Опера |
12+ |
Даниеле Финци Паска |
11 июня 2011 |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
Когда режиссер Даниеле Финци Паска говорит в интервью по поводу «Аиды», что хочет сделать «нежную» историю, понимаешь, что именно такого определения от него и ждешь. Неожиданным был выбор спектакля. Поначалу чудилась какая-то нестыковка: казалось, этому «собирателю мгновений», «клоуну от бога», искателю утраченного времени, человеку дождей и туманов нужна совсем другая опера, где главную роль играют настроение и атмосфера. Какой-нибудь «Пеллеас» Дебюсси. Или хотя бы «Онегин». Идеальный вариант — «Любовь издалека» Кайи Саариахо о средневековом трубадуре, которую Даниеле Финци Паска поставил в Английской национальной опере. Или, наконец, «Carmina Burana» Орфа, которую Гергиев и Паска, кажется, запланировали на открытие второй сцены Мариинки, где так и представляешь парады-алле и мелькание причудливых фигур. Но «Аида»!
Однако видишь эскизы костюмов на сайте Мариинки — и понимаешь, что Паска и здесь нашел свою историю и сможет поставить «Аиду» не по-оперному. На репетициях он повторяет по-русски: «душа», «душа», а рисуя костюмы, изображает в них мариинских певцов с огромными, широко распахнутыми грустными глазами. На сайте — Аида в красном платьице с длинной косой, а рядом с ней — в черном, с крыльями — ангел смерти.
Тем, кто приготовился шутить о летающих солистах и хористах, театр сообщает: от артистов не требуется выполнения акробатических трюков. От цирка (который по своей синтетичности, конечно, родственник опере) в спектакле будет открытое пространство — арена, но к этому мариинская сцена и так располагает. Все будет происходить на глазах публики, в том числе смена костюмов; никого из участников спектакля Паска не хочет ни на минуту отпускать со сцены. Главное техническое чудо спектакля на момент сдачи статьи еще не испытано и потому держится в секрете, но постановщики заверяют, что в России такого еще не видели. Со сверхновыми технологиями у Паски сочетаются самые простые, самые театральные средства — роскошные головные уборы мастерят из конфетной фольги.
Написанная к открытию Суэцкого канала, опера Верди «Аида» давно вошла в репертуар ведущих театров мира, не исключением стал и Мариинский театр. Премьера очередной постановки состоялась 11 июня 2011 г. в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей». Валерий Гергиев пригласил швейцарского режиссёра и клоуна Даниэле Финци Паску, известного широкой российской публике постановкой шоу Corteo канадского Cirque du Soleil. Подобное сотрудничество с самого начала обещало быть очень интересным, и ожидания себя полностью оправдали.
Ограниченное пространство Концертного зала диктует свои условия. В подобных предлагаемых обстоятельствах смена декораций за опущенным занавесом попросту невозможна, что толкает режиссёра на поиски новых нестандартных решений перехода от одного акта к другому. Принцип домино, использованный в самом начале, задаёт тон всему спектаклю. Появление артистов по ту сторону сцены уже не редкость. Но здесь даже артисты оркестра вынуждены были исполнять часть партий с балкона, что, в свою очередь, делает постановку ещё более современной.
Отдельно стоит отметить работу со светом. Периодически опускающиеся и поднимающиеся светодиодные трубочки в центре зала, меняющие свой цвет в зависимости от происходящего действия, — несомненная находка. Вкупе с подсвечивающийся по периметру сценой световое решение производит сильное впечатление.
Крайне удачным получилось включение в структуру постановки номера с колесом «Сира», что явно отсылает к цирковой природе Финци Паска.
Слаженные и чёткие передвижения артистов также делают постановку более живой, позволяют оценить действие в целом.
Итог по посещению спектакля — лаконично, ёмко и свежо. С нетерпением жду его версии «Кармины Бураны», приуроченной к открытию второй сцены Мариинского театра.
Как говорил сам Финци Паска, чтобы приготовить хорошее блюдо, нужен хороший рецепт и хорошие ингредиенты. Добавлю от себя — нужен ещё и хороший повар. В «Аиде» всё сложилось самым лучшим образом, в чём вы сами можете убедиться, посетив Концертный зал Мариинского театра.
ВОЗМУЩЕНИЕ поэта о бандитской РАСПРАВЕ
НАД великим композитором в ПЕТЕРБУРГЕ
.
Вчера я слышал... в городе... Санкт-Петербурге
на площади... каком-то в закутке...
- казнили образ Верди и спокойно!
будто бы в округе
не сыщется защитник!
так рассуждали в разбойничьей наивной простоте...
.
Они Концертный зал Мариинки захватили
и 3 часа казнили
великого прекрасного там Верди -
режиссер же во всю сцену
темно-синее стекло взял расстелил им...
куда ходить нельзя...
лишь по бордюру можно было непременно
.
Он тоже из стекляшек белых
в металлических подставках
скрипел... шумел... гремел
- особенное если толпа
и музыка страдала
дирижёру бедному было не сладко
смотреть как топчут все:
и музыка... (и опера!) - пощады не нашла!
.
Кто измывался? кто Верди истязал?
Кто оперу казнил под пытками
такими что надо постараться?
Даниэле Финуци Паска - я на бумажке прочитал
с трудом - да скажем проще Даниэль Дурацкий...
.
Но остальные? подневольные актеры?.
и бедный и бесправный дирижер?
директор зала весь измученный который
молча страдал?... и долго всем терпеть?
и до каких же пор?!
.
-=-
.
Прекрасный вокал, прекрасный оркестр, но как же сложно это воспринимать через такую дрянную режиссуру в совокупности с костюмами из фольги и скотча. ни чем не оправданные "художественные приемы" вокалисты пытающиеся совладать с наспех слепленным реквизитом, ощущение что денег режиссеру не дали, поэтому он сам делал все это из того что было дома и наверное впервые работал руками, разнообразив сцену тем что попалось под руку, светящиеся лампочки, фигурки солдатиков, и прочими вещами, присутствие которых на сцене так и осталось для меня загадкой. действие происходило в концертном зале - то есть зрители сидели со всех сторон, а это значит что актеры должны работать как на арене, а не стоять к четверти зала все время "спиной"
Очень хорошо дополняет такую режиссуру, организация в самом концертном зале, закрытые проходы для зрителей, таким образом что бы один человек прошел на свое место, допустим в середину, 40-50 человек должны встать, и так каждый раз когда кто то идет к своему месту, и это при том что нормальные проходы есть, но они всегда закрыты, как и отсутствует изначально запланированный по всей видимости второй буфет на 2 этаже, как итог если вы не бежите сломя голову в первых рядах, то шансов выпить кофе у вас нет, не успеете, и так всегда, на всех концертах.