Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Язычники

Постановка Театр.doc

Выбор «Афиши»
9.3
© vk.com/teatrdoc

Антиклерикальная пьеса

Отец сидит без работы, мать выбивается из сил, зарабатывая на учебу дочери, а дочь, как назло, бросает институт. Выход из патового положения предлагает бабушка, это — церковь. Казалось бы, дела действительно идут на поправку — только студентка прыгает с балкона. Режиссер Лера Суркова со своей командой сгладили чрезвычайную прямоту и резкость пьесы Анны Яблонской, и все равно «Язычники» звучат очень категорично: в вопросе веры единственно правильное решение — верить в человека.

Возраст
18+
Продолжительность
1 час 30 минут, без антракта

Участники

6

Место проведения

9

На день рождения подруга Любы милая Сюзанна подарила мне поход на Язычников. Язычники - последняя пьеса украинского драматурга Анны Яблонской, трагически погибшей в Домодедово в прошлом году. Пьесу поставила в Театре.doc Лера Суркова, а Сю занималась светом, музыкой, костюмами и спецэффектами, которых там немало.

Пьеса, как следует из названия, о вопросах веры человеческой. В семью, состояющую из измученной мамы, безработного папы и дочки-студентки, достигшую грани непонимания, почти переступившую черту безвозвратного распада семью, приезжает свекровь Наталья, верующая женщина. В семье, естественно, никто не верует, на кой черт им веровать, выжить бы. Да и некогда. А свекровь верует сильно и начинает творить чудеса. Делающий ремонт в квартире пьяница сосед Боцман проходит катарсис предсмертного просветления и клянется не пить и работать. Замученная подлостью жизни мама, жена и риелтор хрущовок - истерическая Марина - находит свет в конце тоннеля, некое духовное объяснение этой подлости, параллельно и денежки кое-какие зарабатывает на социальных связях намоленной свекрови. Папа - безработный музыкант, который слушает музыку в туалете по ночам, потому что жена запрещает ему музыку, находит работу у батюшки Владимира.

Но центр конфликта - это девочка-дочка-студентка Кристины, с которой явно беда: выгнали из института, приходит домой пьяной, ебется с мужиками на пляже (предположительно), срывается на всех, никого не слушает. Мама бьется в истерике, папа закрывается в туалете, не понимает, бабушка кропит святой водой, требует покрестить, намекает на Число Зверя и одолевших бесов. С самой Кристиной, как водится, никто и не пытается поговорить - до тех пор, пока не случается самое страшное.

Сю сказала мне, что пьесу репетировали год; это чувствуется. Монологи, диалоги, проходки актеров выверены, доведены до автоматической естественности. Театр.doc - специфическое место, это довольно-таки сраненький подвал на Трехпрудном переулке в модном стиле переделанного в творческую лабораторию промышленного пространства. Там душновато. Но важным обстоятельством является близость актеров к аудитории. Это комната, где стоят 5 рядов стульев, а актеры перед ними - вот они, подать рукой. На всем протяжении пьесы актеры находятся в этой комнате, они никуда не уходят и только включаются и выключаются, как заводные куклы, в зависимости от вовлеченности в действие. Пьеса поэтому похожа на музыкальную шкатулку, но не механичностью действия, а его отточенностью. Музыки здесь почти и нет, кроме одной очень важной песни, но иногда почти видится, что актеры танцуют.

Семейная глухота, непонимание между мамой и дочерью - это моя личная жизненная беда, прожитая, прочувствованная и оставленная позади, потому и отозвалась так остро. Кажется, что пьеса сатирическая и бичует истерику бездумной веры, ритуальных, догматических припарок к ранам межличностных отношений, но это тоже ложное впечатление. Пьеса большая, сложная, полифоническая - так назвали ее Люба с Сюзанной, когда я рассуждала о наличии в ней резонера, но резонера в ней как раз-таки нет. Нет в ней единственной мысли и единственного высказывания, и потому это очень хорошая пьеса и очень хорошая постановка этой пьесы. Много над чем можно в ней подумать, много тонких, "субтильных" (от слова subtle, простите) реминисценций, ключей и подсказок, не стыдно было бы и Венечке Ерофееву их ловить. Имена - Марина и Кристина. Сложносочиненное крещение. Небо под автобусом, мертвая ворона, видеовставки на берегу ледяного моря. Выбранная Сюзанной для кульминации песня "Закрой за мной дверь, я ухожу", до слез на глазах верная моменту, и через несколько минут - это самое, страшное. И так далее, не хочется спойлеров. Можно написать псевдоинтеллектуальной жвачки с разбором еще на 2 абзаца, как любят делать в кинорецензиях журнала Афиша, но это лишнее. Идите и смотрите, хули.

