Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Русское горе, Москва

7.6
оценить
Расписание и билеты
-20%при оплате
с 

Дивной красоты капустник

В новом своем спектакле Иосиф Райхельгауз увлекся (и увлек художника Алексея Трегубова) созданием на сцене оптических иллюзий. А песенники Вадим Жук и Сергей Никитин были увлечены интерпретацией пьесы Грибоедова. В чем они сошлись, так это в трактовке Чацкого, которого они видят опальным гением: в финале Чацкий, которого играет харизматичный Алексей Гнилицкий, на словах «в Москву я больше не ездок» превращается в поэта Бродского.

Место проведения

Школа современной пьесы

Школа современной пьесы

7.9
В особняке на Трубной площади, где до революции славился салатами от повара Оливье ресторан «Эрмитаж», театр Иосифа Райхельгауза поселился в 1990 году. Сегодня здесь ставят тексты Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Дмитрия Быкова и даже Михаила Дурненкова. Каждую осень театр проводит драматургический фестиваль «Действующие лица», представляющий собой обратную сторону «Любимовки», проходящей почти в то же время в «Театре.doc». Из-за случившегося в 2013 году пожара Школа современной пьесы временно играет спектакли в ДК КРОСНА.
касса +7 (499) 340 66 52
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 11.00–15.00, 15.30–19.00
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1105
7

Капустник с моралью

«Русское горе» — это «Горе от ума», по поводу которого вдоволь нашутились режиссер Иосиф Райхельгауз, поэт Владимир Жук и композитор-песенник ­Сергей Никитин. Начинают они легкомысленно: «А вы смотрите пьесу, тра-ля-ля-ля-ля-ля, и ради интересу, и любопытства для». Потом в шутки просачиваются горечь и аллюзии на современность (например, когда пушкинское «Погиб поэт, невольник чести» рифмуют с «грузом двести»). А в целом их мысль оформляется в финале. Но по порядку.

Внешне спектакль походит на плоскую черно-белую картинку, которая по­степенно обретает объем. Иосиф Райхельгауз с художником Алексеем Трегубовым воспользовались старинным оптическим эффектом: актеров в черных трико не видно на черном фоне, зато хорошо видны белые предметы у них в руках. Тщательно спланированная иллюзия рождает ощущение, что предметы перемещаются сами по себе, берутся откуда ни возьмись и неизвестно куда исчезают. Перед нами разворачивается черно-белый комикс: Чацкого (цилиндр и фрак) стращает аллегорический народ (серп, коса, метла, вилы). Но тот все же едет в Москву — кружит между дорожных верст, то есть гольфов на черных трико актеров. Сама Москва — это проплывающие над сценой бумажные фигурки: Кремль, деревья, кони, бабы. Позже в двухмерной картинке возникнет объем — грибоедовские герои в условно-исторических костюмах принимают барельефные позы. Потом у плоской картинки появится второй план — там, на втором плане, закурится натуральный «дым отечества», запляшут монструозные гости фамусовского бала и Софья пустит среди них слух, что Чацкий сумасшедший. В этот момент изящную картинку ломают. Монтировщики на глазах опускают черный бархат и оголяют заднюю розовую стену с ее лепниной и гипсовыми путти. Зрительный зал и сцена сливаются в одно пространство, и артист Алексей Гнилицкий, игравший Чацкого, сбрасывает белый фрак и выглядит совсем как один из публики. Надев кепочку и вельветовую куртку, он читает свой последний монолог по бумаге, с заунывной интонацией — поразительно походя при этом на Иосифа Бродского и закругляя мысль режиссера: поэту в России не жизнь во все времена. Зато куплетистам всегда найдется дело.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Русское горе»

Фото Елена ККК
отзывы:
261
оценок:
399
рейтинг:
234
7

18/01/18 побывала на этом спектакле, а написать о нем сразу не смогла - надо было как-то осмыслить уведенное.
На самом деле тут главное - не забывать, что идешь в театр Школа Современной Пьесы и что в автрах данного спектакля указаны "Александр Грибоедов, Вадим Жук, Сергей Никитин" :)) Т.е. классическое прочтение нам и не обещали, обещали "игру с комедией "Горе от ума". Вот поиграть удалось, определенно!
Нет, основные вехи классического "Горя" остались, конечно, и текст оригинальный звучит (правда, фрагментами, не по порядку, что-то не один раз...). Даже вальсы Грибоедова звучат! Даже отсылки к биографии самого Грибоедова, погибшего в Тегеране, кстати, были. Однако подросткам бы я эту постановку не рекомендовала, хоть она и помечена 12+. Чтобы уловить смысл происходящего на сцене, соотнести с оригинальной пьесой, последнюю хорошо бы знать, причем вдоль и поперек. Опять же, очень многое ориентировано на взрослых зрителей, знакомых с историей и музыкой, и с той самой биографией Грибоедова, и способных "опознать" в Чацком образ Бродского, и вообще... Игра-то она, конечно, игра, но не такая простая, как кажется. И не такая уж "комедия", кстати.
В ролях:
Фамусов - Иван Мамонов,
Чацкий - Алексей Гнилицкий,
Молчалин - Павел Дроздов,
София - Екатерина Директоренко
Лиза - Татьяна Циренина
Всех остальных участников действия играют эти же артисты... и другие :)

