Театральная афиша Москвы
7.5
Театр: +1

Моноспектакль Евгения Гришковца

«+1» — двухчасовой монолог об экзистенциальном кризисе, свалившемся на мужчину среднего возраста. Герой размышляет о приземленных вопросах, которые оставляют его в недоумении: почему умный человек может иметь неприятные привычки, почему некрасивые люди влюбляются или почему те, кого ценил в юности, вызывают такое отвращение в зрелости. Тем много, и все они сплетаются в единый поток сознания. «Жить-то надо, может, как-то попроще», — говорит как-то по ходу действия своего, возможно, не самого простого спектакля сам Гришковец, впервые показавший публике «+1» в 2009 году.

Создатели

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1348
9

Скафандр и дядечка

У Евгения Гришковца что-то вроде юбилея: ему десять лет. ­Естественно, не одноименному актеру, прописанному в Калининграде, отцу двоих детей, обладателю ИНН и свидетельства Пенсионного фонда. Тому немного за сорок, и у него своя жизнь. Я о другом Гришковце — персонаже, у которого похожая, но все же отдельная биография. Для тех, кто эти десять лет был в коме и еще не слышал этой истории: десять лет назад актер Гришковец переступил границу квадрата, начерченного на полу в курилке Театра армии, и в этот момент родился Гришковец-персонаж. Этот персонаж, недавно после службы на флоте, драматично переживал взросление, а актер смешно и невероятно трогательно рассказывал о его переживаниях. Те 17 зрителей, что присутствовали на спектакле, сразу заболели Гришковцом, и эта болезнь оказалась жутко заразной. Потом персонаж мужал в «Дредноутах», раскачивал ветку за окном любимой в «Планете», в подробностях изучал собственное душевное устройство в «Одновременно». Потом восемь лет Гришковец молчал — он играл свои прежние спектакли, писал пьесы, романы, рассказы, снимался и начитывал речитативы с группой «Бигуди», но монологов больше не возникало. Сейчас его персонаж возвращается на сцену, и ему нехорошо. Его мучает одиночество, тем более муторное и беспросветное, что перенаселенный мир отказывает ему в праве ощущать себя по-настоящему отдельным. Одинокий — пожалуйста, а отдельный — это я вас попрошу. ­Отсюда и название. «+1» — это не знак молчаливого согласия, который используется в блогах, ровно наоборот. Это формула несогласия сливаться с толпой: я, говорит Гришковец, всегда плюс один к человечеству.

Это не все перемены. Когда Гришковец первый раз переступал меловую черту, за пределами нарисованного квадрата мыслилась сама жизнь. В «+1» все поменялось местами. Сценограф Лариса Ломакина засыпала сцену белым, а в центре выгородила несколько жилых квадратных метров. Окно и письменный стол под абажуром — теперь это остров реальности в море театра. Отходя от письменного стола, надевая скафандр или унты, Гришковец оказывается на Северном полюсе, в раю или на Марсе, откуда машет стране и маме. Спектакль Гришковца теперь больше чем монолог. Сентиментальное путешествие, в которое Гришковец отправляет своего затосковавшего персонажа, приобрело прекомичную театральную форму. Проще говоря, человеку на сцене отчаянно плохо, а зал заходится от смеха.

С каждой минутой становится очевидней тот зазор, который за десять лет вырос между актером и персонажем. Актер выглядит и слывет успешным — персонаж хандрит и мается. Персонаж расписывается в бессилии описать свое состояние — актер находит точные слова, сравнения, образы. Персонаж отстаивает право быть отдельным человеком для себя любимого — актер выговаривает такое право для каждого. То, что прежде только мерцало в его спектаклях, теперь соткалось в цельную картину мира, приватную космогонию, эгоцентрическую вселенную. Она, эта вселенная для частного пользования, включает Землю, на которой родина, и планету Марс, с которой только и можно признаться в любви к этой родине, потому что иначе назовут патриотом. Включает рай, который в противоположность канону всегда позади, и народонаселение, состоящее из тех только, кому есть до тебя дело. В этой альтернативной вселенной никогда не будет конца света, потому что «кто я такой, чтобы мир закончился на мне». Ей наступает конец, когда гаснет ее светило. А светило в этой вселенной одно — это ты сам.

Все сказанное, конечно же, лирика — но только лирика и оста­ется рецензенту, если пересказать спектакль невозможно, а выписывать цитаты стыдно. Если же пуститься в анализ, можно договориться до того, что новый спектакль Гришковца — это настоящий документ эпохи вырождения Возрождения. Тогда человек помыслил себя центром мироздания; когда же в мироздании не осталось места, он весь ушел в себя.

