Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Русское горе...от ума

Постановка Школа современной пьесы

8.7
© Афиша
1/15
«Горе, русское горе…» — так на мотив известной песни «Русское поле» начинался один из капустников Дома актера, сочиненных Вадимом Жуком, поэтом, драматургом и просто человеком с недюжинным чувством юмора … Из этого забавного номера родилась идея спектакля – свободного и весьма далекого от классического первоисточника варианта хрестоматийной пьесы Грибоедова, которую все изучали, изучают и будут изучать в школе. Подобной версии вы еще не видели: Фамусов и Чацкий поют арии, София танцует танго, Лиза исполняет куплеты, ну а хор комментирует происходящее не хуже, чем в древнегреческой комедии.
Информация предоставлена Организатором
Возраст12+
Дата премьеры25 февраля 2010
Продолжительность2 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

  12

Специальные предложения

Рассрочка СберБанка на 3 месяца
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

АдресНеглинная, 29, стр. 1
Школа современной пьесы

Рецензия «Афиши» на спектакль

7Капустник с моралью

«Русское горе» — это «Горе от ума», по поводу которого вдоволь нашутились режиссер Иосиф Райхельгауз, поэт Владимир Жук и композитор-песенник ­Сергей Никитин. Начинают они легкомысленно: «А вы смотрите пьесу, тра-ля-ля-ля-ля-ля, и ради интересу, и любопытства для». Потом в шутки просачиваются горечь и аллюзии на современность (например, когда пушкинское «Погиб поэт, невольник чести» рифмуют с «грузом двести»). А в целом их мысль оформляется в финале. Но по порядку.

Внешне спектакль походит на плоскую черно-белую картинку, которая по­степенно обретает объем. Иосиф Райхельгауз с художником Алексеем Трегубовым воспользовались старинным оптическим эффектом: актеров в черных трико не видно на черном фоне, зато хорошо видны белые предметы у них в руках. Тщательно спланированная иллюзия рождает ощущение, что предметы перемещаются сами по себе, берутся откуда ни возьмись и неизвестно куда исчезают. Перед нами разворачивается черно-белый комикс: Чацкого (цилиндр и фрак) стращает аллегорический народ (серп, коса, метла, вилы). Но тот все же едет в Москву — кружит между дорожных верст, то есть гольфов на черных трико актеров. Сама Москва — это проплывающие над сценой бумажные фигурки: Кремль, деревья, кони, бабы. Позже в двухмерной картинке возникнет объем — грибоедовские герои в условно-исторических костюмах принимают барельефные позы. Потом у плоской картинки появится второй план — там, на втором плане, закурится натуральный «дым отечества», запляшут монструозные гости фамусовского бала и Софья пустит среди них слух, что Чацкий сумасшедший. В этот момент изящную картинку ломают. Монтировщики на глазах опускают черный бархат и оголяют заднюю розовую стену с ее лепниной и гипсовыми путти. Зрительный зал и сцена сливаются в одно пространство, и артист Алексей Гнилицкий, игравший Чацкого, сбрасывает белый фрак и выглядит совсем как один из публики. Надев кепочку и вельветовую куртку, он читает свой последний монолог по бумаге, с заунывной интонацией — поразительно походя при этом на Иосифа Бродского и закругляя мысль режиссера: поэту в России не жизнь во все времена. Зато куплетистам всегда найдется дело.

29 апреля 2010
7

18/01/18 побывала на этом спектакле, а написать о нем сразу не смогла - надо было как-то осмыслить уведенное.
На самом деле тут главное - не забывать, что идешь в театр Школа Современной Пьесы и что в автрах данного спектакля указаны "Александр Грибоедов, Вадим Жук, Сергей Никитин" :)) Т.е. классическое прочтение нам и не обещали, обещали "игру с комедией "Горе от ума". Вот поиграть удалось, определенно!
Нет, основные вехи классического "Горя" остались, конечно, и текст оригинальный звучит (правда, фрагментами, не по порядку, что-то не один раз...). Даже вальсы Грибоедова звучат! Даже отсылки к биографии самого Грибоедова, погибшего в Тегеране, кстати, были. Однако подросткам бы я эту постановку не рекомендовала, хоть она и помечена 12+. Чтобы уловить смысл происходящего на сцене, соотнести с оригинальной пьесой, последнюю хорошо бы знать, причем вдоль и поперек. Опять же, очень многое ориентировано на взрослых зрителей, знакомых с историей и музыкой, и с той самой биографией Грибоедова, и способных "опознать" в Чацком образ Бродского, и вообще... Игра-то она, конечно, игра, но не такая простая, как кажется. И не такая уж "комедия", кстати.
В ролях:
Фамусов - Иван Мамонов,
Чацкий - Алексей Гнилицкий,
Молчалин - Павел Дроздов,
София - Екатерина Директоренко
Лиза - Татьяна Циренина
Всех остальных участников действия играют эти же артисты... и другие :)

