Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Бедная Лиза

Постановка Театр Наций

6.4

Рецензия «Афиши» на спектакль

«Территория» — это британский дуэт виджеев Addictive TV и корейский «physical theatre», тексты Сорокина, исполненные под аккордеон, и Реквием, дописанный за Моцартом Сергеем Загнием с тремя коллегами, это Алла Демидова в роли лектора и Чулпан Хаматова в паре с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Словом, «Территория» — это все неакадемичное, небанальное, все то, что не влезает в привычные жанровые рамки и что организаторам удалось наскрести с миру по нитке и спродюсировать на родине. Территории соответствующие: помимо крупных площадок это модные лофты — «Винзавод», «Арма», «Фабрика». Официальное определение «Территории» — «Международный мультикультурный фестиваль-школа». Что означает, помимо прочего, наличие среди публики полторы сотни студентов из провинции.

Это не секрет, что столица выхолащивает провинцию, увлекая в свои сети самых талантливых. И тем талантливым, которые, несмотря ни на что, родятся в провинции, совершенно нечем питаться у себя дома в смысле культуры. Поэтому и эти новые тоже едут в Москву, по возможности навсегда. И там очень быстро становятся столичными штучками. Причем куда более столичными, чем сами жители столицы. Надеюсь, я никого не обижу, это ведь всем известно: самые-самые столичные в столице — это приезжие. Организаторы фестиваля, среди которых Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, никогда не упускают случая напомнить, что они и сами родом из провинции. Просто были любопытней многих и открыты новым впечатлениям. Поэтому теперь им и карты в руки, и поддержка Администрации Президента вместе с бюджетами Минкульта. Теперь они работают, чтобы такие же любопытные и распахнутые всему новому ребята из регионов смогли причаститься к новаторскому искусству. В позапрошлом году, когда хедлайнером фестиваля был венгерский спектакль «Blackland», новаторское трактовалось как антибуржуазное и оппозиционное. В прошлом в числе прочей красоты в программе были «Поэтические выборы», и новаторское трактовалось в том числе и как гражданственное. В этом сезоне актуально все мультижанровое и мультикультурное. «Мы хотим видеть молодое поколение образованным, просвещенным, компетентным — не понаслышке знакомым с самыми интересными фактами современной мировой культуры» — эти слова в пресс-релизе «Территории» выделены курсивом.

«Самые интересные факты» — это в первую очередь французский венгр Жозеф Надж, которого прилично знают в Москве. Надж одновременно хореограф, танцовщик, увлекающийся восточными единоборствами, художник — одним словом, мультижанровый (и мультикультурный) артист, сделавший профессией публичное представление своих затейливых видений. В этом году он покажет спектакль «Антракт», навеянный восточной Книгой перемен. В противовес ему стоит корейская «Лаборатория движения «Садари» — в основе ее перформанса лежит неоконченная пьеса немецкого романтика Георга Бюхнера «Войцек». Нет слов, это и концептуально, и ужасно мультикультурно: венгр Надж вникает в Книгу перемен, корейцы — в немецкий романтизм. Но это еще и остроумно: юмор оценят те, кто помнит спектакль, с которого началось знакомство Москвы с Наджем, — это был как раз «Войцек».

Это из того, что организаторы видели своими глазами. Премьеры Дмитрия Крымова и Аллы Сигаловой они увидят уже во время фестиваля. Спектакль Крымова, для мультижанровой деятельности которого придумали определение «театр художника», называется «Opus №7. Сочинение в двух частях. 1. Родословная. 2. Шостакович». Сигалова ставит хореографический спектакль «Бедная Лиза» на музыку Леонида Десятникова, именно в нем и танцуют Андрей Меркурьев с Чулпан Хаматовой.

Как и прежде, половину «Территории» отхватил Теодор Курентзис. Новосибирский дирижер отвечает за современную академическую музыку. По его заказу к фестивалю Алексей Сюмак написал оперу. Курентзис дирижирует, ставит Серебренников.

Все вышеперечисленное укладывается в программу «Искусство сегодня». Эта программа носит воспитательный характер. Помимо нее будет программа «Искусство завтра», состоящая из лекций, диспутов, видеопоказов, мастер-классов западных и наших новаторов — это программа образовательная.

Два дня на «Фабрике» пройдут как отдельные фестивали, такие «Территории» в миниатюре. Здесь с утра до ночи без перерывов будут идти перформансы наших отечественных экспериментаторов — само собой, мультижанровые и мультикультурные. Среди участников танцоры из объединения «Цех», челябинский Liquid Theatre, современные электронщики и мультимедийщики, выступит с лекцией Анатолий Осмоловский. Да, Осмоловский. Но это еще не означает, что «Территория» в миниатюре хотя бы отчасти радикальней самой «Территории», — или хотя бы на миллиметр ближе к реальности.