Вышла из театра и поняла, что надо выпить. Слезы были, я впечатлительная. Купили пива, пошли на Патриаршие, говорили и думали о важном и личном.

Напоследок - цитата.

Но человек - он никогда не готов. Ни к счастью, ни к смерти, ни к чему.

11 мая 2012
9

Были на спектакле "Язычники", больше месяца назад, но до сих пор "перевариваю" увиденное..... Это очень живой, трогательный, эмоциональный спектакль, поставленный по рассказу Яблонской на очень актуальную тему ВЕРЫ..... Веры в высшие силы, веру в человека, веру в себя, друг в друга, в добро, в то, что невозможно объяснить и наконец про веру в любовь.... Спектакль ставит перед зрителем непростые, но честные вопросы: верим ли мы в то, что, эмоционально чужие, но живущие под одной крышей люди, являются семьей? В то, что девочка-подросток, переживающая первую ( конечно же не взаимную) любовь, обязательно превратится в наркоманку, проститутку, или принесет в подоле? В то, что женщина, когда-то бросившая ребенка, может отмолить этот грех? В то, что этот ребенок, выросший и проживший большую часть жизни сможет не предать и не бросить собсвенного ребенка?
Зрителям за время спектакля предстоит ответь на трудные жизненные вопросы, и в итоге ответить на главный: кто мы? Язычники? Верующие люди? И, во что же мы верим?
Рекомендую спектакль всем, для кого поход в театр это не только спрсоб "развеяться", но и для тех, кто готов сопереживать, чувствовать, думать.....

18 марта 2014
9

Спектакль "Язычники" 23.10.04.
Приютившись на хлипком стуле, я с первых минут после начала спектакля стал не посторонним зрителем, а его соучастником, действующим лицом. Меня словно затащили на сцену, не спросив при этом разрешения, стали швырять из стороны в сторону, будоража всё нутро. Признаться, я этого не ожидал, так как попал в этот театр впервые. Я оцепенел от великолепной игры актёров и напряжения звенящего со сцены. После спектакля мне хотелось кому-нибудь позвонить и описать эмоции, но я понял, что сказать мне нечего, все эмоции сплелись в один ком - потрясение. По дороге домой, в метро меня окружали люди, которые спектакль не смотрели, я как-то чётко это ощущал. На следующий день моё потрясение стало разваливаться на эпизоды, на вопросы, на ответы. На сцене профессионально, честно, без оговорок вскрываются фурункулы нашего общества, которые тщательно скрываются под тональным кремом толерантности, терпимости и мояхатаскрайности. "Язычники" - это рвотное, которое обязан время от времени принимать думающий, не увядший человек с живой душой, чтобы его стошнило нечистотами, освободив душу и ум. Не зритель здесь смотрит спектакль, а спектакль смотрит зрителя. Словно пытливый врач, он осматривает ваш ум, совесть, способность быть живым. Я выходил из подвала театра со смятой справкой-билетом о посещении в кулаке, но в отличии от поликлиники, театр.doc диагноз предлагает каждому пациенту вынести себе самостоятельно.

