Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
5.4

Спектакль
Тартюф, или Обманщик

Постановка - Театр-фестиваль «Балтийский дом»
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Яркое костюмное действо с участием артиста Шакунова и оркестра

Режиссер Андрей Прикотенко превратил комедию Мольера в хорошую, хотя и затянутую, шутку. Лохматый режиссер во фраке и кедах то и дело встревает в действие, висельник Тартюф выдает садомазохистские комплексы за религиозный пыл, а Оргон по-детски неистово верит лицемеру, поскольку без веры нет человеку счастья.

  • Тартюф, или Обманщик – афиша
  • Тартюф, или Обманщик – афиша
  • Тартюф, или Обманщик – афиша
  • Тартюф, или Обманщик – афиша
  • Тартюф, или Обманщик – афиша
Драматический
16+
Андрей Прикотенко
3 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
28 октября 2009
Садомазохистская комедия о дефиците святости

Андрей Прикотенко, которого прочат на пост главного режиссера «Балтий­ского дома», поставил в этом театре свой второй успешный спектакль. После «Лерки» по пьесам Василия Сигарева — драматичной сказки об украденном детстве, возник мольеровский «Тартюф» — уморительная история о том, во что можно поверить — горячо, искренне, до безумия, — когда есть нереализованная потребность верить.

Необходимое комедии отстранение зрителей от героев в «Тартюфе» возникает не только за счет костюмов и высокого «штиля», который актеры обыгрывают на все лады, но и благодаря так называемому открытому приему. На огромной сцене, как на ярмарочной площади времен Ренессанса, выстроен помост для игры, справа от него рассажены музыканты, а к пюпитру слева несется взъерошенный человечек во фраке, джинсах и кедах — еще не отдышавшись, он пожимает руку первой скрипке и дает отмашку для начала спектакля. Игорь Мосюк будет дирижировать действием: шептать «чи-чи-чи» Константину Анисимову (Клеонту), когда тот, обличая ложь и лицемерие, будет орать точно диктор на Петровском стадионе (коим Анисимов работает в свободное от театра время), подсказывать недоученный текст молодежи, а то и бросаться разнимать хозяина дома Оргона и бойкую служанку Дорину, которые сцепятся не по-театральному крепко.

То есть театр перед нами — любительский. А в любительском театре к актерам одно требование — искренность. По этой части все рекорды бьет Леонид Алимов, который играет зажиточного вельможу Оргона, что поверил святости проходимца Тартюфа, пустил его в дом, а затем и сделал его своим наследником. Оргон буквально разрывается между великой нежностью к жене (Анна Дюкова) и великой же потребностью в поклонении чему-то действительно святому. И не так-то запросто поверил он псевдосвятоше. ­Тартюф, которого играет Илья Шакунов, герой-любовник целой обоймы сериалов, в спектакле Прикотенко — натуральный висельник. В прологе его нещадно лупит палач, а на протяжении всего действия он истязает себя сам, периодически засовывая голову то в гильотину, то в петлю (универсальный механизм для свершения казней грозно возвышается над помостом). Били этого Тартюфа, как видно, так много, что он начал получать от процесса наслаждение — во всяком случае, ему ничего не стоит влепить самому себе смачную оплеуху и выплюнуть несколько зубов для доказательства своих чувств. Как не поверить такой истовости — особенно если поверить так хочется? И Оргон Алимова верит, как младенец, и потом, как младенец же, рыдает, когда обман оказывается раскрыт.

Все персонажи, кроме Оргона, мазаны одной краской, что комизму ситуаций, скорее, способствует. Служанка Дорина (Наталья Индейкина) — субретка с языком без костей, то и дело призывающая в сообщники зал, сын Дамис, которого актер с античным профилем Игорь Ботвин изображает не мужем, но вспыльчивым мальчишкой, присяжный поверенный Лояль, которого артист Вадим Яковлев начинает играть изысканным интеллигентом, а заканчивает бандитом почище Тартюфа, — все это роли, в которых артистам комфортно, как в прохладном море в жаркий полдень. Пожалуй, единственная претензия, которая может быть предъ­явлена спектаклю, — не пропорциональная жанру длиннота. Три с половиной часа даже для хорошей шутки — это слишком.

2
0

Отзывы

1
Слава
81 отзыв, 126 оценок, рейтинг 19
5 ноября 2010

В шоке от тех двух рецензий, которые здесь прочитал. Был на этом спектакле 03.11.2010.
Большего издевательства над классикой, а также над зрителями трудно представить. Почти все актеры говорят свой текст с такой скоростью, что понять его невозможно, зато в свете рамп хорошо видны брызги, летящие из их ртов. Ходил с приятелем, который знает "Тартюфа" практически на изусть, но даже он ничего не понимал. Декламируют свой текст вообще без всяких интонаций, такое чувство, что люди на сцене вообще не учились на актеров, хотя конечно это не так, просто вредительский замысел и постановка такая.
Вместо текста "Тартюфа" можно было вообще вложить в их уста любой другой текст. Эффект был бы тот же, поверьте. Иногда это издевательство над классикой прерывалось посредственной клоунадой, вызывающей слабый отклик у откровенно скучающей публики.
Позади меня сидела группа школьников, которым в самом начале я сделал замечание, чтобы они вели себя потише. Но далее, когда они там хихикали и болтали я впервые в театре почувствовал, что они мне совершенно не мешают и что их поведение более, чем адекватно той ерунде, которая происходила на сцене.
Так испортить замечательную легкую комедию, где люди, пришедшие в театр должны смеяться...
Кроме как глупостью и вредительством такие постановки назвать нельзя.
Был на двух других спектаклях этого театра: первый - "Сирано" еще можно было смотреть, благодаря Игорю Мосюку, державшему на себе весь спектакль, второй - "Мастер и Маргарита" тоже вряд ли порекомендую кому-то, но "Тартюф" - я просто в ауте..

Вряд ли пойду снова в "Балтийский Дом" в ближайшие годы

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все