Театральная афиша Москвы

Спектакль Циники

6.3

Убийственно ироничный спектакль о взаимоотношениях интеллигенции и власти

Отзывы пользователей о спектакле «Циники»

Фото Антон Жерздев
отзывы:
32
оценок:
34
рейтинг:
20
7

Что более цинично – любовь советской власти к своему народу или бесплодные любовные страдания интеллигента?

В центре повествования история любви одного представителя русской интеллигенции к другому (Владимира к его жене Ольге). А точнее история осознания Владимиром глубины своей любви. В итоге он понимает, что любовь эта столь глубока и самоотверженна, что он готов простить жене всё – глупые выходки, измену, нравственное падение, отречение от него, Владимира – всё. Звучит красиво, но...

Какова истинная цена этому чувству? Вот, пожалуй, вопрос, который беспокоит автора и режиссёра. Именно поэтому вся история происходит на фоне революции 1917 года и последующих трудных для России лет. Сухие, безжалостные сообщения о людоедстве в деревнях, или, напротив, пафосные рапорты о достижениях советского народа тут и там словно бритва распарывают ткань драмы человеческих отношений, которая от этого начинает казаться совсем малозначительной, чуть ли не мещанской. В самом деле, как циничны должны быть люди, которые в такие времена занимаются выяснением, кто с кем спал и сколько раз.

Не знаю, задумка ли режиссёра такова, но и сами страдания Владимира оказываются на поверку весьма скоротечными и легко излечимыми. Такими интеллигентски-беспомощными и лживыми выглядят они. И пить на деньги любовника жены уже вполне допустимо, и плотские утехи с горничной помогают оправиться от удара, нанесённого самолюбию. Даже от самоубийства, которое было уже почти решено, Владимира останавливает вид кучи мусора, где найдут его тело.

Что ж, как анти-гимн русской интеллигенции я бы это всё понял, но почему спектакль всё же заканчивается на ноте любви? Что хотел сказать режиссёр? Что эта тонкая душевная организация – и есть ценность, которую раздавила большевистская машина? Это было бы тонко, но не убедило. Потерял здешний Владимир меня как сторонника где-то по пути.

Отдельно хочется сказать о сценографии. Спектакль, конечно, гастрольный, но полагаю, что основа сохранилась. Всё сделано в этаком абстрактном духе конструктивизма. И некоторую атмосферу советской действительности это безусловно создаёт. Но где же антитезис? Почему библиотека – кладезь мудрости и тонкости – по виду ничем не отличается от окружающей среды. Экзерсисы с развешиванием рентгеновских снимков по стенам и вовсе выглядят натужно. Не усмотрел я в сценографии своего, внутреннего смысла.

3