Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Молодежный театр на Фонтанке

7.2
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Жанна Зарецкая
Фото Жанна Зарецкая
отзывы: 477
оценки: 158
рейтинг: 454
5
Достоевский как повод порассуждать на тему «что такое хорошо и что такое плохо»

Студенты четвертого курса худрука Молодежного театра Семена Спивака поставили первые несколько глав романа Достоевского «Идиот». Ставить не весь роман, а только его начало для современного театра не редкость: Петр Фоменко ставил первые главы «Войны и мира», в петербургском театре «Мастерская Козлова» идет «Идиот. Возвращение»: те же несколько десятков страниц о приезде в Петербург князя Мышкина, его стремительном знакомстве со всеми главными действующими лицами огромного текста. Сыграть начальные эпизоды истории, используя при этом знание о будущем, но лишь намекая на него, — опыт, позволяющий артистам ощутить себя демиургами. У Фоменко эта история сработала на все сто. Со студентами сложнее. И дело не в нехватке личного опыта и профессионального опыта для игры в Достоевского. Тут проблема скорее в учителях. Чем привлекателен для педагогов конкретно роман «Идиот», точнее — его начало, понятно. Множество молодых людей делают первые самостоятельные шаги в жизни, точнее, не шаги, а бунты — глубинные, яростные, максималистские.

Но вот в спектакле Семена Спивака уж очень смущают прямолинейные оценки. То, что, казалось бы, свойственно молодым: огонь в крови, отчаянная вера в то, что компромиссы с совестью поправимы, великодушие, самое безумное и глупое бесстрашие бездны мрачной на краю, — надежно упрятано под моральные оценки, которые невидимой указкой расставлены по спектаклю. Ну откуда ж взялся такой Рогожин, который с циничным спокойствием будет сидеть и дожидаться, пока юная и горячая Настасья Филипповна (Алиса Варова) со своими ухажерами и содержателями разберется да с ним уедет, — тем более что темперамент у Юрия Николаенко угадывается тот еще? А с какой яростной ненавистью оскорбляет развратную гостью Варя Иволгина (Наталья Мызникова) — сразу ясно, что и в ней самой бесенок сидит. Ну так почему ж не столкнуть лицом к лицу двух столь разных, но в чем-то неожиданно одинаковых (по Достоевскому) девиц? Или вот Мышкин (Анатолий Друзенко), который, получив пощечину, встает и грозит пальчиком всему прогнившему насквозь обществу, — и неминуемо возникает ассоциация с девочкой из «Бесов», которая грозит кулаком насильнику Ставрогину… Но дело-то в том, что Мышкин — каким бы наивным он ни выглядел — все же не ребенок, и с ним тоже все неоднозначно (опять-таки если следовать Достоевскому). Ну а уж решение режиссера в финале спектакля сжечь всех (кроме, разумеется, Мышкина) в геенне огненной и вовсе повергает в шок. Мораль, конечно, никто не отменял — но что ж так жестоко с детьми-то? У них же еще весь роман впереди.

2
1
...
20 сентября 2012
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Светлана Ивлева
Фото Светлана Ивлева
отзывы: 42
оценки: 50
рейтинг: 82
7

"Идиот 2012" - это первый день Льва Николаевича Мышкина в России. Начинается он в поезде, где Лебедев и Рогожин быстро вводят князя в курс всех петербургских новостей. Остается только ждать, когда судьба неминуемо столкнет Мышкина с той самой Настасьей Филипповной, у которой в этот день решается будущее - или замуж за Ганю, или в омут с головой с Рогожиным. Собственно, все, однако за 3 часа "первой части романа" "русская душа" была в буквальном смысле препарирована режиссером.
Пожалуй, никто не изучал русского человека так внимательно, как Достоевский. Его герои - это оттенки чувств, сложный калейдоскоп характеров, у каждого - своя рана и своя правда. Мышкин - конечно, "идиот", но в спектакле он выглядит пророком, видящим людей насквозь. Чистота души князя позволяет ему видеть чистоту душ окружающих, отсеивая лишнее. Он не то, чтобы жалеет, нет, даже не сострадает, скорее видит внутреннюю красоту в человеке, отфильтровывая ненужное. Его предложение Настасьи Филипповне - не акт милосердия, не попытка "спасти" - это именно искреннее желание быть рядом с человеком, в котором уникально сочетаются выдающаяся внешняя и внутренняя красота. Так у него и с Рогожиным - он рядом с ним не потому, что испытывает жалость к человеку, который явно погубит себя, но потому что восхищается им, подпитывается как батарейка его мощью, силой и характером. Глядя, как Мышкина играет нынешний студент Толя Друзенко, поражаешься, с какой легкостью у него это получается. В этом Мышкине нет ни капли сумасшествия, нет внутреннего отпечатка трагического прошлого, который был у Мышкина-Миронова. Нет, перед нами яркое воплощение заповеди "будьте как дети" (и я бы добавила "и посмотрите, что из этого выйдет").

Или Ганя. Понятное дело, мелкая душонка, ничтожный человек, торгующий себе невесту. Все так - но ровно до того момента, когда мы попадаем в дом Иволгиных. Тяжелая атмосфера бедности, сумасшествие отца, две несчастные женщины - мать и сестра - разве кто-то из нас возьмется осуждать этого Ганю? И где гарантия, что другой человек в этих обстоятельствах сохранил бы себя и свое благородство? Ведь не полез этот Ганя в камин за деньгами, значит заработал себе шанс на исправление, на другую жизнь...

Настасья Филипповна - одна большая кровоточащая рана. Она - ребенок, который бунтует потому, что взрослые его обидели. Настасья Филипповна с наслаждением ломает себе жизнь - для чего? - только из желания "насолить" взрослым. Генерал Епанчин и Тоцкий - это взрослые, которым она когда-то верила, а потом поняла, что те все время ее обманывали. В этом - трагедия. У Спивака Настасья Филипповна настолько надломлена, что в своей жизни достигла последней стадии самоуничижения. "Взрослые" испортили ее характер, она уже не верит в собственное счастье, исправление, в хорошее будущее. Разрушение, в том числе саморазрушение стало ее любимой игрой, которой она предается с мазохистским наслаждением.

Приятным открытием этого курса Семена Яковлевича стал для меня Андрей Некрасов в роли генерала Епанчина. Молодой человек настолько здорово вжился в образ, что колоссальная разница в возрасте между актером и его героем забылась на первых же секундах. Что это - выучка мастера или талант актера, не знаю, но очень советую присмотреться к этому молодому человеку. А вот юноша, играющий Тоцкого, выражаясь футбольным языком, "кандидат на замену". Не габаритами, не психофизически он не тянул роль "развратителя" и "злого гения". Пожалуй, слабое место этого, почти переставшего быть студенческим, спектакля.

Спектакль советую. Не только потому, что я, как уже не раз писала, очень люблю Молодежный театр. "Идиот 2012" радует практически единодушной положительной реакцией зрителей, которые на протяжении всего действия сопереживают, чувствуют происходящее, фактически становятся соучастниками событий. Это скорее спектакль-урок - для актеров - актерского мастерства, а для зрителей - урок человеческих отношений. Ценное занятие.

1
0
...
13 февраля 2014
Фото Юля Ухаботина
Фото Юля Ухаботина
отзывы: 21
оценки: 21
рейтинг: 37
7
Идиот. 2012

Старая добрая классика с привкусом Спивака

Поставить на сцене роман толщиной в несколько сотен страниц – задача не из лёгких. И, кажется, к абсолютному её решению Семён Спивак не стремился. Действуя по принципу «лучше меньше да лучше», он остановился на завязке «Идиота» и сделал из неё отдельное произведение. И как бы ни хотели того поклонники Достоевского, дальше вечера у Настасьи Филипповны дело в спектакле не пойдёт. А оно и не нужно – идти дальше – и без того получилось вполне себе целостное и законченное произведение.

И даже герои у Спивака, при всей своей традиционной внешней оболочке, получились немного отличными от персонажей Достоевского. И тем более, от многочисленных экранизаций романа. Взять хотя бы Настасью Филипповну. Кто-то сказал, что постановки «Идиота» судятся именно по её образу. В исполнении Алисы Варовой она получилась по-женски несчастной. Беспросветная тоска и отчаяние в ней преобладают над неукротимым желанием разрушать. В голосе и в манерах чувствуется женская слабость, да и все её истеричные выходки кажутся какими-то гротескными.

Князь Мышкин (Анатолий Друзенко) – более традиционен. Но всё же немного оксюморонный: замкнутость и стеснительность в нём сочетаются с открытостью и «широкой русской душой». Он проливает воду, кладёт мокрый платок в штаны, смущается Епанчиных. И при всём этом со всей присущей ему искренностью влюблен в Настасью Филипповну. Одним словом, князь-голубчик.

Сценическое оформление – под стать режиссёрской задумке – сыграть не роман, а сцены из него. Герои словно обрамлены в картину, из недр которой появляются новые действующие лица. В финале картина эта превращается в камин, в который бросают злополучные сто тысяч. А в самом начале спектакля на панно проецируется эпизод из компьютерной стрелялки, он же и завершает постановку. И не спрашивайте о глубинном значении этого режиссёрского хода: его интерпретацию, как и разгадку скульптурной группы в саду у театра, каждый должен найти сам. Дабы положить начало размышлениям, предположим, что этот игровой эпизод – демонстрация внутреннего несоответствия Мышкина. Всё, дальше – сами!

Идея Спивака интересна, и быть может её подхватят и другие петербургские режиссёры. А что, ведь большей части зала гораздо интереснее наблюдать за подлинным Достоевским, нежели довольствоваться смелой и не всегда впечатляющей интерпретацией современного творца. Впрочем, на вкус и цвет… Но, согласитесь, уж лучше такая, с лёгким спиваковским оттенком, классика, чем похабный Гамлет в трусах.

Ю.М.

3
0
...
14 июня 2012
Фото Слава
Фото Слава
отзывы: 69
оценки: 71
рейтинг: 14
До слёз
Браво
10
Супер!

10 баллов наверно потому, что не ждал, что этот спектакль произведет такое сильное впечатление. Премьера была в 2012 году, а сейчас уже январь 2020, прошло 8 лет. Почитав отзывы, убедился даже в том, что большинство актеров, которые играли в 2012, сейчас уже не играют, а играют другие. Почти все молодые. Тем приятнее было удивление от их потрясающей игры, полного погружения в роль, без переигрывания, все как надо. При чем тут случай, когда все играли потрясающее и главные роли, и так называемые роли "второго плана". Особенно понравились Сергей Барабаш в роли князя Мышкина, Алиса Варова в роли Настасьи Филипповны, Юрий Сташин в роли Рогожина и Андрей Некрасов в роли генерала Епанчина. Сама постановка, свет, музыкальное сопровождение и даже необычное начало и конец из компьютерной игры стрелялки и заставка виндоуз, все вносит свой вклад в сильное впечатление от спектакля.
Час как пришел домой после спектакля, до сих пор не могу прийти в себя от положительных эмоций. Еще раз Браво и Спасибо!

0
0
...
24 января 2020
Фото Elizaveta Ivanova
Фото Elizaveta Ivanova
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 3
9

Потрясающая и профессиональная игра актёров, очень рекомендую посетить данный спектакль! Уютная сцена, видно с любого места в зале!

0
0
...
28 октября 2015
Фото Оля Лятос
Фото Оля Лятос
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 2
9

Ставить Идиота весьма спорное решение, но я уже знакома с постановками С. Спивака, и не сколько не разочаровалась. Большое количество молодых и не очень известных артистов, несомненно талантливых и старающихся. Не плоско и не заезженно, при этом с долей реализма. Как и на все спектакли в Молодежном снобам не советую к посещению, будет пустая трата денег, да и соседей пожалейте. Считаю что выбор артистов на главные роли удался, а вообщем-то получился спектакль о любви и выборе.

0
0
...
18 ноября 2013
Фото Маша Короленко
Фото Маша Короленко
отзывы: 2
оценки: 14
рейтинг: 1
5
Пенка с моря Достоевского

Спектакль и правда какой-то романтизированный, ну не может быть Рогожин таким красавчиком! В нем как будто нет внутруенней боли. Спектакль цепляет и производит сильное эмоциональное впечатление, но оно пропадает, развеивается сразу, после выхода из театра.

0
0
...
23 января 2019
Фото Katya Nazarenko
Фото Katya Nazarenko
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Восхитительно. Неимоверно. Сильно.

Мыслями я все ещё там: в исследованиях человеческой души, с заблудившимися по жизни героями. Благополучный исход не найден - всем известный финал, но по-новому сказанный.

А пейзаж в саду совсем уже зимний:)

Молодёжный театр на Фонтанке, до чего я тебя люблю!❤️

Всем советую!

#идиот2012

0
0
...
4 марта 2018
Фото Анна Котикова
Фото Анна Котикова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Я давно не видела столь сильного спектакля, ни разу не пожалела, что пришла, рекомендую почитателям Достоевского ))
Актеры выкладываются на все 100%, не очень понравилась исполнительница Аглаи, , а так все очень сильно )))

0
0
...
10 октября 2015