25 октября 2014
9

Так. Посмотрел спектакль Язычники в Театр.док. Ну, конечно, все необычно - подвально-квартирная атмосфера зала, гардероба, даже туалета - все это остро контрастирует с таким мещанским понятием как "поход в театр" - где шумное фае, и буфет, и все в костюмах, платьях. И зрительский контингент: либо по парам, либо "ценители". Тут как-то сразу все иначе... Нет, нельзя сказать, что люди прям вот сплошь с одухотворенными и проникновенными лицами, "посвященные", нет.. обычные люди, кто-то компанией, кто-то в одиночку, студенты и наоборот, но безо всяких признаков сектантства и какой-то высшей принадлежности. Но есть и объединяющее - чувствуется, что пришли НЕ СЛУЧАЙНО, не выбирая между "в театр сходить" или "в тануки посидеть", пришли заведомо зная за какими впечатлениями. Это ощущение усилилось атмосферой комнаты-сцены и микроскопического импровизированного "зрительного зала" на полсотни поставленных в четыре ряда обычных офисных стульев. Все тесно, все рядом, все локтями чувствуют друг друга и все в теме - уже до спектакля начинает складываться энергетика, какая-то особая. Входят актеры, в ту же дверь, и начинают играть в двух-трех метрах от тебя, в паузах между своими сценами никуда не уходят - садятся тут же, рядом. Психофизический контакт актера с залом зашкаливает, планка такова, что малейший срыв, фальшь, запинка в тексте - и эта тонкая волшебная пленка между играющими и зрителем лопнет и все превратится в капустник. В настоящем театре спасла бы внешняя торжественность и всеобщее благодушие, рампа, почтенные стены, возвышение и удаленность сцены, суфлерская будка опять же... А тут все на пределе, без страховки. Потрясающе. Атмосфера действительно гипнотическая. Но держать ее, повторяюсь, раз в десять сложнее, чем на сцене традиционного театра - ничего не спрячешь! ни один мускул на лице, ни один лишний вздох - все сразу видно, сразу замешивается в общий контекст восприятия. Т.е. работа актера, на мой взгляд, в Театре.док усложняется неимоверно! И действительно поразительно, как ребята справляются! Ну да ладно, это общее впечатление.

Что касается спектакля... Ну, о самой пьесе можно говорить бесконечно. Наверное, пересказывать ее сюжет - это лишнее. Кто хочет - прочтет... Иногда закрадывается кощунственная мысль, что Аня погибла потому, что.... Потому что сказала уже все, что могла - сложно представить, как еще точней можно было бы, как еще лучше. Конечно, эта мысль неправильная, есть ребенок, есть любимые люди - всегда есть ради кого ЖИТЬ, было жить... Нельзя оценивать и отмеривать жизнь ЧЕЛОВЕКА его творчеством, и говорить что "Блок умер потому, что исписался". Но вместе с тем - Яблонская написала Язычников ТАК, что возникла вероятность уже "ничего не добавить к сказанному", не снижая планки. Все Пушкинские и Чеховские секреты построения оказались соблюдены: Аня здесь и "как луна" - в равной степени освещала дорогу и хищнику и его жертве, по выражению Довлатова о Пушкине, и ставила вопросы, виртуозно избегая давать ответы. Но КАК ЭТО СЫГРАЛИ АКТЕРЫ! И, конечно, самая сложная - роль свекрови! Это ж надо - показать ИСКРЕННЕ верующего человека, который внешним навязчивым проявлением своей веры вызывает у окружающих (и зрителей) сначала иронию, затем отторжение, затем интерес, затем уважение, затем доверие к этой вере, затем ПОЧТИ ОБРАЩАЕТ в нее, затем внезапную ненависть очнувшегося от гипноза человека!!! Но в итоге... В итоге все равно какую-то необъяснимую ностальгию и чувство пустоты.. от отсутствия Бога, наверное. Это ж написать сложно такого человека, но сыграть тем более - не свалившись ни в гротеск с одной стороны, ни в укор "агностикам и иже с ними" с другой. В общем, чувствую, что отзыв в поток сознания превращается... Хочется в заключение сказать: такие впечатления выходя из театра в московский вечерний переулок я не испытывал лет десять.. Произошедшее заполнило как вода губку и хотелось бродить одному и думать, о чем-то думать.. о том, наверное, как преодолеть чувство пустоты

7 марта 2014
9

Много слышала о театре от своих друзей, но только 29 марта этого года попала в него сама на спектакль "Язычники". То, что происходило на не очень больших подмостках театра, трудно назвать "игрой", даже очень хорошей "игрой". Актеры жили в своей роли. Все было настолько естественно, что я с самого начала и до конца спектакля пережила все вместе с героями. Тема актуальна для большинства семей, которые счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. Никаких нравоучений, жизнь семьи такая, как она часто и есть. А в конце светлое. светлое чувство. Спасибо большое актерам! Спасибо режиссеру! Спасибо театру! До новых встреч!

4 апреля 2014
Все отзывы
Спектакли недели: мрачная притча о свободе воли и хореографическое размышление о социальной дистанции
Спектакли недели: мрачная притча о свободе воли и хореографическое размышление о социальной дистанции
11 октября 2021
9 спектаклей октября в Петербурге
9
спектаклей октября в Петербурге
6 октября 2021
10 спектаклей октября в Москве
10
спектаклей октября в Москве
1 октября 2021
Спектакли недели: новый Фабр и променад по миру граффити
Спектакли недели: новый Фабр и променад по миру граффити
27 сентября 2021