Постановка полностью черно-белая и как бы "плоская" - белые бумажные "декорации", черно-белые костюмы (кстати, классные), практически клоунский грим... Очень интересные эффекты от этого получаются :)
Впечатления остались двойственные.. С одной стороны, идти на этот спектакль как на комедию "Горе от ума" не стоит. Это совсем, совсем другое.
С другой, постановка очень интересная, в ней миллион "зацепочек", приемчиков и прочих интересностей. Вот подбор музыки и игра с текстами песен - это же Шедевр! "Александра, Александра... Скоро сменит Николай..." (с) А вы заметили, что персонажей пьесы сильно меньше, чем в оригинале? Все прочие - Скалозуб, гости на балу - обозначены, причем весьма условно. Скалозуб, "человек заметный", - под 3 метра ростом, старуха Хлестова "Час битый ехала с Покровки, силы нет..." на роликах и т.д. Они появляются раз, чтобы после снова кануть в небытие, а их реплики достаются "хору".
Ну и мне остался не вполне понятен выбор актеров. Вот Чацкий (Алексей Гнилицкий) - он прекрасен. Он именно такой, каким я представляла Чацкого, когда читала пьесу в школе: взрослый, под 40, уставший человек, слегка напыщенный зануда :) Не, ну правда хорош. Но... Но Чацкий-то с Софьей росли вместе, в оригинальной версии! А тут Чацкий выглядит старше Фамусова (Иван Мамонов), да, собственно, старше всех... Сам по себе на этой сцене Чацкий мне очень нравится. Но в чем была задумка создателей спектакля, именно так распределивших роли, непонятна. Хотя от этого только интереснее получается, надо сказать :) Возможно, ради "превращения" его в тень Бродского?
Так что если кто хочет посмотреть что-то интересное, над чем придется думать, раскладывая впечатления по полочкам - вам сюда. Если кто хочет просто расслабиться, посмотреть на современную постановку "по мотивам" классики, - вам тоже сюда. А вот если вы хотите получить классическую версию "Горя" - лучше не ходите, неминуемо останетесь в недоумении, мягко говоря :)

2
Фото Светлана А
отзывы:
17
оценок:
17
рейтинг:
16
9

18 января 2018 была на спектакле "Русское горе ...от ума" в театре "Школа современной пьесы". Пьесу Александра Грибоедова "Горе от ума" очень люблю. Смотрела ее и в театре Моссовета в ее классическом исполнении. Узнав, что в Школе современной пьесы идет этот спектакль, решила посмотреть, как здесь "играют с комедией". И не ошиблась с выбором. Понравилось все, и выбор актеров - Иван Мамонов ( роль Фамусова), Екатерина Директоренко ( роль Софии), Павел Дроздов ( роль Молчанина), Алексей Гнилицкий ( роль Чацкого). Браво! В начале спектакля, правда, несколько удивил выбор на роль Чацкого актера, старше самого Фамусова. Ведь привычный образ со школы, Чацкий-это молодой человек, ровесник Софии. И только в конце спектакля стал понятен данный выбор, когда наш Чацкий перевоплащается в Бродцкого! В спектакле много таких моментов, которые связывают прошлое и настоящее. Это и прекрасное музыкальное оформление. Используются песни " Александра, Александра" и там же в песне отголосок прошлого " Скоро сменит Николай". Песня " Груз двести" напоминает нам о трагической судьбе самого автора Грибоедова. Очень интересный выбор декораций на сцене. Мы видим перед сценой вертикальную прямоугольную рамку, за которой двигаются черно белые силуеты. Это напомнило мне старый кукольный театр. В начале спектакля все в черно-белой плоскости, но постепенно это превращается в объемную картинку с танцами, с музыкой. И вот уже это, я бы сказала, мюзикл. Спасибо Иосифу Райхельгаузу, режиссеру театра и Алексею Трегубову, музыкальному художнику, за эти прекрасные перевоплащения. Все время, сколько длился спектакль, я переживала такое знакомое произведение по новому. Была вовлечена в эту " игру с комедией" вместе с актерами. На этот спектакль ходила с подругой. Своего 15 -летнего ребенка не стала брать. Он сейчас только проходит пьесу в школе. И думаю, некоторые нюансы ему пришлось бы дополнительно объяснять. А тем, кто знает пьесу и хочет поучаствовать в происходящем, связывая образы, музыку, текст песен с прошлым и настоящем, настоятельно рекомендую это увидеть! Увидеть как здорово актеры " играют с комедией", не давая ей остаться в прошлом и связывают ее с настоящим, т.е. с нами!

