Москва

Спектакль в Москве
Русское горе...от ума

Постановка Школа современной пьесы

8.3
оценить
Дата выхода
25 февраля 2010
2 часа 15 минут, 1 антракт
12+

Дивной красоты капустник

В новом своем спектакле Иосиф Райхельгауз увлекся (и увлек художника Алексея Трегубова) созданием на сцене оптических иллюзий. А песенники Вадим Жук и Сергей Никитин были увлечены интерпретацией пьесы Грибоедова. В чем они сошлись, так это в трактовке Чацкого, которого они видят опальным гением: в финале Чацкий, которого играет харизматичный Алексей Гнилицкий, на словах «в Москву я больше не ездок» превращается в поэта Бродского.

Расписание спектакля

Школа современной пьесы
Неглинная, 29, стр. 1
8.4
  • 28 Апреля, ср
    19:00
    ~ до 21:35
    от 440₽
  • 24 Мая, пн
    19:00
    ~ до 21:35
    от 440₽
  • 1 Июля, чт
    19:00
    ~ до 21:35
    от 440₽

Место проведения

Школа современной пьесы

Школа современной пьесы

8.4
В особняке на Трубной площади, где до революции славился салатами от повара Оливье ресторан «Эрмитаж», театр Иосифа Райхельгауза поселился в 1990 году. Сегодня здесь ставят тексты Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Дмитрия Быкова и даже Михаила Дурненкова. Каждую осень театр проводит драматургический фестиваль «Действующие лица», представляющий собой обратную сторону «Любимовки», проходящей почти в то же время в «Театре.doc».
телефон +7 (495) 111 22 22
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–15.00, 15.30–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 812
оценки: 818
рейтинг: 1146
7
Капустник с моралью

«Русское горе» — это «Горе от ума», по поводу которого вдоволь нашутились режиссер Иосиф Райхельгауз, поэт Владимир Жук и композитор-песенник ­Сергей Никитин. Начинают они легкомысленно: «А вы смотрите пьесу, тра-ля-ля-ля-ля-ля, и ради интересу, и любопытства для». Потом в шутки просачиваются горечь и аллюзии на современность (например, когда пушкинское «Погиб поэт, невольник чести» рифмуют с «грузом двести»). А в целом их мысль оформляется в финале. Но по порядку.

Внешне спектакль походит на плоскую черно-белую картинку, которая по­степенно обретает объем. Иосиф Райхельгауз с художником Алексеем Трегубовым воспользовались старинным оптическим эффектом: актеров в черных трико не видно на черном фоне, зато хорошо видны белые предметы у них в руках. Тщательно спланированная иллюзия рождает ощущение, что предметы перемещаются сами по себе, берутся откуда ни возьмись и неизвестно куда исчезают. Перед нами разворачивается черно-белый комикс: Чацкого (цилиндр и фрак) стращает аллегорический народ (серп, коса, метла, вилы). Но тот все же едет в Москву — кружит между дорожных верст, то есть гольфов на черных трико актеров. Сама Москва — это проплывающие над сценой бумажные фигурки: Кремль, деревья, кони, бабы. Позже в двухмерной картинке возникнет объем — грибоедовские герои в условно-исторических костюмах принимают барельефные позы. Потом у плоской картинки появится второй план — там, на втором плане, закурится натуральный «дым отечества», запляшут монструозные гости фамусовского бала и Софья пустит среди них слух, что Чацкий сумасшедший. В этот момент изящную картинку ломают. Монтировщики на глазах опускают черный бархат и оголяют заднюю розовую стену с ее лепниной и гипсовыми путти. Зрительный зал и сцена сливаются в одно пространство, и артист Алексей Гнилицкий, игравший Чацкого, сбрасывает белый фрак и выглядит совсем как один из публики. Надев кепочку и вельветовую куртку, он читает свой последний монолог по бумаге, с заунывной интонацией — поразительно походя при этом на Иосифа Бродского и закругляя мысль режиссера: поэту в России не жизнь во все времена. Зато куплетистам всегда найдется дело.

