Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
3.3

Опера
Навигатор

скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Провокативная постановка современной австралийской оперы из программы Чеховского фестиваля.

В глумливом представлении австралийца Барри Коски вагнеровская опера «Тристан и Изольда» синтезируется с индийским эпосом «Маха?бхарата», красота с китчем, костюмы от-кутюр с голыми мужскими телами в женских лифчиках, а легендарная любовь с откровенной непристойностью. На родине Коски, в Австралии, его считают смелым авангардистом — но судя по описаниям «Навигатора», это не лишенная таланта хулиганская выходка.

  • Навигатор – афиша
  • Навигатор – афиша
  • Навигатор – афиша
  • Навигатор – афиша
  • Навигатор – афиша
Опера
Барри Коски

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1160
27 мая 2009
Смотр выдающихся зрелищ мира

Чеховский фестиваль (правильно ­го­ворить: Международный театральный фестиваль имени Чехова) проходит в восьмой раз — уже с 1992 года он ­служит наглядным учебником истории театра. ЧФ привозил в Москву спектакли Питера Брука и Джорджо Стрелера, Петера Штайна и Арианы Мнушкин, Роберта Уилсона и Кристофа Марталера. Перелистывая его программки (а он проходит раз в два года), можно с высокой точностью судить о тогдашних тенденциях мирового театрального мейнстрима. Смотрим на нынешнюю афишу. «Баттута» Бартабаса — зрелище в исполнении коней и на­ездников. «Болилок» Филиппа Жанти — сюрреалистическое зрелище. Международная копродукция «Туман» — зрели­ще с элементами цирка. «Дориан Грей» Мэтью Борна — остросовременное ­зре­лище. «Семь смертных грехов» Пины Бауш — зрелище из ряда вон. Пекинская опера «Король Обезьяна и Мышь Гоблин» — старинное зрелище в аутентичном исполнении. Австралийский провокативный «Навигатор» — говорят, о-го-го какое зрелище. Вот и тенденция.

В театре в этом смысле все как в кино. Фильмы, рассчитанные на широкий мировой прокат, делают ставку на экшен и спецэффекты. Психология, долгие разговоры, крупные актерские планы ушли в национальное кино и на телевидение. Так и театры, работающие для города и страны, опираются на литературу. В Европе (как и у нас) публика приходит в театр за тем, чего не найдет на большом экране: человеческие отношения, беседы, где все решают интонации, паузы, поворот головы. Смотреть такие спектакли, не зная языка, — пускать деньги на ветер. ­Это не мейнстрим. Мейнстрим — это театр, активно гастролирующий и участвую­щий в фестивалях, этот театр, как правило, невербальный, то есть зрелищный. В афише нынешнего Чеховского фестиваля такого больше всего, как его ни назови: танцтеатр, конное шоу, инженерный театр или цирк на сцене.

Цирк на сцене — вообще жанровый акцент этой программы. Франция — акцент географический. Во Франции цирк на сцене называют «новым» — Nouveau Сirque. На нем и остановимся.

Если честно, новизна такого цирка относительна. Цирк на сцене существует давным-давно — у нас, к примеру, он завелся в тридцатых для расширения аудитории и удешевления гастролей. Но в мас­штабах последних десятилетий он действительно нов. Тем более для русской публики, которая твердо знает, что цирк — это наездники, акробаты, дрессированные животные и коверный в паузах, пока с арены убирают слоновьи какашки. Первое и главное отличие цирка, который мы знаем, от цирка, которого еще не видели, — отсутствие животных. «Новый цирк» в этом смысле — цирк вегетарианский. Во-вторых, это цирк акробатичес­кий. В-третьих, его действительно показывают на сцене, поэтому технический уровень трюков не слишком высок. В «но­вом цирке» никогда не объявят: «Оркестр, туш! Смертельный номер!» Там вообще нет номеров: это полноценные спектакли с сюжетом, хотя иногда и трудно поддающимся описанию, как в случае со спектаклями швейцарца Даниеле Финци Паски (у него в нынешней программе целых две постановки, многолюдный «Туман» и моноспектакль «Икар»).