Постановка полностью черно-белая и как бы "плоская" - белые бумажные "декорации", черно-белые костюмы (кстати, классные), практически клоунский грим... Очень интересные эффекты от этого получаются :)
Впечатления остались двойственные.. С одной стороны, идти на этот спектакль как на комедию "Горе от ума" не стоит. Это совсем, совсем другое.
С другой, постановка очень интересная, в ней миллион "зацепочек", приемчиков и прочих интересностей. Вот подбор музыки и игра с текстами песен - это же Шедевр! "Александра, Александра... Скоро сменит Николай..." (с) А вы заметили, что персонажей пьесы сильно меньше, чем в оригинале? Все прочие - Скалозуб, гости на балу - обозначены, причем весьма условно. Скалозуб, "человек заметный", - под 3 метра ростом, старуха Хлестова "Час битый ехала с Покровки, силы нет..." на роликах и т.д. Они появляются раз, чтобы после снова кануть в небытие, а их реплики достаются "хору".
Ну и мне остался не вполне понятен выбор актеров. Вот Чацкий (Алексей Гнилицкий) - он прекрасен. Он именно такой, каким я представляла Чацкого, когда читала пьесу в школе: взрослый, под 40, уставший человек, слегка напыщенный зануда :) Не, ну правда хорош. Но... Но Чацкий-то с Софьей росли вместе, в оригинальной версии! А тут Чацкий выглядит старше Фамусова (Иван Мамонов), да, собственно, старше всех... Сам по себе на этой сцене Чацкий мне очень нравится. Но в чем была задумка создателей спектакля, именно так распределивших роли, непонятна. Хотя от этого только интереснее получается, надо сказать :) Возможно, ради "превращения" его в тень Бродского?
Так что если кто хочет посмотреть что-то интересное, над чем придется думать, раскладывая впечатления по полочкам - вам сюда. Если кто хочет просто расслабиться, посмотреть на современную постановку "по мотивам" классики, - вам тоже сюда. А вот если вы хотите получить классическую версию "Горя" - лучше не ходите, неминуемо останетесь в недоумении, мягко говоря :)

21 января 2018
9

18 января 2018 была на спектакле "Русское горе ...от ума" в театре "Школа современной пьесы". Пьесу Александра Грибоедова "Горе от ума" очень люблю. Смотрела ее и в театре Моссовета в ее классическом исполнении. Узнав, что в Школе современной пьесы идет этот спектакль, решила посмотреть, как здесь "играют с комедией". И не ошиблась с выбором. Понравилось все, и выбор актеров - Иван Мамонов ( роль Фамусова), Екатерина Директоренко ( роль Софии), Павел Дроздов ( роль Молчанина), Алексей Гнилицкий ( роль Чацкого). Браво! В начале спектакля, правда, несколько удивил выбор на роль Чацкого актера, старше самого Фамусова. Ведь привычный образ со школы, Чацкий-это молодой человек, ровесник Софии. И только в конце спектакля стал понятен данный выбор, когда наш Чацкий перевоплащается в Бродцкого! В спектакле много таких моментов, которые связывают прошлое и настоящее. Это и прекрасное музыкальное оформление. Используются песни " Александра, Александра" и там же в песне отголосок прошлого " Скоро сменит Николай". Песня " Груз двести" напоминает нам о трагической судьбе самого автора Грибоедова. Очень интересный выбор декораций на сцене. Мы видим перед сценой вертикальную прямоугольную рамку, за которой двигаются черно белые силуеты. Это напомнило мне старый кукольный театр. В начале спектакля все в черно-белой плоскости, но постепенно это превращается в объемную картинку с танцами, с музыкой. И вот уже это, я бы сказала, мюзикл. Спасибо Иосифу Райхельгаузу, режиссеру театра и Алексею Трегубову, музыкальному художнику, за эти прекрасные перевоплащения. Все время, сколько длился спектакль, я переживала такое знакомое произведение по новому. Была вовлечена в эту " игру с комедией" вместе с актерами. На этот спектакль ходила с подругой. Своего 15 -летнего ребенка не стала брать. Он сейчас только проходит пьесу в школе. И думаю, некоторые нюансы ему пришлось бы дополнительно объяснять. А тем, кто знает пьесу и хочет поучаствовать в происходящем, связывая образы, музыку, текст песен с прошлым и настоящем, настоятельно рекомендую это увидеть! Увидеть как здорово актеры " играют с комедией", не давая ей остаться в прошлом и связывают ее с настоящим, т.е. с нами!