2
0
...
29 апреля 2010

Лучшие отзывы о спектакле «Русское горе...от ума»

Фото Елена ККК
Фото Елена ККК
отзывы: 325
оценки: 708
рейтинг: 227
7

18/01/18 побывала на этом спектакле, а написать о нем сразу не смогла - надо было как-то осмыслить уведенное.
На самом деле тут главное - не забывать, что идешь в театр Школа Современной Пьесы и что в автрах данного спектакля указаны "Александр Грибоедов, Вадим Жук, Сергей Никитин" :)) Т.е. классическое прочтение нам и не обещали, обещали "игру с комедией "Горе от ума". Вот поиграть удалось, определенно!
Нет, основные вехи классического "Горя" остались, конечно, и текст оригинальный звучит (правда, фрагментами, не по порядку, что-то не один раз...). Даже вальсы Грибоедова звучат! Даже отсылки к биографии самого Грибоедова, погибшего в Тегеране, кстати, были. Однако подросткам бы я эту постановку не рекомендовала, хоть она и помечена 12+. Чтобы уловить смысл происходящего на сцене, соотнести с оригинальной пьесой, последнюю хорошо бы знать, причем вдоль и поперек. Опять же, очень многое ориентировано на взрослых зрителей, знакомых с историей и музыкой, и с той самой биографией Грибоедова, и способных "опознать" в Чацком образ Бродского, и вообще... Игра-то она, конечно, игра, но не такая простая, как кажется. И не такая уж "комедия", кстати.
В ролях:
Фамусов - Иван Мамонов,
Чацкий - Алексей Гнилицкий,
Молчалин - Павел Дроздов,
София - Екатерина Директоренко
Лиза - Татьяна Циренина
Всех остальных участников действия играют эти же артисты... и другие :)

Постановка полностью черно-белая и как бы "плоская" - белые бумажные "декорации", черно-белые костюмы (кстати, классные), практически клоунский грим... Очень интересные эффекты от этого получаются :)
Впечатления остались двойственные.. С одной стороны, идти на этот спектакль как на комедию "Горе от ума" не стоит. Это совсем, совсем другое.
С другой, постановка очень интересная, в ней миллион "зацепочек", приемчиков и прочих интересностей. Вот подбор музыки и игра с текстами песен - это же Шедевр! "Александра, Александра... Скоро сменит Николай..." (с) А вы заметили, что персонажей пьесы сильно меньше, чем в оригинале? Все прочие - Скалозуб, гости на балу - обозначены, причем весьма условно. Скалозуб, "человек заметный", - под 3 метра ростом, старуха Хлестова "Час битый ехала с Покровки, силы нет..." на роликах и т.д. Они появляются раз, чтобы после снова кануть в небытие, а их реплики достаются "хору".
Ну и мне остался не вполне понятен выбор актеров. Вот Чацкий (Алексей Гнилицкий) - он прекрасен. Он именно такой, каким я представляла Чацкого, когда читала пьесу в школе: взрослый, под 40, уставший человек, слегка напыщенный зануда :) Не, ну правда хорош. Но... Но Чацкий-то с Софьей росли вместе, в оригинальной версии! А тут Чацкий выглядит старше Фамусова (Иван Мамонов), да, собственно, старше всех... Сам по себе на этой сцене Чацкий мне очень нравится. Но в чем была задумка создателей спектакля, именно так распределивших роли, непонятна. Хотя от этого только интереснее получается, надо сказать :) Возможно, ради "превращения" его в тень Бродского?
Так что если кто хочет посмотреть что-то интересное, над чем придется думать, раскладывая впечатления по полочкам - вам сюда. Если кто хочет просто расслабиться, посмотреть на современную постановку "по мотивам" классики, - вам тоже сюда. А вот если вы хотите получить классическую версию "Горя" - лучше не ходите, неминуемо останетесь в недоумении, мягко говоря :)

2
0
...
21 января 2018
Фото Света Аржадеева
Фото Света Аржадеева
отзывы: 39
оценки: 69
рейтинг: 28
9

