Эймунтас Някрошюс поставил экзистенциальную драму Камю с командой российских актеров, среди которых Мария Миронова, Игорь Гордин и петербуржец Сергей Дрейден. В заглавной роли — Евгений Миронов. Парадокс, но сочувствие в спектакле вызывает не народ, притесняемый Калигулой, а именно император, который, кроме всего прочего, ест детей.
Драматический |
16+ |
Эймунтас Някрошюс |
3 часа 30 минут, 1 антракт |
В середине первого действия (всего спектакль Эймунтаса Някрошюса идет четыре часа) Евгений Миронов в роли Калигулы на глазах у матери и отца кидает сверток, обозначающий их ребенка, в таз, и поджаривает его на свече. Мать рвется к Калигуле, но муж удерживает ее. «У тебя плохое настроение? — спрашивает Калигула отца с участием. — Не потому ли, что я убил твоего сына?»
В этот же день Юрий Сапрыкин прислал в «Афишу» колонку о терактах и эмоциональной тупости: «Представьте себе, завтра выяснится, что Путин ест на завтрак детей… Что за этим последует?.. Неделя-другая, и гражданское общество примется обсуждать более занимательные вопросы — а вот Медведев, он вместе с Путиным завтракает или отдельно?» Спектакль Някрошюса, как другие две премьеры — «Околоноля» Кирилла Серебренникова и «Принцесса Ивонна» Владимира Мирзоева, говорит о власти, но далеко выходит за ее пределы. Вот и в связи с «Калигулой» все делают вид, что лицо Миронова на афише ничуть не напоминает Путина, а потешная шиферная триумфальная арка с собачьей будкой — Москву. Негласный договор утверждает, что Эймунтас Някрошюс никогда не опустится до злобы дня, он исследует своим театральным инструментом ни много ни мало — метафизические аспекты бытия. Хорошо. Ведь если допустить, что «Калигула» хоть как-то соотносится с нами, то следует признать: Някрошюс говорит «Калигулой» о нашей бесконечной готовности с душевным пылом оправдывать любую тиранию. Режиссер упрощает свой сценический язык и словно бы уступает возможность наблюдать за Евгением Мироновым. А Миронов играет в соответствии с правилом «играя злого, ищи, в чем он добрый»: его Калигула — единственный человек, которого в этом спектакле жалко. Глобальные обобщения и темные, захватывающие метафоры в «Калигуле» сменились мелкой образностью. Так, примитивность патрициев символизирует мыло: из мыльной пены выходит Афродита в импровизированном спектакле Калигулы, а улика против заговорщика Керея оказывается куском мыла, который Калигула смыливает в момент (ему не нужны улики, чтобы наказать). Умершая до начала пьесы Друзилла у Някрошюса постоянно присутствует на сцене, вызывая у Калигулы приступы горя (ее играет молодая Елена Горина), а у нас — приливы сопереживания: Калигула абсолютно безжалостен, потому что абсолютно свободен, а абсолютно свободен, потому что все потерял. Постепенно вырисовывается захватывающий сюжет: как вместе с деспотизмом Калигулы умножается преданность ему у Геликона (Игорь Гордин), как поэт Сципион, у которого Калигула убил отца (пылкий Евгений Ткачук), обнаруживает в нем родную душу, как растет упоение борьбой с Калигулой у заговорщика Керея (Алексей Девотченко) и как меняется чувство Цезонии (мощная роль Марии Мироновой) от ревности к Друзилле к готовности беспрекословно служить и дальше — к материнскому всепрощению. Прежние спектакли Някрошюса были положены на музыку Латенаса, исполнявшего свои минималистические композиции не на инструментах, а прямиком на зрительских нервах. «Калигуле» аккомпанируют Вагнер и Брукнер, чьи патетические мелодии служат спектаклю котурнами. И правильно: дай нам к Миронову еще и Латенаса, мы так расчувствуемся, что того гляди назовем деспота жертвой.
Я хотела пойти на Калигулу с самого начала. Искала билеты, завидовала подруге, что она попала на премьеру; читала во всех журналах рецензии, в основном только положительные. Мне нравится Миронов, нравится Миронова. Я не говорю уже про саму пьесу Камю, это одна из лучших пьес, которые я читала - грустная, безысходная, когда логика жестокого и почти сумасшедшего героя становится тебе понятна, и тебя начинает это пугать. И вот я попала на спектакль. Ощущение перед началом - как-будто открываешь огромную коробку с подарком, ощущение в конце - открыл коробку, а там - гель для душа.