Отзывы пользователей о спектакле «+1»

Фото Ольга Городецкая
отзывы:
19
оценок:
248
рейтинг:
20
9

Спектакль "+1" это гимн душевному одиночеству взрослого человека, утратившего иллюзии и тоскующего по ярким краскам мира из своего далекого детства. "Вы меня не знаете. Не знаете таким, каким бы я хотел, чтобы вы меня знали..." такими словами начинает Евгений Гришковец свой рассказ. Рассказ будет эмоциональным, очень искренним и честным. В какой-то момент даже покажется, что на самом деле герой Евгения говорит не о себе, он говорит о тебе, "человеке средних лет", у которого есть друзья, семья, работа, мечты и надежды, но которого порой накрывает это странное чувство одиночества, ощущение что ты не часть мира, ты "+1 к человечеству".

Спектакль сложный, в нем сказано гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это не просто монолог с яркими запоминающимися образами - это долгий и трудный путь, в котором ты проходишь трансформацию от замкнутого узкого мирка повседневности к осознанию себя как части большого и прекрасного мира. Путешествие к самому себе, к пониманию собственного Я.

Очень понравилась яркая и эмоциональная концовка спектакля. Не точка, скорее многоточие - понимание и ощущение, которое ты уносишь в свою собственную жизнь. Не даром по окончании спектакля зал очень долго аплодирует стоя - это и есть искренний и честный ответ на вопрос, как был принят публикой спектакль.

И черту снобов от искусства, высокомерно пеняющих автору - Евгений Гришковец в который раз сделал прекрасный спектакль, который стоит увидеть своими глазами.

Фото Юлия Бедретдинова
отзывы:
57
оценок:
115
рейтинг:
49
9

Очень. Очень-очень понравилось.
Безумно обаятельный и располагающий к себе Гришковец впечатлил.
Перед началом спектакля вышел поздороваться и поблагодарить за то,что все мы купили билеты - ведь это единственное, на что он живет.
Он и все его родственники :))
Столько всего, о чем хочется рассказать, но это так сложно сделать. Нет таких слов.
Маленькими историями рассказывает о главном. Об одиночестве.
Рассказ о встрече с одноклассниками - все то, о чем мы думаем, но не решаемся сказать вслух. Очень проницательно.
О счастье и мальчике-акробате - шедеврально.
О ритуальной тарелке супа и водке в холодильнике - жизненно.
О полете на марс и замерзании русского полярника в снегах - крик души. Очень трогательно.
И уж кто-кто, а мама Гришковца может гордиться своим сыном. Именно потому,что он +1
Он необыкновенный. Такой простой и в то же время сложный.
Я аплодировала стоя.
Пойду еще. И вам советую.

Фото Niko V
отзывы:
2
оценок:
14
рейтинг:
3
3

В контексте предыдущих моноспектаклей явно виден нисходящий тренд - замечательный "Как я съел собаку", несколько более слабый и уже слегка вторичный "Одновременно", гораздо более слабые, но оригинальные в плане сюжета и стиля "Дредноуты", и совсем слабый и безнадежно вторичный +1. Исчерпав запас "резонансных воспоминаний", Гришковец попытался подняться уровнем выше - на тему размышлений о малости человеческой жизни в огромном пространстве и долгой истории. К сожалению, уровень этих размышлений то ли намеренно занижен на аудиторию типа "Дивченки! Были вчира на спиктакли Гришкавца с падружками так прикольна Гришкавец чмоки всем саветую!", то ли Гришковец, к сожалению, просто не философ. В общем - скучно, неумно, затянуто. Будем надеятся, что следующий спектакль будет не продолжением этого нисходящего тренда, а шагом в другом направлении.

Фото egortut
отзывы:
200
оценок:
267
рейтинг:
330
7

по сравнению с другими его спектаклями в этом видна очень долгая работа и это отражается на качестве. Качество на высоте. Как и во всех других постановках очень продуманные декорации, но именно здесь они действительно очень технологичны и как, мне кажется, новаторские, чем и отличается Гришковец. В связи с этим этот спектакль можно поставить не в каждом театре, о чем говорил автор.
Если вы были на всех остальных его пьесах, то стоит сходить хотя бы из-за декораций, а если никогда не были - то это шикарный повод знакомства с этим автором.

Фото Nonevita
отзывы:
26
оценок:
63
рейтинг:
44
7

Были вчера, 3 мая.
Вступление по-гришковецки, все такое сумбурное, милое, перебросился с залом пару раз, и т.д.
принципиально нового ничего, до сих пор не могу понять - если ты начинаешь догадываться, как закончится его фраза, про те же размокшие пальцы в ванной или отвлекающую манеру друга разговаривать, это хорошо или нет? я не полюблю эту манеру сильнее, значит, она приестся?
в середине немного сбился, благо опять-таки из-за манеры подачи все вырулило на место (или мне показалось?)
в общем, уступаю место адептам Гришковца, потому как по мне - это все мило, но как приезд хорошего доброго родственника и разговоры на кухне... все в порядке? все в порядке.. все живы? живы.. забор не снесли?? нее, еще простоит..

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить