Театральная афиша Москвы

Спектакль Вишневый сад
Постановка Коляда-театр

8

Эксперименты над Чеховым в постановке Николая Коляда

Спектакли по самым «зацелованным» пьесам мировой драматургии удаются Николаю Коляде едва ли не лучше, чем постановки по его собственным текстам. А все оттого, что каждый раз он умудряется найти в самой хрестоматийной классике нечто, никем прежде не замеченное — интонацию, нюанс, акцент. В «Вишневом саде» самая неожиданная находка — всеобщее пьянство. Все чеховские персонажи у Коляды пребывают в разных стадиях алкогольного опьянения: и Раневская, и Гаев, и Варя с Аней, не говоря уж о лакеях, горничных и соседях, — все здесь пьют. Единственный, кто не пьет, — это Лопахин. И его за это очень не любят — швыряются в него пластиковыми стаканчиками, язвят над ним и дразнят. Пластиковые стаканчики — это, кстати, еще один яркий образ «Сада» Коляды: во-первых, из них опять же пьют, во-вторых, когда требуется, нанизанные на прутики стаканчики очень убедительно изображают цветущий сад.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1348

Наша Раша

Во время февральских гастролей «Коляда-театра» во Франции Николай Коляда вел свой блог. «Тут, в Антони, — пишет, — пришли русские какие-то на спектакль «Ревизор». В антракте ушли, сказав: «Нет, это не Гоголь. И так плохо про Россию…» Конечно. Не Гоголь. А они тут во Франции живут и Россию любят — страстно, всей душой. А что тут живете? Поезжайте туда жить, к нам — там березки, песни, просторы, матрешки и настоящего Гоголя в буклях показывают в театрах».

Сейчас Коляда везет «Ревизора» в Москву, и тем, кто еще не знаком с его режиссурой, стоит досидеть до финала. Потому что «так плохо про Россию» — это половина правды. Во-первых, не только про Россию (в «Короле Лире» человек в целом изображался как горлум в спущенных колготах). Во-вторых, да, так как опускает своих героев с редкостной изощренностью — и каких только рыл не увидишь в его спектаклях. Но только в таком мраке и видна искра божия, а больше человеку и не отпущено — на этот счет Коляда не заблуждается. У Коляды-драматурга есть свой метод, как высечь эту искру, рассказывая про непутевых русских теток и дядек. Со временем он сложился и в режиссуре Коляды. Несколько его спектаклей есть у «Современника», но нужно видеть постановки, которые родились в Екатеринбурге и идут в «Коляда-театре» — избушке в резных наличниках, изнутри похожей на диковинную барахолку. Нынешние большие гастроли «Коляда-театра» приурочены к поездке на «Маску» «Трамвая «Желание». Его будут играть в маленьком филиале Пушкинского театра. А на большой сцене, в центре «На Страстном», дают «Ревизора», «Гамлета», репертуарный хит Се­бастьяна «Безымянная звезда», гоголевскую «Женитьбу», «Мойдодыра» (чем не классика). Но главная интрига гастролей — последняя премьера, «Вишневый сад». Я связалась с Олегом Лоевским, директором фестиваля «Реальный театр» и завсегдатаем «Коляда-театра», чтобы расспросить, правда ли в «Вишневом саде» все давят друг у друга яйца на головах, а Лоевский в ответ пропел целую песню. О том, что «Вишневый сад» нужно смотреть не один раз. «В первый раз он остается в памяти одной сильной эмоцией. А дальше, вглядываясь, видишь столько оттенков белого, которое распознают только жители севера, или столько оттенков черного, сколько различает только шахтер. Белый рождают пластиковые стаканчики, которые и есть вишневый сад. А черный — это черный мат, которым пересыпаны речи о будущем вечного студента Пети Трофимова. Белое — это белое вино, то есть водка, которой заглушают свою тоску то по Парижу, то по прошлому, то по будущему. А черный — это черный юмор крестов, висящих на каждом персонаже, которыми размахивают, на которых клянутся и которые скоро забывают». В общем, в конце Лоевский договорился до того, что укрылось от русских, сбежавших со спектакля в Антони: «Коля любит родину до ненависти, любит до любви».

Отзывы пользователей о спектакле «Вишневый сад»

Фото ма
отзывы:
31
оценок:
26
рейтинг:
35
9

Коляда ГЕНИЙ! (Коляда = Гоголь). Спектакль в жанре гротеска. мне разжевали и в рот положили смысл вишневого сада. Сделаны акценты на те причины, почему люди потеряли все (и родину, и дом, и себя). правда, это все показано через увеличительное стекло. Безмерные растрата, безделье, пьянство, желание жить праздно, философские разговоры о природе вещей - пустозвонство, распущенность и неуважение в словах и поступках (мат и разбивание яиц друг о друга), потакание своей и чужой прихоти, показная набожность - все это показано очень верно, и ведет, к сожалению, к одному - к потере себя и всего! Рекомендую смотреть ТОЛЬКО подготовленному зрителю, который понимает и принимает жанр Коляды! Этот спектакль - это такой крутой сеанс психотерапии!!! Еще раз хочу отметить тандем режиссер-актеры (такое единение - как единый живой организм; нельзя отделять)

Фото Владимир Рыбников
отзывы:
141
оценок:
141
рейтинг:
78
5

Чехов Коляде в отличие от Шекспира или Теннеси Вильямся увы не дается. А все потому что сам то Антон Павлович вышел из провинции, понимал ее, и сумел над ней подняться, впитать русскую столичную культуру и даже двинуть ее дальше на мировой уровень. Опустить его тексты обратно на народный уровень у Коляды увы не получилось. Зрелище вышло забавное, народная стихия показана неплохо, а вот с дворянами вышла незадача, да и водка в таком количестве до революции даже для простого населения была нехарактерна, а после октября 1917 года, пока никаких вишневых садов у нас не появилось, но надеюсь появятся. Надеюсь со временем Коляда приблизится к Чехову, а пока можно работать с песнями ,танцами и матюками с англосаксонским ширпотребом, вот здесь Николаю равных нет.

Фото Игорь T-B
отзывы:
39
оценок:
41
рейтинг:
16
7

"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад."

