец" и "наивные, но счастливые аборигены" в спектакле кажется слишком притянутой за уши для того, чтобы нам, таким же "гнусным петербуржцам" хоть ненадолго почуствовать нелепость, суетность своей городской жизни. Честно говоря, только и ждешь, когда же наконец этот нелепый сон закончится, и главный герой снова поговорит со зрителем.

      Из положительного - не устану повторять - Иван Ефремов - очень приятное открытие для меня. Молодой человек играет уверенно, он понимает, что он играет, его смешной человек - болезненный, ранимый, с открытой кожей - чувствует жизнь во всей ее боли, неправоте, он ужасно, почти смертельно одинок. Он такой же ребенок как та маленькая девочка, которую он встречает на улице, так же мечется в жизни в поисках себя, так же растерян и полон отчаяния. Что лучше для него - повзрослеть и успокоиться или остаться таким же свежим, ранимым, наивным человеком - смешным для "взрослого мира"? Пожалуй, не знаю.

      Удачная сценическая находка - белая фасоль, в изобилии разбросанная по сцене. Утащила себе одну штучку на память. В остальном - поменьше бы шоу на сцене, Достоевский в Александринском театре, все ж таки.

      6 декабря 2014
    • 7

      Хороший спектакль, конечно не для закостенелых консерваторов. Главная изюминка конечно Иван Ефремов отлично раскрывает смешного человека. Вообще актеры молодцы, но вот режиссер перестарался со своим свежим взглядом и ближе вторую часть показал слишком авангардно, почему и ставлю твердую четверку.
      Еще хотелось бы сказать пару слов по поводу организации прохода на малую сцену. Запускают за минут 15 до начала, а потом 2 часа выйти возможности совсем нет, так что не забудьте вовремя решить свои личные вопросы и спокойно наслаждайтесь спектаклем. Всем спасибо!

      12 мая 2017
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
Слух дня: Аарон Тейлор-Джонсон может сыграть Джеймса Бонда
Слух дня: Аарон Тейлор-Джонсон может сыграть Джеймса Бонда
Слух дня: Аарон Тейлор-Джонсон может сыграть Джеймса Бонда
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость