Еще одна премьера Мариинки из гастрольного проекта «Золотой маски». «Женщина без тени» — первое исполнение в России витиеватой оперы Штрауса в постановке британца Джонатана Кента. Другое открытие — Валерий Гергиев, который в «Женщине без тени» раскрылся как нежный лирик.
Опера |
16+ |
Джонатан Кент |
16 ноября 2009 |
4 часа 30 минут, 2 антракта |
Рихард Штраус любил контрасты. После экспрессионистской «Саломеи» с отрубленной головой Иоканаана, после мрачной «Электры» он внезапно перешел к комедии «Кавалер розы», которая должна была вернуть на сцену современного театра застывшую в торжественном пафосе вагнеровских и поствагнеровских музыкальных драм моцартовскую жизнерадостность. Впрочем, не стоит забывать, что даже в бездонных пропастях «Саломеи» и «Электры» оркестр Штрауса порхал и вальсировал. «Дирижируй «Саломеей» и «Электрой», как если бы они были написаны Мендельсоном: музыка эльфов», — наставлял композитор и сам на дирижерском подиуме поступал именно так.
«Кавалер» был рифмой к «Свадьбе Фигаро», а следом появилась «Женщина без тени». Строя замысловатую сказку, Штраус и великий либреттист Гуго фон Гофмансталь (в отличие от Вагнера Штраус не писал либретто сам, а выбирал лучших современных драматургов и писателей; после Гофмансталя был Стефан Цвейг) планировали создать новую «Волшебную флейту».
Оперы Рихарда Штрауса для нас до сих пор огромная неисследованная территория, необозримые широты, сопоставимые с вагнеровским массивом. Мало будет забыть идеологические препоны советских десятилетий по поводу композитора, имевшего несчастье быть отмеченным нацистским режимом. Недостаточно даже того, что мариинские певцы уже доказали, что и Вагнер, и Штраус им по плечу, а гергиевский оркестр прямо создан для роскошных штраусовских партитур.
Для Штрауса нужна оперная публика, которую, в принципе, создать так же просто, как английский газон: стричь и поливать — и так триста лет. Публика, которая имеет вкус к таким утонченным жизненным удовольствиям, как четырехчасовая монументальная опера, перенасыщенная сложной символикой, но при этом столь же далекая от тяжести вагнеровских мифов, как изысканное светское развлечение от мистериального священнодействия. Это театр, который мы потеряли, — лучезарный и полный вкуса к жизни, дорогое удовольствие для всех, кто хочет войти в круг посвященных.
В отношении «Женщины без тени» это верно втройне. Даже для искушенных слушателей она остается загадкой. Здесь есть Императрица — полуженщина, полудух, не отбрасывающая тени и обязанная найти ее, иначе ее супруг Император обратится в камень. И земная супружеская пара — красильщик Барак и его Жена с их супружескими проблемами. Кормилица Императрицы и по совместительству ведьма. Еще — вещий сокол, невидимый маг, золотая река жизни, голоса нерожденных детей (тень — это символ человеческого естества, и ее отсутствие связано с неспособностью Императрицы забеременеть, в семье красильщика он хочет детей, она — нет).
Все эти сказочные реалии опутаны паутиной психологических комплексов и табу в делах двух пар. Добавим к этому отношения Императрицы с ее могущественным отцом: устремляясь к Моцарту и отстраняясь от Вагнера, Штраус и Гофмансталь не избежали, конечно, явственных вагнеровских аллюзий. Но там, где вагнеровские миры — небесная Валгалла и подземный Нибельгейм — в ненависти крадут друг у друга золото, власть и жизнь и взаимоуничтожаются, «горний» и «дольний» миры Штрауса–Гофмансталя через самопожертвование приходят к сказочному счастливому концу.
Ставить «Женщину без тени» сложно (хотя этим все равно нельзя объяснить то, что в России она будет впервые показана девяносто лет спустя после создания). По «Тени» Шварца мы знаем, как действует тень без человека. Как показать человека без тени? В последней постановке «Женщины» в Метрополитен (сезон 2001–2002), которая оказалась первым и последним спектаклем на американской сцене Герберта Вернике, ушедшего из жизни спустя всего несколько месяцев, режиссер поместил действие в сияющую квазизеркальную коробку, сверкающий кристалл, постоянно меняющий оттенки, и до такта рассчитал световую партитуру. Огненные языки пламени и ледяное сияние дворца снежной королевы, преломленные в разных плоскостях, создали вибрирующий светящийся «верхний» мир сказки, пришедшийся впору залу Метрополитен с его знаменитыми хрустальными люстрами.
В мариинском спектакле режиссер Джонатан Кент и художник Пол Браун обещают переплетение реального и сказочного, мгновенные превращения, полеты на гигантских рыбах и птицах, соединение высоких технологий и живописных декораций.
После премьеры спектакля Вернике рецензент The New York Times предрекал, что еще двадцать пять лет зрители «Женщины без тени» будут гордиться тем, что они ее видели. Будем надеяться, и нам будет чем гордиться вплоть до 2034 года.
Кто-то из знаменитых всякий раз при упоминании Рихарда Штрауса говорил: - из всех Рихардов я предпочитаю Вагнера, а из Штраусов - Иоганна. Это забавно, но совершенно несправедливо. То ли колаборация с Гитлером, то ли сплошные войны, которые пришлись на период зрелости Рихарда второго, стали тому причиной- не знаю, но как-то незаслуженно мало его музыка звучит в России. Вот вездесущий В.Гергиев решил поправить этот недостаток и поставил "Женщину без тени" – апофеоз человеколюбия... И, несмотря на фирменный стиль Мариинки - "наспех", вышло очень хорошо.
Главным образом, конечно, благодаря оркестру. Р.Штраус это гергиевская музыка - не отнять. Справедливости ради надо сказать, что и сценография (импортная) ничего не портит, а местами и хороша. Например, сцена в красильне, когда изо всех щелей и стиральных машин вылезают феи- алладины... Солисты не подкачали - крепкие и выразительные. А еще хочу сказать, что кроме фантастических дуэтов, ансамблей, детских хоров в «Женщине» есть сцена какого-то заалтарного хора небесной красоты. Не могу и вспомнить ничего подобного... Красота!!!
Женщина без тени - яркая, динамичная опера, с увлекательным сюжетом и богатой звуковой палитрой.
Постановкой этой оперы еще раз подтверждает знак качества Мариинского театра. Невозможно вообразить себе ее исполнение на любой другой сцене нашей необъятной Родины.
Мариинский театр сделал все возможное, чтобы представить оперу в лучшем свете: оркестр, постановка были на высоте.
Тем не менее сама опера далеко не дотягивает до уровня феерии.
Несмотря на мистичность музыки и высоконравственность самой идеи, опера кажется неглубокой. Послушала, впечатлилась и забыла. Но разве это так уж плохо?!....)))
Музыка чудесна, а вот на сцену лучше не смотеть. Афиша очень правильно разместила фотографию сцены, которая вызвала наибольшее изумление. Мне постановка показалась, мягко говоря, странной. А особенно странной для Мариинки. Были разочарованы.