"Ну, вот теперь-то я видел всё!" - больше всего хотелось сказать мне после просмотра привезённого на гастроли екатеринбургским театром "Коляда-Театр" спектакля "Вишнёвый сад", поставленного по одноимённой пьесе Антона Павловича Чехова. Хотя, "по пьесе" - это громко сказано. Я бы даже, скорее, сказал, что идея пьесы в спектакле, несомненно, присутствовала, но вот утверждать, что люди попали на постановку "Вишнёвого сада" Чехова я бы не стал. Уж очень необычный и совершенно неоднозначный спектакль получился. Никогда ещё ранее я не попадал на такую трактовку классики, да уж и что греха таить - на такое действо!
Здесь смешалось всё - фарс, комедия, драма, народные песни и пляски, гротеск, модернизм, минимализм и самый яркий символизм, который когда-либо видел!
Вообще, первая моя реакция после начала спектакля была: "#$%&@!!" и широко открытые глаза с упавшей на пол челюстью. Хотя, впрочем, вторая и третья - тоже. Мой мозг взорвался разноцветной радугой и вытек из треснувшего черепа, забрызгав звёздочками и розовыми пони весь партер. Мне хотелось бегать по кругу, громко кричать вместе с актёрами и биться головой о стену, о двери, о соседей. И только к началу второго действия разум, наконец, начал воспринимать происходящее на сцене со всей серьёзностью и вернул упавшую челюсть на физиологически предназначенное для неё место.
И повод для того действительно был. Думаю, никто не ставил "Вишнёвый сад" так жёстко, бескомпромиссно, динамично и безумно, как это сделал Николай Владимирович Коляда. В его постановке пьеса Чехова сверкает совершенно новыми и абсолютно неожиданными красками! Вместо меланхолично-грустной, спокойной и даже местами ленивой истории, полной скучных разговоров, полутонов и бесконечных размышлений режиссёр бросает зрителя в какой-то невообразимый гротеск, в безудержное русское застолье, гульбу, вечную пьянку, насыщенную безалаберными гостями, безответственными поступками, бессмысленными разговорами и нескончаемыми криками, песнями, плясками, причитаниями, смехом и слезами. И, несмотря на то, что место действия и эпоха Колядой были сохранены, тем не менее, пьеса выглядит вполне себе современной и весьма актуальной. Как будто за век не поменялось ничего. Эпоха сменяет эпоху, а Россия-матушка всё та же. И всё те же люди, которые, вместо того, чтобы действовать, менять свою жизнь и действительность на те, что хочется, только пьют, гуляют да рассуждают-рассуждают-рассуждают. И среди этого хаоса, этого сумасшедшего дома, и разворачиваются всем нам хорошо знакомые со школьной скамьи события. Возврат в родное лоно, ностальгия, банкротство, продажа вишнёвого сада и, казалось бы, самое время для начала новой жизни.
Что касается постановки, то Николай Владимирович нашёл, чем удивить. Поражает всё - от подхода к пьесе до реквизита и костюмов. Спектакль выносит сознание с первых секунд. А когда толпа вываливается на сцену, мозг попросту вешает табличку "Не беспокоить!" и спускает себя куда-нибудь в желудок, где всё просто, понятно и тепло. Думаю, это самый шумный спектакль, который я видел. И самый фольклорный. Весьма неоднозначная трактовка произведения Антона Павловича, и особенно его начала, но, должен признать, при этом достаточно интересная и заслуживающая внимания. При всём балагурстве и хаосе, творящимся на сцене, общий настрой пьесы передан весьма точно, и эмоции героев поражают по своей глубине. Да, они совершенно беззастенчиво переигрывают, надрываются и гримасничают, но такой гротескный подход, скорее, даже лучше помогает в передаче атмосферы событий, в передаче истинного настроя произведения. Скажу сразу - мне не понравилось начало, и я даже честно порывался уйти с этого "цирка", но что-то меня удержало, и я не пожалел. Стоит проникнуться атмосферой постановки, впитать в себя энергетику актёров, и всё становится на свои места. В том числе и мозг.
Очень порадовали безумно красивые, необычные, весёлые и интересные костюмы. Вот уж художник-постановщик оторвался на них, так оторвался! И ведь это не просто костюмы - они как нигде символичны и конкретны! Вообще, символизма в этой постановке хватает с лихвой. Он здесь совершенно во всём. В каждой фразе, в каждом движении актёров, в оформлении сцены, в реквизите. Да даже на потолке! Кстати, о реквизите. Оформить вишнёвый сад белыми пластиковыми стаканчиками... нет - сотнями белых пластиковых стаканчиков, которыми "расцветают" деревянные балясины - это мощно! Интересно. Свежо. Оригинально. Незабываемо. И это надо видеть. Такую картинку не передать словами. И не вырезать потом из памяти. Это - какая-то полипропиленовая феерия весеннего равноденствия. Праздник химической промышленности губернского розлива. Достойная находка! Особенно - "листопад"!
Ну и, конечно же, герои! Колоритные, необычные и оригинальные персонажи, в которых поначалу с трудом угадываются знакомые нам с детства Любовь Андреевна, Леонид Андреевич, Ермолай Алексеевич и прочие посетители вишнёвого сада. Первая же мысль: "Я никогда не разберусь, кто в этом, вообще, кто!". Хотя, буквально через полчаса, каждый из героев становится практически родным и максимально близко знакомым. Неординарное, но весьма и весьма интересное решение!
Я не буду подробно останавливаться на каждом из героев - потому что искренне считаю, что их лучше увидеть - и лишь кратко отмечу некоторых актёров, запомнившихся мне больше всего.
В первую очередь, конечно же, должен отметить Василину Маковцеву, исполнившую роль самой Раневской. Думаю, самая эмоциональная, яркая и драматически сложная роль постановки. Василине замечательно удалось передать не только все грани характера своей героини, но и попросту шикарно изобразить то самое чувство ностальгической тоски по дому и тягости нового лишения казалось бы, вновь обретённого родного уголка. Совершенно потрясающая игра и очень живой образ! Браво!!
Удивил и Олег Ягодин, исполнивший в постановке роль Лопахина. Он непрерывно менялся в течение спектакля, представляя своего героя перед зрителями то в одном, то в другом образе и весьма легко переключаясь из комедийного персонажа в драматического и обратно.
Не могу не отметить очень яркую и запоминающуюся игру Сергея Фёдорова и его Гаева. Совершенно потрясающий персонаж, вызвавший море смеха и эмоций, хотя и весьма спорно сделанный геем.
Отмечу и Алису Кравцову с Ириной Ермоловой, сыгравших Анечку и Варю. Они смогли внести свой особый колорит в постановку и очень здорово смотрелись в своих ролях!
Весьма забавный персонаж вышел и у Антона Макушина - незабываемый "вечный студент" Трофимов в своей вечной бейсболке и нескончаемым философствованием по поводу и без. По-настоящему мощные монологи и очень живая игра!
Нельзя не отметить и яркую игру Веры Цвиткис с её Дуняшей и Евгения Чистякова с его Яшей. Вот уж точно незабываемые, хоть и второстепенные персонажи.
А вот кто однозначно заслуживает совершенно отдельной номинации и всеобщего признания - так это Фирс Александра Замураева! Наверное, самый оригинальный, колоритный и запоминающийся персонаж всей постановки! Александр - аплодирую стоя! Браво!! Шикарнейшая игра!
Кстати, возвращаясь к символизму постановки, хочется особенно отметить постоянные отсылки к остальным произведениям Антона Павловича, причём сделанные настолько качественно, точно, своевременно и в тему, что невольно задаёшься вопросом: "Как им это удалось, чёрт побери?!"
В целом же, скажу, что спектакль понравился, хоть и получился весьма неоднозначным. Но точно - заслуживающим того, чтобы его увидеть. Достойный образчик современного искусства и один из самых оригинальных спектаклей, что я имел счастье видеть.! Твёрдая 7/10 и моя рекомендация не пропустить следующих гастролей "Коляда-Театра"!

"Лопахин. Говорят, ты постарел очень!
Фирс. Живу давно."

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить