Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3 из 5

Голосов: 2

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5

Жанна Зарецкая

582 рецензии · 207 оценок · 567 спасибо

Опыт биомеханики от молодого режиссера

Стул с торчащими из спинки бычьими рогами — единственный реквизит в спектакле начинающего режиссера Евгении Сафоновой. Еще есть пол, разлинованный как лабиринт, и зеркало в полу в самом центре: всматриваясь в себя, герои оказываются в глубине путного подземелья — каждый своего. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сравнить лабиринт с подсознанием и вспомнить про Фрейда и Юнга, чрезвычайно популярных в 40–50-х годах прошлого... Показать полностью

Опыт биомеханики от молодого режиссера

Стул с торчащими из спинки бычьими рогами — единственный реквизит в спектакле начинающего режиссера Евгении Сафоновой. Еще есть пол, разлинованный как лабиринт, и зеркало в полу в самом центре: всматриваясь в себя, герои оказываются в глубине путного подземелья — каждый своего. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сравнить лабиринт с подсознанием и вспомнить про Фрейда и Юнга, чрезвычайно популярных в 40–50-х годах прошлого века.

«Царей» аргентино-французский классик Хулио Кортасар написал в возрасте 24 лет, эта коротенькая пьеса — вообще первый его прозаический опус. И это ма­нифест — коротенький, наивный, слишком прямолинейный, но при этом от принципиальных идей, заявленных в «Царях», Кортасар так и не отказался до конца дней. Пьеса — интерпретация мифа о Минотавре, существе с бычьей головой, рожденном от преступной связи царицы Пасифаи и быка на острове Крит и упрятанного местным царем Миносом в лабиринт Кносского дворца. Невидимый Минотавр, требующий ежегодных жертв в виде афинских юношей и девушек, с одной стороны, укрепляет власть царя на греческих островах, с другой — становится его ежедневным и еженощным кошмаром, а заодно и кошмаром его дочери Ариадны.

Действие в пьесе отсутствует начисто, это длинные монологи, сменяющие один другой. А если где и возникает диалог, то он чисто формален: человеческих отношений между персонажами искать не приходится, это столкновение идей. Мрачному мистику Миносу противостоит романтически настроенная Ариадна, которая столь же боится своего таинственного подземного брата, сколько мечтает о встрече с ним, в то время как волюнтарист Тезей приехал сражаться за острова без единого чудовища. А Минотавр, главный ужас минойской цивилизации, на са­мом деле оказывается несчастным поэтом и философом, который в темнице своей не пожирает афинских юношей и девушек, а учит их танцевать.

Пьесу эту в России до сих пор не ставили, и оно понятно. Литературно-­философские концепции при полном отсутствии действия театр мало интересуют. И не сказать, чтобы они заинтересовали Евгению Сафонову. Тему политической власти, порождающей целые стада собственных минотавров, которой можно было бы легко проспекулировать, молодой режиссер оставила в стороне. Зато она увлеклась поиском театральной формы, экспериментом в области непсихологического, поэтического театра. Увлеклась настолько сильно, что дальше формы так и не пошла. Но поиски адекватного воплощения античного сюжета сами по себе оказались довольно любопытны, ибо режиссер занялась ничем иным, как биомеханикой. Образы строятся от внешних — пластических, ритмических, интонационных — характеристик. И тут вне конкуренции старейшина Александринской труппы Николай Мартон — утробный звук его речей, имитирующий голос из подземелья, определяет точную природу чувств человека, придавленного страхом, лишенного свободного дыхания и, соответственно, волеизъявления. Это царь-раб, вросший в свой трон, снова и снова прокручивающий в горячечном мозгу картины чудовищной измены царицы и ее последствий. В то время как взвинченность Ариад­ны — Марии Луговой — провоцирует нешуточную истерику молодой актрисы: работа с эмоциональным аппаратом требует особого тренинга, его в арсенале сегодняшних артистов нет. Тезей — смазливый плейбой с отечественного телеэкрана — свою роль по заданию режиссера вытанцовыва­ет, используя ножичек как вполне себе фрейдистский символ и тупо сканди­руя: «Только люди!» А вот исполнителю роли Минотавра Владимиру Колганову стоит посочувствовать: для него режиссер не нашла сколь-нибудь ярких и существенных характеристик. Черную тушу со взглядом лагерного мученика и шаркающей походкой невозможно вообразить вдохновителем молодежи, носителем бунтарской, свободной идеи. Эта задушенная в застенках свобода, конечно, могла бы обернуться внятной современной аллюзией, но такой Минотавр вряд ли способен вызвать тот пыл юной девушки из толпы Минотавровых учениц, которая задыхается от отчаяния над умирающим учителем. Ее, а также умирающего Минотавра изображает Мария Зимина — девушка в черном, рассказчик, обозначенный в программке хоревтом (традиционным для античного театра представителем хора, отстраняющим события). И это отличная актерско-режиссерская находка: несколько образов в минимальную единицу времени построены исключительно на дыхании актрисы. Спектакль, конечно, больше тянет на лабораторную работу, чем на полноценное сценическое действо, но он позволяет говорить о Евгении Сафоновой как о режиссере ищущем и не стремящемся использовать готовые, беспроигрышные на первый взгляд рецепты — а это уже кое-что.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Рецензии пользователей

Музыкальные фестивали «Отзвуки Му», Крис Имлер и другие артисты, которых стоит послушать на «Скифе»

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Недетские развлечения: сложные, страшные и эротические игры 16+

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Волшебные игры для всей семьи

«Афиша Daily» вместе с «Билайн» выяснят, насколько вы опытный путешественник. У вас есть целая...

В августе Собянин заявил, что дом Наркомфина будет отреставрирован и все его 46 квартир проданы....

В редакции «Времена» издательства АСТ выходит книга Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом» —...

Выходит новый альбом композитора и пианиста Антона Батагова. «Где нас нет. Письма игумении...