Балет |
12+ |
21 марта 2012 |
2 часа 10 минут, 1 антракт |
Ситуация была очень баховской по сути: в 1999 году Начо Дуато попросили соорудить типичный «датский» спектакль – захудалый Веймар заказал «про Баха» по случаю бюрократического статуса культурной столицы года. Любой другой хореограф спокойно бы схалтурил: нет шанса, что о твоих проделках в Веймаре кто-либо узнает; но если узнает, то поймет правильно: это же вам не Нью-Йорк, не Лондон, ни одна репутация там не родилась и не пострадала. Но Начо Дуато сочинил шедевр. Всё честно, балет про Баха. Это едва ли не единственная биография на языке рук и ног, за которую не стыдно. И это настоящее балетное лакомство. Начо Дуато демонстрирует такие взаимоисключающие качества как чувство юмора (вообще для хореографов редкое) и патетичность. У балета соответственно две части.
Не известно, выйдет ли на сцену Михайловского Дуато лично (может быть: два года назад на Чеховском фестивале в Москве острый, как жало, 53-летний красавец сразил публику наповал; а сам балет, кстати, стал высшей точкой двухмесячного международного марафона театральных звезд). Но по идее, все начинается именно с его соло. Потом он уступает место Баху – в камзоле и парике. И тот дирижирует оркестром. Невероятной женщиной-виолончелью: Дуато поставил ошеломляющий сидячий дуэт. Четвероногим танцовщиком-клавесином, на спине которого выбивают беглую мелодию. Мужчинами-скрипками. Про Баха это или нет, не важно. Это про самого Дуато: видно, что процесс сочинения для него это не мучительное пуканье в окружении изнывающей от нетерпения или скуки труппы, а игра, фонтан идей и радость. А потом приходит смерть в белой маске и все становится серьезно. Сцену закрывают черные панели, похожие на нотный стан, сами танцовщики в черном – на ноты. И просто скулы сводит от блаженства, когда Начо Дуато своими танцовщиками прядет и строит мелодию, абсолютно конгениальную музыкальной: грустную или истовую, ликующую или медитативную, но всегда проникнутую строгой дисциплиной мысли. Пока все не оборвет Смерть; но хореограф-герой продолжит танцевать свой менуэт с ней. Видимо, Начо Дуато, всё понял про себя и свой новорожденный балет сразу, еще тогда в 1999-м: все умрут, а я останусь.
Я так разочарована! Какие они там все неуклюжие, танцоры падали, сталкивались друг с другом, временами были абсолютно несинхронны. Я думала, что Харбор стрит в качестве приглашенных были недоразумением, но и труппа Михайловского не отличилась особым мастерством. Ужас
Найти в спектакле Н.Дуато что-то вопиюще немузыкальное или вызывающе модерновое под силу, наверное, только ярым противникам его творчества.
Партитура балета собрана без какой-то определенной концепции, но с уважением к музыкальному материалу – без обрывов и произвольной перемонтировки. Драматургия и общая режиссура выстроены добротно, но нельзя сказать, что ново. Чередование как бы биографических сцен с выходами в чистый танец уже было у М.Бежара в «Бреле и Барбаре», фигура в камзоле на фоне артистов в униформе – у Дж.Ноймайера в первом акте «Смерти в Венеции».
Выступления самого Дуато плохо вписываются в структуру спектакля; возникает ощущение, что их присочинили потом, не позаботившись о связи с целым.
Сильная сторона хореографии – дуэты солистов. Не побоюсь трюизма и назову их «зримой музыкой», визуальный и звуковой ряды в них на редкость едины.
Из кордебалетных сцен этим могут похвастаться только «оркестр» танцовщиков под управлением Баха в начале и большой ансамбль перед финалом. Конец первого акта без нужды растянут, а мужской и женский ансамбли во втором – слишком насыщены и, если так можно выразиться, «телесны» для строгого звучания органа.
В первое действие балетмейстер вводит несколько игровых номеров. Идея, в общем-то, правильная: зритель получает возможность «переключиться» и отдохнуть от напряженности «серьезных» эпизодов, но впечатление от танцев портят явные переклички с постановками И.Килиана, которому Дуато заметно уступает в ироничности. Самоиронии не хватает здесь и артистам, особенно исполнительницам женского секстета, а также трио «за экраном», переходящего в секстет трех пар.
«Биографическая» часть балета решена невнятно. Образ Баха (не знаю, волей ли автора или исполнителя (М.Шемиунов)) оказался сотканным из пластических клише фильмов про «эпоху париков». Смерть и Женщина (в обеих партиях - Т.Мильцева) двигаются практически одинаково, и обе напоминают куклу из «Казановы» Ф.Феллини. Дуэт с Виолончелью смотрелся бы лучше, если бы в руках у Баха не было смычка – движения им по телу танцовщицы вызывают ассоциацию с перерезанием горла, вскрытием вен и расчленением трупа. Финал истории - борьба Смерти и Виолончели за душу умирающего героя - не оригинален, подобные сюжетные ходы не раз использовались на балетной (и не только) сцене.
Новый спектакль Михайловского театра не встает в один ряд с премьерами других зарубежных балетмейстеров в России. Но, учитывая, что в Петербурге существует стабильная прослойка поклонников творчества Дуато, можно предположить, что сценическая жизнь «Многогранности. Форм тишины и пустоты» сложится счастливо.