10 февраля 2018
9

Школа современной пьесы и Иосиф Райхельгауз как обычно сразили наповал! Несмотря на то, что сцена в этот раз использовалась по назначению, что на моей практике посещения этого театра бывает редко, все остальное было крайне необычно, в стиле режиссера. Очень порадовала живая инструментальная музыка! Актёры играли замечательно! Мои рекомендации всем, кто хочет посмотреть классический спектакль в совсем неклассический постановке.

6 ноября 2016
8свежий взгляд на классику, изобретательная режиссура и удовольствие для зрителя!

Любопытно определение жанра спектакля, поставленного в "Школе Современной Пьесы" Иосифом Райхельгаузом "Русское горе...от ума": игра с комедией Грибоедова. Пьеса "Горе от ума" увидела свет в 1825 году, но совершенно не потеряла своей актуальности. Спектакль начинается с зачитывания цитат из поистине бессмертного произведения: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", "Счастливые часов не наблюдают", "И дым Отечества нам сладок и приятен!", "Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь", "Свежо предание, а верится с трудом", "Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног", "А судьи кто?", "Ах! злые языки страшнее пистолета", "Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?", "Карету мне, карету!". И ты понимаешь, что эти строчки сидят где-то в подкорке и являются частью русского культурного кода.


Также с первых минут впечатляет сценография (сценограф – Алексей Трегубов). Сцена оформлена чёрным бархатом, лица актёров набелены, выделяясь яркими пятнами, белого же цвета и детали костюмов, и элементы декораций — кареты, окна, двери, лошадка. Персонажи словно бы материализуются из мрака, и начинается действие.


Оказывается, идея спектакля возникла во время капустника, на котором перепели известную песню "Русское поле", заменив поле на горе. А спектакль тоже напоминает капустник: актёры, оставляя текст Грибоедова, блистательно обыгрывают его, словно бы пытаясь понять и ощутить реалии того времени, будучи нашими современниками. Актёрский ансамбль действует слаженно, но особенно хотелось бы выделить Ивана Мамонова в роли Фамусова и Татьяну Циренину в роли Лизы. Когда появляется Фамусов, он словно бы заполняет собой всю сцену, а умная и хитрая Лиза вертит господами, как хочет.


Перед каждой сценой звучит песня на слова Вадима Жука и музыку Сергея Никитина, актёры поют и танцуют (не в первый раз замечаю, что в ШСП весь состав поющий и танцующий). Именно в песнях привносятся параллели с современностью, Чацкий критикует нравы царской России, но к концу спектакля он вдруг превращается в Бродского, читая его стихи, вот вам образ российского мятущегося и неудовлетворённого диссидентства, веками ищущего недосягаемый идеал.


В целом — хорошее впечатление: свежий взгляд на классику, изобретательная режиссура и удовольствие для зрителя!

26 мая 2021
Спасибо Мединскому
Браво
Арт-терапия
10Прекрасно!

До свидания, комедия!
Здравствуй, комедия!
И спасибо за то, что с собой позволяешь играть!
Любимый театр «Школа современной пьесы» -спектакль « Русское горе от ума»
Если вы пришли на спектакль просто послушать текст Грибоедова в исполнении актёров, то это не тот случай.
Да и вообще, театр это не озвучка текста, а именно Игра!
И талантливый коллектив театра школа современной пьесы в очередной раз ярко это доказывает. Принимаете вы эту игру или нет, зависит только от вас. Песни со смыслом звучат весь спектакль.
Чёрно-белые силуэты декораций как бы говорят, что это театр, а театр - это система условностей... Но в то же время намекают Чацкому, что тут для него всё не по-настоящему...
Двери, окна, рояль и даже собака -- увы, вырезаны из картона.
Ну как красиво и смешно они всё это обыгрывают! Так же и все герои остаются в призрачных черно - белых театральных костюмах, а изгой Чацкий в современной одежде.
Финал - все актёры садятся на авансцене и поют, улыбаясь и заглядывая в глаза зрителю. Как мило! Ощущение, что это "квартирник" у друзей. Вот такая творческая и дружная семья этот чудесный театр!

9 января 2021
Все отзывы
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
«Ночь музеев» в Петербурге: куда отправиться с детьми
«Ночь музеев» в Петербурге: куда отправиться с детьми
«Ночь музеев» в Петербурге: куда отправиться с детьми
7 приятных детских городских лагерей в Москве
7
приятных детских городских лагерей в Москве
7 приятных детских городских лагерей в Москве
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость