Постановщик спектакля народный артист России Михаил Салес, режиссер волевой, целенаправленный, обладающий твердой рукой и не любящий двусмысленности, похоже, и сам не ожидал такой концентрации смыслов, которые брызнули вдруг из глубин гоголевской пьесы, когда к ней применили инструмент под названием «творческая импровизация с элементами театральной пародии».
Спектакль получился неожиданным. Уже первое появление полицейских, преображенных в соответствии с современными реалиями в личную охрану Городничего, вызвало оживление в зале. Таких хрестоматийных городовых и околоточных еще никто не видывал. Мужской эскорт в черных леггинсах и черных очках явно настраивал публику на игривый лад.
А когда из дымящейся преисподней стали появляться в исподнем господа чиновники (потому что Городничий собрал своих подчиненных в сауне, чтобы именно в бане, где отмываются старые грехи и обмываются новые назначения, сообщить сакраментальное: «К нам едет ревизор» — тогда уже пахнуло даже не мистикой, а таким веселым ужасом, что кто-то в зале завизжал. Да тут еще и предательски скрипучая дверь, из которой вывалился почтмейстер Щепкин…
Спектакль соткан из озорных деталей, в нем переплетаются и чисто театральные, и остро политические мотивы, а за наивной игрушечной формой (Кремлевская башня в качестве домашних часов над диваном, нефтяная вышка в качестве большой зажигалки) прочитывается горькое и одновременно грозное содержание, которое даже не нужно формулировать. Всем очевидно, что заигрались господа городничие в хозяев страны.
Постановка гоголевского «Ревизора» — это всегда событие. Здесь нет маленьких ролей, ибо каждая роль написана гением. Поразительно, но Гоголь, как Нострадамус, предсказал с точностью до реплики сюжет развития России на 200 лет вперед! Времена меняются — чиновники остаются… Смех сквозь слезы — это наша реакция на происходящее. Вечная комедия русской жизни. Режиссер дает возможность и самому Гоголю взглянуть на нас…
Стихия игры, где-то даже эстрадной и клоунской, обеспечивает задачу донесения смысла до зрителя. Кто же будет спорить, что клоунада, понятная даже ребенку, бывает и грустной, и глубоко лиричной, и философской? Не ожидали этого от «Ревизора»? А зря. Пьеса неисчерпаема.