Сердце замерло один раз, через 10 минут после начала, когда на вопрос Геликона "А что ты хотел?" Калигула отвечает "Луну". Так просто и горько сказать одно слово мало кто кроме Миронова сейчас может, за это он и нравится. На этом положительные эмоции закончились. Через 10 минут после начала можно было уходить. Четыре изнурительных часа читки текста.
То, как увидел режиссер Херею мне совершенно непонятно. Расчетливый, умный герой, у Камю Калигула все время пытается объяснить Хереи свою позицию, хочет, чтобы тот понял его. У Някрошюса же это плоский однозначный характер - простой безмозглый дурак.
Про Геликона аналогично. У Камю так прекрасно показана трагедия мальчика, чьего отца убил Калигула, который должен был бы и ненавидеть своего царя, но все равно любит его больше всего на свете. У режиссера это просто сумасшедшая истеричка с дефектом речи.
Про Цезонию в исполнении Мироновой вообще писать не хочется. В конце второго акта у нее порвалось платье, и все, о чем она после этого думала, как бы прикрыться, чтобы зрители, не дай Бог, не увидели ее трусов.
После спектакля остается чувство, будто тебя обманули. Обманули все журналы и газеты, которые написали кучу рецензий, обманули друзья, которые рекомендовали на этот спектакль, а главное - обманули режиссер и актеры.
Миронов играет великолепно. На этом хорошие новости заканчиваются, и вас ждет четыре часа тягомотины, бреда и откровенной скуки. Этот спектаклю, конечно, вызывает много чувств: непонимание, скука, иногда брезгливость - когда сверток, изображающий ребенка, начинают поджаривать на свече. Все четыре часа не выдержал, ушел после первых двух. Гардеробщица сказала, что сегодня еще средне ушло народу, на премьере уходили толпой. Друзья остались до конца, сказали, что в дальнейшем лучше не стало. Пришли вчетвером, мнение едино - такой бред еще надо поискать.
Когда идешь на подобного рода постановки, всегда ждешь феерии либо актерской игры, либо самой постановки. Феерия была, поскольку Миронов (будучи фанатиком своего дела) показал себя, пусть и не полностью. Но тот ужас, что творился на сцене театра им. Моссовета перекрыл и его слезы, и терракотовый плащ. В последний год в Москве наблюдается ажиотаж вокруг иностранных режиссеров-постановщиков, преимущественно из стран Балтики. Эймунтас Някрошюс, Явор Гырдев, всё это прекрасно. Но так нельзя ставить пьесы Камю! Почему в Римской империи сплошь и рядом шифер, Геликон прикуривает сигарету (!) зажигалкой, а Калигула ходит в кирзовых сапогах? Многие скажут, что ответ очевиден - современная постановка. Но простите, нужно знать грань даже если ты ставишь "Заповедник" Довлатова. У меня возникло впечатление, что литовский режиссер не до конца понял саму пьесу, и решил запутать зрителей, напихав в спектакль безумное количество непонятных действий, жестов и предметов. Без этой бессмысленной мишуры спектакль можно было сыграть за 2 часа. Надо было выпустить одного Миронова (пусть и с этим диким шифером), и этот моно - спектакль был бы чудесен и без лишней суеты на сцене. Нельзя, конечно, винить Евгения в том, что он согласился играть в "Калигуле", поскольку здесь у него был простор для игры, который он реализовал сполна. Но и его игра не спасла столь бездарную постановку.
Получил комплексное негативное впечатление...
Я конечно знал, что Е.Миронов герой для публики первого канала ТВ, но были сомнения.... Ну вот теперь получил четкое подтверждение своим подозрениям...- это во-первых.
Безнадежно устаревшая пьеса А.Камю бряцает своими благоглупостями, хватает рыбьим ртом пыльный воздух, морщится, но при этом надувает щеки, делая вид, что это гримаса не от пыли, а от мучительной рефлексии...это два.
И самое неприятное- пародия на Някрошюса. Узнаваемые сценографические жесты мастера, погружённые в пустоту театрального действия Калигулы, вопят и кашляют. Стыдно и обидно от всего этого печального подпрыгивания.
Неуд, господа!