Вот если бы пару лет назад мне сказали, что реальность, а тем более политика, не повод для художественного высказывания, я бы отправила тех людей на три буквы, на «Территорию» или к Осмоловскому. Поэт, художник, акционист Осмоловский, выкладывавший телами соратников то самое слово из трех букв на Красной площади, заголявший зад перед сожженным Белым домом и издававший журнал «Радек», на манифестах которого выросло поколение художников, — раньше он мог бы целую лекцию прочитать об эстетической составляющей политической акции, он же еще и лектор замечательный. Но теперь и «Территория» — все сплошь мультикультурное и дистиллированное, очищенное от самой мельчайшей примеси действительности. Да и Осмоловский теперь выставляется в богатой галерее Stella Art и печет из черного хлеба объекты, исполненные, как пишут в газетах, литургической печали. Лекция его на нынешней «Территории» называется — вы только послушайте как: «Между театром и перформансом». Ох.

19 сентября 2008

Лучшие отзывы о спектакле «Бедная Лиза»

    • 3

      БЕДНАЯ ЧУЛПАН, или АЛМАЗОМ ПО ПУСТОМУ ОРЕХУ
      Посмотрел этот спектакль с Чулпан Хаматовой. Собственно, ради нее и пошел - нежно люблю эту актрису. Увы, полное разочарование, если не сказать - раздражение. Идея представить бедную Лизу в современной жизни имеет право на существование. Повесть Карамзина хоть и классика, но ее смысл в общем-то тривиален: "И крестьянки любить умеют". Бедновато. Думалось, что этот сюжет, перенесенный в современность, обогатится.
      Музыка Десятникова вообще-то вносит трагическую ноту в избитый сюжет. Вокалисты превосходны. Но... слушать музыку на спектакле практически невозможно. А смотреть в общем-то нечего. "Балет" Аллы Сигаловой примитивен и уже на десятой минуте однообразные движения надоедают. Идея исчерпана еще раньше - где-то на пятой минуте.
      Остается смотреть на Чулпан. Всё время хочется, чтобы она наконец заговорила. Это происходит только в конце. Не буквально: на экранах - ее улыбающееся лицо, потом пленка сгорает. Ради этих кадров и можно было досидеть до конца.
      Общее впечатление: занимать Хаматову в этом спектакле - всё равно, что разбивать орехи алмазом.
      Зачем это нужно актрисе? Возможно, попробовать себя в новом жанре. Чулпан - натура неуемная. Возможно, в балете с более сложной и интересной хореографией что-то бы удалось выразить. Творчество Аллы Сигаловой, увы, годится для подтанцовок эстрадным артистам, не более.
      Зато понятно, зачем нужна была Хаматова создателям этого бедного зрелища. Заставить зрителя заплатить 2500 рублей за спектакль без звезды первой величины проблематично.

      23 октября 2010
    • 7

      23 сентября 2011
      В программке спектакль Театра Наций "Бедная Лиза" классифицирован как хореографическая новелла. Он необычный. Действующих лиц - двое, Лиза - Чулпан Хаматова и Эраст - Андрей Меркурьев. Есть еще третье - Опера, Леонида Десятникова, звучит в записи. Запись похожа на церковную музыку, слова не всегда понятны, но это и хорошо - смысл передают актёры. Своими движениями, танцем, взглядом. И еще экраны - их три, и получается такой современный вертеп. Внутри которого есть движение, а фоном идут кадры, как в черно-белых фильмах, когда уже все кончилось, даже титры, и остались раваные кусочки не пойми чего. Иногда экраны белые, и тогда на них видны тени танцующих актёров. Это завораживает, особенно, почему-то, руки Чулпан. И она вся, такая хрупкая и трогательная. Постановка Аллы Сигаловой, и думаю, в её исполнении Лиза немного другая. Мне Чулпановская - очень, очень понравилась. 16 сцен, без "пробелов и антрактов", переходящие одна в другую. Я полюбила в последнее время такие вот цельные спектакли. Без разрывов, перерыва на кофе и яркого света. Восприятие не нарушается. Меркурьев - веиколепный танцовщик (насколько я, конечно, могу судить), в каждый жест вложено столько энергии и страсти, что тело блестит от пота и капли падают на пол. Действие не привязано к историческому времени пьесы Карамзина. Знакомство - в кинотеатре, условная мебель, условный уход на войну, но чувства подлинные. Даже без слов. Раздевание в полусвете в сцене близости - понятно, но зачем потом одеваются герои при полном освещении, перед публикой, не сразу дошло. А ведь - это стыд так показан. И у него и у неё. Последние сцены - у озера (опять же, условного), когда на трех экранах крупным планом лицо Чулпан, как сквозь тонкий слой воды: глаза, виноватые, несчастные, любящие, страдающие.. и она сама в центре сцены, бьётся, маленькая, в черном платье...сильно.
      На такой спектакль публике лучше приходить подготовленной. Так и было, кроме, наверное, единственной пары, сидевших недалеко от меня и давившихся от смеха. Не отвлекало, скорее удивило и быть жаль их чуть-чуть )).