1
Фото Анна Зыбина
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
1
9

Школа современной пьесы и Иосиф Райхельгауз как обычно сразили наповал! Несмотря на то, что сцена в этот раз использовалась по назначению, что на моей практике посещения этого театра бывает редко, все остальное было крайне необычно, в стиле режиссера. Очень порадовала живая инструментальная музыка! Актёры играли замечательно! Мои рекомендации всем, кто хочет посмотреть классический спектакль в совсем неклассический постановке.

1
Фото Анастасия
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
1
7

Мы ожидали капустника, но получили гораздо больше. Нет, это был не капустник, но фактически мюзикл по мотивам нестареющей классики. К слову, тут как раз стоит отметить две важных мысли, на которые натолкнуло меня "Русское горе". Во-первых, я с удивлением поняла, что при должной сноровке мюзикл можно сделать из любого произведения. Во-вторых, я в очередной раз убедилась, что классические произведения потому и называются классическими, что они не теряют актуальности и злободневности даже по прошествии многих лет (да что там лет - столетий). Пусть Чацкий становится диссидентом, Молчалин превращается в персонального помощника, а "невольник чести" рифмуется с "груз двести", проблемы героев все равно близки и людям прошлого, и людям настоящего (и, полагаю, будут понятны людям будущего).
Впечатлила и визуальная сторона "Русского горя". Черно-белые декорации и костюмы не только ассоциируются с игрой в шахматы, но и позволяют расставить нужные в тот или иной момент акценты (в том числе, подчеркнуть атмосферу при помощи освещения, вводя определенные цвета).
Рекомендую спектакль к просмотру. Возможно, школьники и не проникнутся (хотя им явно будет интересно), а вот взрослые, которые "Горе от ума" в школе "проходили", получат много новых инсайтов и смогут наконец-то уже насладиться произведением, которое в школьные годы вряд ли задевало струны души.

0
Фото Tatiana
отзывы:
47
оценок:
138
рейтинг:
30
9

Спектакль «Русское горе» в театре Школа современной пьесы поставлен режиссером Иосифом Райхельгаузом по поэме «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Но это далеко не классическая постановка. Напротив, это не столько постановка «Горе от ума», сколько фантазия на тему знаменитой поэмы, преподнесённая в жанре мюзикла или театрального капустника.
Очень интересны костюмы и декорации: спектакль поставлен по аналогии с театром теней, только наоборот - вместо теней на фоне абсолютно чёрного задника сцены движутся белые фигуры актёров (даже лица покрыты абсолютно белым гримом) и вырезанные из картона белые же декорации.
Название «Русское горе» придумано по аналогии с песней «Русское поле», которую актёры поют почти в самом начале спектакля. Вообще в спектакле очень много песен – всем известных, а также новых, написанных поэтом Вадимом Жуком на музыку композитора Сергея Никитина специально для спектакля. Причём исполняются все песни вживую: вплотную к сцене стоит рояль, рядом сидит еще и флейтистка, а на некоторых песнях на сцену выходят гитарист с баянистом. Так что это настоящий мюзикл – все главные персонажи: Фамусов, Чацкий, София и Молчалин – поют и танцуют.
Спектакль наполнен отсылками к событиям современности – «российская общественность» окружает Чацкого с серпами и молотами в руках, в песне пушкинское «Погиб поэт, невольник чести» рифмуют с «грузом двести», и так далее, не буду раскрывать всех моментов спектакля. В общем, в постановке Иосифа Леонидовича знакомые с детства строки знаменитой поэмы приобретают новые звучание и объём.
Очень благодарна актёрам за то, что они, не будучи профессиональными певцами и танцорами, так легко и непринуждённо поют и танцуют, создавая у зрителя спектакля приподнятое, праздничное настроение. Рекомендую этот замечательный спектакль всем тем, кто любит новые, нестандартные постановки классических сюжетов.

0

Галерея