Франция вообще сегодня цирковая Мекка. Отсюда по миру разъезжаются на гастроли десятки цирковых трупп, и на­оборот — сюда на престижный конкурс «Цирк завтрашнего дня» съезжаются лучшие артисты. Французский «новый цирк» в афише ЧФ помимо прочего — это спектакли династии Тьере-Чаплин: «Невидимый цирк» сделали супруги — Жан-Батист Тьере и дочь Чарли Чапли­на Виктория. «До свидания, зонтик» — постановка их сына Джеймса, в «Оратории Аурелии» играет их дочь Аурелия. Ближайший конкурент Франции — Канада, для которой «новый цирк» стал важнейшим видом культурного экспорта. Канадцы тоже будут этим летом в Москве — компания «Семь пальцев на руке» со спектаклем «Жизнь» и продукция цирка «Элуаз» «Туман».

«Элуаз», к слову, был создан эквилибристом Жанно Пеншо после того, как он выиграл приз на помянутом французском конкурсе, и с учетом опыта, приобретенного в Cirque du Soleil, — эта труппа вообще вне конкуренции в этом жанре. Тот «новый цирк», который мы увидим на ЧФ, — это эксперимент, высокое искусство, винтаж — все что угодно, толь­ко не массовое производство. Cirque du Soleil же — другое дело. Это Microsoft «нового цирка». Голливуд «нового цирка», его компания Ford с конвейерами по всему миру. Даже главный герой нынешнего фестиваля, канадский гений Робер Лепаж, и тот ставил в Cirque du Soleil — хотя девятичасовое полотно «Липсинк», которое он покажет в Москве, к цирку отношения не имеет.

Этой весной Cirque du Soleil открывал своим номером финал «Евровидения» в Москве. А осенью на два месяца ­при­везет в «Лужники» шоу «Varekai», и если труппе тут понравится, останется в Москве надолго. Выходит, в этом сезоне у нас есть шанс узнать о «новом цирке» буквально все, что о нем нужно знать.

0
0

Отзывы

5
kuvshinovaanna
6 отзывов, 57 оценок, рейтинг 7
29 июня 2009

Голый бесформенный мужик в трусах-маске «паралоновые мужские гениталии» в тандеме с бесформенным мужиком щупловатой наружности в лифчике цвета беж, набитом ватой, и трусах, с пришитой волосатой вагиной… Вот картинка из моих воспоминаний о прошедшем субботнем вечере. Нет, вы ошибаетесь, это не мои эротические фантазии, это опера - современная опера…
Если вы заинтригованы, впереди отзыв о «Навигаторе» Режиссер Барри Коски, Композитор Лиза Лим
Начала сего действа мы, увы, не узрели, поскольку, имеем обыкновение с моей спутницей по культурным дебрям опаздывать. Вероятно, именно это событие и помешало нам осилить суть происходящего, потому что ни знание английского языка, ни огромное желание восприятия происходящего не помогло.
Надо сказать, что тонкая душевная организация других девочек, девушек и дам начала сдавать с пятнадцатой минуты происходящего, наиболее слабые или наоборот - сильно стремящиеся выразить свою активную жизненную позицию, а может быть, просто дорожащие минутами нашей краткосрочной жизни, пачками покидали зал.
Мы же твердо решили во что бы то ни стало дожить до конца и познать истину, если вообще таковая подразумевалась авторами ну или хотя бы оправдать потраченные на билет деньги.
На официальном сайте международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова нам обещали цитирую: «синтетический спектакль, объединяющий элементы оперы, драматического театра и современной музыки». «Right to the point, -» подумала я и, не задумываясь, купила билеты.
Абстрагируясь от увиденного, могу сказать, что голоса у солистов действительно потрясающие и если исключить всякие клокотания, рыки и другие ужасные звуки, которые вообще трудно представить издаваемыми людьми, то это 5 баллов. Современная музыка не была воспринята мной никак, поскольку это была скорее какофония, хотя отдельные звуки редких инструментов, имитирующих например звук ветра или шум прибоя, были очень высокого класса.
Однако восприятие визуальное никуда не исчезало и откровенно говоря, разочаровало Жаль, что символизм вышеобозначенных персонажей в черных женских колготках, натянутых до талии (если конечно у мужчин она есть) или героя в полотенце, на откровенном пузе, и в колпачке, который обычно надевают на день рождение, а также в женских туфлях на босу ногу, нами увы не прочувствован.
Как итог мы посмеялись, удивились, но увы не получили заряда позитива или воодушевления. После аплодисментов, выйдя из зала, в котором слышалась лишь английская речь, мы пытались выяснить может быть все-таки мы чего-то не понимаем???
Но смелости актеров я завидую…

1
0
1
DarkOrange
14 отзывов, 21 оценка, рейтинг 17
29 июня 2009

Апофеоз чудовищного бреда

Возможно, подобное действо стоит посетить. по меньшей мере для того, чтобы в очередной раз понять, насколько прекрасен классический театр. Начнем с того, что отношение к опере "Навигатор" напрямую зависит от того, что вы ожидаете от театра. Для одной категории людей, к примеру, нас*ать на сцене и размазать результат своего труда по зрителям - смело, ново и провокационно. а для кого-то нет. тем, кто к первой категории не относится смотреть и слушать "Навигатор" я бы не рекомендовала.
Происходящее на сцене повышает концентрацию безумия с каждым просмотренным фрагментом. несоответствие происходящего с текстом субтитров настолько выбивает из колеи, что по инерции начинаешь искать глубокий смысл. тщетно. усмотреть его возможно лишь в отдельно взятых фразах. костюмы "от кутюр", как указали в одной из заметок в интернете, отвратительны, то, что на сцене происходит - тоже. та грязь, что происходит на сцене, возможно, может трактоваться как эротизм, с той же долей уверенности, как эротизмом можно называть совокупление с собакой или капрофилию. в общем, каждому свое.
отдельное спасибо стоит сказать музыке. подобные звуками я бы с уверенностью предложила использовать в качестве пыточного орудия. На протяжении всего просушивания у меня постоянно возникали вопросы вроде "за что так мучить контрабас?" или "музыкантов под страхом смерти заставили это играть?". для психики это очень на полезная постановка.
как итог можно сказать, что если режиссер пытался добиться эффекта абсолютного безумия и ощущения присутствия рядом сексуального маньяка - то это ему удалось.

1
0
5
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
26 июня 2009

Австралийский S&M

Главная радость в австралийском Навигаторе - это понимание того, что когда-нибудь этот ужас все-таки закончится. Правда, местами надежда на освобождение начинает изменять...
Навигатор - это чистой воды мазохистский продукт, задуманный, чтобы мучать и истязать публику. Поэтому ругать или хвалить это бессмысленно.
Энциклопедия тошнотворных состояний, сублимат из вязких болезненных ночных снов, которые не пугают, но выматывают.
Материал и способы, которыми достигается эта свинцовая атмосфера - тривиальны: сплошные атональные звуки, набор бессмысленных фраз (“тень в тени”, “кровь в крови”, “цикада на глаз зародышу” и пр. ), все это гарантировано вызывает рвотный эффект. В этом смысле Навигатор точен, технологичен и малоизобретателен. Зачем только эта точность?
Впрочем, трудно оценивать радости S&M, не имея к этому наклонности.
А кому-то нравится... Ну и ладно.

1
0
9
Obivatelnitsa
39 отзывов, 61 оценка, рейтинг 56
29 июня 2009

НЕВООБРАЗИМОЕ ЗРЕЛИЩЕ!!!!!!!!!!!!!!!!
Действительно, больше всего порадовали пролог и последняя сцена. Пролог - т.к. еще не знаешь ЧТО ждет тебя впереди, а 6-я сцена - сознание того, что все уже закончилось.
Вспомнив, что раньше людей, проживавших по ту сторону экватора, называли антиподами, все становится на свои места. Главное - не надо настраивать себя заранее на ожидание чего-либо. Безусловно Навигатор был СЮРПРИЗОМ.
Будучи ярой приверженницей классического театра, и уж тем паче оперы, обладая музыкальным образованием, и регулярно посещая уроки вокала, с первых нот мой бедный ум терзался мыслью о невозможности найти в округе корзину с тухлыми яйцами или хотя пару помидорин. Понятно, почему спекталь шел без антракта. :-)
Мой слух, привычный к гармониям Чайковского и Россини, морщился и кривился от сумашедшей дисгармонии, перерастающей местами в какофонию, и полного отсутствия ритмического рисунка.
До сих пор дивлюсь КАК актеры смогли выучить текст и музыку (если ее так можно назвать), или это была сплошная импровизация? А как трудно дирижеру было управлять этими звуками, которые вот-вот грозились вырваться из инструментов и растерзать зрителей.
Сначала я пыталась проникнуть в смысл оперы и внимательно следила за бегущей строкой текста. Убедившись в отсутствии результата по поиску смысла переключилась на действие. Не помогло, тогда я решила расслабиться и получать удовольствие - ПОЛУЧИЛОСЬ!
После 3-ей сцены, где Сирены-мужчины бегали в плавательных шапочках, бюстгалтерах и трусах с искусственными пенисами, часть зрителей ушла. При этом, кажется те, что встав, давали пройти уходившим, следователи за ними :-) А вот самые стойкие сначала начали тихо хихикать, потом все громче и громче. В конце спекакля были крики "браво!" и уже радостный смех. Многие зрители уходя в конце спекталя улыбались, и думаю не только оттого, что все уже закончилось, но и потому что ТАКОЕ зрелище не дано забыть до конца своих дней.
Приехав домой, я кинулась записывать шедевральные фразы: "Посадить цикаду на глаз зародыша. Стать нерожденным" или вот "Красная впадина нас объединяет. Красная впадина нас разъединяет" или "Мужчина плещется внутри женщины". Безусловно - скрытый эротизм присутствует, но к сожалению так глубоко, что разгрести эти чудовищные музыкальные и словесные нагромождения, чтобы докопаться до сути практически невозможно.
А эти волшебные костюмы! Горшочки на голове, стремительно напоминающие водолазные шлемы цвета детской неожиданности, немного помятые как будто из папье-маше, с чудными шлангами загнутыми колечком, по видимому для хобота, и этими окулярами-иллюминаторами для глаз. Со спущенными до щиколоток штанишками и в этих чудо-шлемах Сирены смотрелись неожиданно трогательно и весь зал немного истерично постанывал, сострадая бедным Сиренам которым очень неудобно было передвигаться в таком виде.
При всем идиотизме происходящего на сцене прекрасные голоса нельзя не отметить, а также глубокомысленную сентенцию Сирен в конце 4-ой сцены: "Чего больше всего боится война? - Отсутствия неприятеля" или "Чего больше всего жаждет желание? - Бессмертия" и т.п.
В заключение хочу привести слова моей подружки заядлого театрала, которая мне составила компанию: "Да, без этого спектакля мой театральный сезон не был бы полон и завершен!"
Удачи, друзья мои, а впереди меня ждут убиенные японские влюбленные :-)

0
0
1
gleb_r77
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 5
27 июня 2009

Ну что можно сказать...
Сразу оговорюсь, меня хватило ровно на первый кусочек - это около 30 минут. Далее мозг отказался воспринимать это безобразие. Действо это сильно напомнило мне посещенный в начале девяностых концерт группы "Коррозия металла". Там по сцене ходили неадекватные нетрезвые товарищи и под громогласную какофонию "изрыгивали" из себя звуки то ли животных, то ли припадочных. Увиденный кусочек "Навигатора" где-то даже переплюнул "Коррозию металла".
В общем, одно из двух: или это режиссерский стеб, или это полный кризис идей.
Кстати, ушел я не один. Под первые жидкие аплодисменты вместе со мной встали еще человек двадцать по всему залу, что вызвало среди публики смешок. Сидевшие рядом то ли британцы, то ли австралийцы, тоже покинувшие зал, на улице поделились со мной многознатчительной фразой: "It's awful!!".

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все