18 января 2018 была на спектакле "Русское горе ...от ума" в театре "Школа современной пьесы". Пьесу Александра Грибоедова "Горе от ума" очень люблю. Смотрела ее и в театре Моссовета в ее классическом исполнении. Узнав, что в Школе современной пьесы идет этот спектакль, решила посмотреть, как здесь "играют с комедией". И не ошиблась с выбором. Понравилось все, и выбор актеров - Иван Мамонов ( роль Фамусова), Екатерина Директоренко ( роль Софии), Павел Дроздов ( роль Молчанина), Алексей Гнилицкий ( роль Чацкого). Браво! В начале спектакля, правда, несколько удивил выбор на роль Чацкого актера, старше самого Фамусова. Ведь привычный образ со школы, Чацкий-это молодой человек, ровесник Софии. И только в конце спектакля стал понятен данный выбор, когда наш Чацкий перевоплащается в Бродцкого! В спектакле много таких моментов, которые связывают прошлое и настоящее. Это и прекрасное музыкальное оформление. Используются песни " Александра, Александра" и там же в песне отголосок прошлого " Скоро сменит Николай". Песня " Груз двести" напоминает нам о трагической судьбе самого автора Грибоедова. Очень интересный выбор декораций на сцене. Мы видим перед сценой вертикальную прямоугольную рамку, за которой двигаются черно белые силуеты. Это напомнило мне старый кукольный театр. В начале спектакля все в черно-белой плоскости, но постепенно это превращается в объемную картинку с танцами, с музыкой. И вот уже это, я бы сказала, мюзикл. Спасибо Иосифу Райхельгаузу, режиссеру театра и Алексею Трегубову, музыкальному художнику, за эти прекрасные перевоплащения. Все время, сколько длился спектакль, я переживала такое знакомое произведение по новому. Была вовлечена в эту " игру с комедией" вместе с актерами. На этот спектакль ходила с подругой. Своего 15 -летнего ребенка не стала брать. Он сейчас только проходит пьесу в школе. И думаю, некоторые нюансы ему пришлось бы дополнительно объяснять. А тем, кто знает пьесу и хочет поучаствовать в происходящем, связывая образы, музыку, текст песен с прошлым и настоящем, настоятельно рекомендую это увидеть! Увидеть как здорово актеры " играют с комедией", не давая ей остаться в прошлом и связывают ее с настоящим, т.е. с нами!

1
0
...
10 февраля 2018
Фото Анна Зыбина
Фото Анна Зыбина
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 1
9

Школа современной пьесы и Иосиф Райхельгауз как обычно сразили наповал! Несмотря на то, что сцена в этот раз использовалась по назначению, что на моей практике посещения этого театра бывает редко, все остальное было крайне необычно, в стиле режиссера. Очень порадовала живая инструментальная музыка! Актёры играли замечательно! Мои рекомендации всем, кто хочет посмотреть классический спектакль в совсем неклассический постановке.

1
0
...
6 ноября 2016
Фото Наталья Бук
Фото Наталья Бук
отзывы: 9
оценки: 9
рейтинг: 1
Спасибо Мединскому
Браво
Арт-терапия
10
Прекрасно!

До свидания, комедия!
Здравствуй, комедия!
И спасибо за то, что с собой позволяешь играть!
Любимый театр «Школа современной пьесы» -спектакль « Русское горе от ума»
Если вы пришли на спектакль просто послушать текст Грибоедова в исполнении актёров, то это не тот случай.
Да и вообще, театр это не озвучка текста, а именно Игра!
И талантливый коллектив театра школа современной пьесы в очередной раз ярко это доказывает. Принимаете вы эту игру или нет, зависит только от вас. Песни со смыслом звучат весь спектакль.
Чёрно-белые силуэты декораций как бы говорят, что это театр, а театр - это система условностей... Но в то же время намекают Чацкому, что тут для него всё не по-настоящему...
Двери, окна, рояль и даже собака -- увы, вырезаны из картона.
Ну как красиво и смешно они всё это обыгрывают! Так же и все герои остаются в призрачных черно - белых театральных костюмах, а изгой Чацкий в современной одежде.
Финал - все актёры садятся на авансцене и поют, улыбаясь и заглядывая в глаза зрителю. Как мило! Ощущение, что это "квартирник" у друзей. Вот такая творческая и дружная семья этот чудесный театр!

0
0
...
9 января 2021
Фото Максим Соколов
Фото Максим Соколов
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
Как развидеть
Что-то новенькое
Браво
10
Поучительно

Спектакль необычный и живой. Рекомендуется к просмотру всем: детям, изучающим Грибоедова в школе, для визуализации и развития творческого подхода. А взрослым благодаря свежему взгляду Театра «Школа современной пьесы» как раз отлично будет вспомнить классику. Хорошо провел время, спектакль поднял настроение и заставил рефлексировать на различные темы: политика, карьера, дом и семья, психология и другие. Кстати видел самого режиссера в зрительном зале – Иосифа Райхельгауза, если проводить аналогию с футболом, здорово, когда тренер вместе со своей командой на поле во время ответственного матча! Успешный спектакль, на мой взгляд, это сочетание многих факторов: импровизации и творчества, упорства, труда и работы над ошибками, поддержки и внимания друг к другу. В «Русском горе..от ума» все это было.

0
0
...
30 декабря 2020