Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.3

Спектакль
Севильский цирюльник

Постановка - Молодежный театр на Фонтанке
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Веселая затея французского режиссера, где обыгрываются театральная пошлость и пафос
  • Севильский цирюльник – афиша
  • Севильский цирюльник – афиша
Драматический
16+
Жан-Даниель Лаваль
2 часа 40 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
17 февраля 2011
Веселая театральная игра без пошлости и пафоса

Сюжет о женитьбе брадобрея Фигаро — один из самых востребованных европейским театром с момента его выхода в свет и до наших дней. Пьесу «Женитьба Фигаро», как известно, сам Наполеон назвал буржуазной «революцией в действии», а политики не так-то часто снисходили до театра. «Севильский цирюльник» — история менее знаменитая, но действует в ней тот же Фигаро. Тут сеньор и слуга еще не оказались по разные стороны баррикад и враг у них общий — противный старикашка Бартоло, мечтающий жениться на своей молоденькой воспитаннице, покорившей сердце самого Альмавивы.

Французский режиссер Жан-Даниель Лаваль оставил в стороне революци­онные подтексты. И поставил совершенно условное зрелище, где герои берут зрителей в сообщники: обращаются к ним с вопросами, цыкают на них, чтобы не кашляли, когда требуется тишина, а то и молят зал о спасительной подсказке, как двоечник у доски. Актеры же тем временем иронизируют над ложной многозначительностью современного театра, равно как и над вторым его смертным грехом — сентиментальностью. Роман Нечаев заставляет своего графа вставать в картинные позы и держать весомые паузы до тех пор, пока зрители на покатятся со стульев от смеха, застревать на заборе, улепетывать из дома Бартоло, сверкая пятками, после сокрушительного провала в роли пьяного солдата — словом, всякий жест превращает в трюк, раскрывающий подлинную суть лощеного и самодовольного типа. Юлия Шубарева со своей Розиной проделывает аналогичные штучки — то есть, условно говоря, всеми возможными способами при­рисовывает «ушки-рожки» к амплуа романтической героини: корчит презабавные и на удивление многообразные рожицы наивности и отчаяния и взрослеет, учась обманывать и интриговать. Вообще, эта роль совершенно неожиданно обнаружила в Шубаревой многообещающую комическую актрису, и это приятно само по себе. Что до старика Бартоло, то в этой роли Валерий Кухарешин не просто виртуозно существует в фарсовом стиле — он местами выходит на уровень мейерхольдовской трагической буффонады, единственный оправдывая к финалу минималистичную декорацию художника Анны Рюо: одинокую стену в виде тюремной решетки с лязгающими запорами на окнах. Кухарешин рассказывает историю о человеке, который столько сил положил на то, чтобы запереть в темницу любимую, что в результате сам оказался обречен доживать свои дни в «камере-одиночке». Вот только с самим Фигаро странная вышла история: похоже, он кажется режиссеру идеальным героем без недостатков, а в результате хороший артист Евгений Клубов попадает в мучительную ситуацию, как исполнители ролей Деда Мороза.

2
0

Отзывы

9
Светлана Ивлева
42 отзыва, 54 оценки, рейтинг 91
25 февраля 2013

Необычная работа – «родные», «стационарные» актеры Молодежки и совершенно незнакомый французский режиссер Жан-Даниэль Лаваль из Театра «Монтансье». Решились на эксперимент – «до мозга и костей» французскую пьесу показать через призму загадочной русской души.
Получилось. Но – и это приятное «но» - без надрыва и поиска глубокого смысла там, где его и в помине нет.
Я видела спектакль, где графа Альмавиву играет вполне себе молодой и пылкий Александр Андреев – и считаю приглашение его на эту роль (в качестве дублера? Или утвердили окончательно?) большой удачей. У Андреева в роли Альмавивы чувствуется хороший, правильный кураж, ирония, энергия для изображения «испанского гранда», который от пылких чувств преображается в скромного тайного поклонника под окнами. Гранд-то, гранд, но уж больно потешный – Андреев иронизирует над всеми явными приметами своего героя – манерой держаться, отдавать приказы, объясняться в любви. Граф вроде и любит, и страдает, но как-то понарошку, самоуверенно, ни капли не сомневаясь в собственном успехе.
Остальные актеры также выворачивают чувства и эмоции наизнанку. Розина (Юлия Шубарева) – вроде бы хрупкая красавица, волею судеб вынужденная жить в плену у опекуна. Она так жаждет спасения, «принца на белом коне», который заберет ее из плена и подарит радости жизни. Но Розина в исполнении Шубаревой – вовсе не «аленький цветочек» - она взрослая, умная, рассудительная женщина, также зараженная искрой всеобщего куража и веселья. Да, она живет в доме Бартоло, но как и Альмавива ни на секунду не сомневается в грядущем счастье. Еще бы – в компании таких веселых мужчин разве можно грустить? Все происходящее с ней – это приятный процесс, где можно показать себя, продемонстрировать свою красоту, получить удовольствие от игры. Шубарева не боится быть смешной, подволакивает ногу, кривляется в зал на реплики Бартоло, она –активная, веселая женщина, которая сама творит свою судьбу и решает, с кем она будет.
Фигаро (Евгений Клубов) –пожилой, опытный, но сохранивший удаль, энергию и веселость мужчина. Возможно, кому-то актер покажется слишком старым для своей роли – но я так не считаю. Внешняя оболочка в данном случае не играет никакой роли, если артист (не в роли героя-любовника, конечно) органичен. И Клубов органичен. Он задорен, держит внимание. Его реплики уместны, лишены пафоса и притворства. Он словно выражает мысли (в том числе и мысли зрителей) вслух: «что за пантомима?» «вот здесь не понятно» и т.п. В «Севильском цирюльнике» Фигаро скорее второстепенный персонаж, который представлен в спектакле яркими мазками, отдавая дань его «исторической» роли в произведении. Механизм, действие крутится и без него. Понимаю, что Фигаро у Бомарше – это народный герой, простолюдин, который на равных участвует в жизни, не стесняется противостоять аристократам является воплощением идей того революционного времени. Фигаро в 21 веке – это почтенный веселый господин, который ни на секунду не забывает о хлебе насущном, о собственном благополучии. Он открыт к добру – любовь графа – добро – и Фигаро ему помогает, совершая милые шалости вроде опаивания слуг Бартоло, но Фигаро – не простачок-дурачок, а умный, чувствующий грань разумного человек. Такая трактовка образа Фигаро, без оглядки на классовую принадлежность, интересна, современна. Возраст актера – скорее намек на то, что его персонаж уже давно стал любимым, народным героем, знакомым каждому.
Главное достоинство постановки – настроение. Зритель с первых минут и до конца спектакля ловит ноту и она, становясь мелодией, почти не снижая темп, гармонично звучит весь спектакль. В «Севильском цирюльнике» все в меру и все к месту, нет перебора, кривляний и пафоса. Кроме того – этот спектакль дань уважения французского режиссера к русским актерам, их мастерству, и конечно, к мастерству великого, прекрасного и любимого всеми поклонниками Молодежного театра Валерия Кухарешина. Режиссер дал персонажу Кухарешину максимум времени на сцене, максимум возможностей для демонстрации всех талантов, всего творческого багажа актера, талант которого в спектакле сияет на полную мощь. Бартоло – это и человек-паук, цепко держащий в своих лапах Розину, и полоумный старик, лишний, вечно мешающий всем, и пылкий влюбленный, который ради своей дамы готов на все, и грустный клоун, над которым все смеются и которого никто не любит. Широкий диапазон, который Валерий Кухарешин охватывает мастерски на радость зрителям и всему актерскому ансамблю спектакля.
В общем и целом, три часа удовольствия от легкой комедии со счастливым концом. После спектакля на душе остается приятное чувство – от того, что задумка синтеза французской и русской культуры в спектакле удалась на славу.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все