      23 марта 2012
    • 5

      На протяжении всего спектакля было легкое недоумение - то ли морочат голову, то ли не договаривают чего-то, то ли сама не догоняешь... Впечатление сформировалось на следующий день - посмотрела старую немую черно-белую фильму, типа "Барышня и хулиган", не по сути, а по ощущениям... Экраны на сцене тоже свою роль сыграли, но тут и рваная пластика, и "пояснительное" пение за кулисами на не совсем русском языке... Надо иметь смелость Чулпан Хаматовой, чтобы согласиться играть в таком спектакле, на нее-то все действо смотришь с удовольствием не отрываясь, а на другую актрису в этой роли просто не пошел бы... Интересно, необычно, познавательно... Но второй раз не пойдешь,

      2 февраля 2011
    • 3

      До удивления разочаровало. Уныло всё.
      Наипосредственнейшая хореография.
      Согласна с Ю.Я. - не следует смешивать танцоров и нетанцоров, большой перцептивный конфликт, извинитезавыражение.
      Сценография 20-летнего студента с фестивальными амбициями. Чулпан очевидно старается, но и как танцор она сюда не подходит, и хореография малоталантливая, в ней и Меркурьев большую часть времени выглядит бесмыссленно.
      Ну, в общем, я бы лично даже с ознакомительной точки зрения не советовала. Мне лично кажется, у них совсем не получилось.

      25 февраля 2011
    • 9

      Понравилось! Чулпан играет очень эмоционально, не совсем танцует, но ее движения, мимика хорошо передают чувства, переживания. От Андрея ожидала большего, казалось он танцевал на 20% от своего потенциала. Это спектакль Чулпан.

      10 марта 2012
    • 1

      Дааааааааааааааааааааааааа!!!!
      лучше всего танец Хаматовой изобразил Камиль Ларин из "Квартета И", очень правдоподобно! )))
      Саундтрек стоит отдельных слов... )))
      только для узкого круга почитателей.

      Сходите на "Жизель" в Большой Театр!

      26 сентября 2009
    • 1

      Сходил на спектакль, не прочитав рецензии. ОЧЕНЬ жалею...

      Давно не было столь жалко потерянного времени. Хорошо, что спектакль идёт чуть больше часа, потому, что по прошествии уже 20 минут с начала я стал смотреть на часы, ожидая, когда всё это "действо" закончится...

      Звук - неудачный, в опере почти ничего нельзя различить. Алла Сигалова в роли Лизы - абсолютно неубедительна и м-м-м... не является особо привлекательным образом.

      В общем, мой вердикт "Я ещё не дорос до современного прочтения "Бедной Лизы"... Думаю, что многие - тоже...

      20 января 2010
    • 1

      Я первый раз видела, чтобы на спектакле зал рыдал... рыдал от смеха. Никогда не думала, что это произведение можно обратить в комичное кривляние непонятного содержания. Я много видела и современных постановок, и "осовременненых" спектаклей, но такое было впервые... Мнение зала было единодушным. Люди, покидая зал во время действия, хлопали стульями, стучали каблуками, громко разговаривали и не дожидались хотя бы завершения сцены. Скажу честно, не ущла только потому, что справа от меня девушка так сладко спала, что было просто жалко ее будить...В общем, если вы не относите себя к узкой группе ценителей искусства, которым нравятся статуи из экскрементов и выставка СоцАрта в ГТГ, не теряйте 1 час 20 мин на просмотр сего шедевра. Добовлю только, что когда режиссера буквально "выволокли" за руки на сцену, народ полез в сумки, очевидно, за какими угодно предметами... она вырвала у актеров руки и убажала за кулисы....

      31 мая 2009
    • 1

      "Бедная Лиза", действительно бедна! И пластический язык танца, и хореография...все бедно; много повторов, ломаных, кривых линий, беготни по сцене. Музыкальное сопровождение из отрывков оперы искаверкано щелкающим звуком киноленты, прокручиваемой как старое кино - ну это видимо особенное какое-то ноу-хау... Никакого новаторства там нет. Даже нежный местами музыкальный фон, наталкивающий вроде на романтический лад не подхвачен действием танца, его просто не было!

      4 апреля 2010
    • 9

      Как же заштамповано наше сознание! Мы точно так же единодушно облаем черный квадрат Малевича. Просто потому, что очень-очень много лет мы и наши мамы-бабушки смотрели и видели только то, что было разрешено цензурой, простите, СССР. В нас нет свободы ни сделать что-либо новое, ни воспринять что-либо другое, отличное от штампов в наших головах.

      На этот спектакль нужно идти пустым, как белый лист. Выбросить все "знания по предмету" и ожидания. Он не оправдает ваших ожиданий. Это не балет и не сахарная вата. Вы не найдете в нем ничего привычного глазу и приятного для желудка.

      Как если бы с любого вашего чувства сорвали слоеную шубу из сдержанности, воли, ума, силы духа, напускного равнодушия. Чулпан - суть обнаженный нерв, голая ничем не прикрытая эмоция. Острая, пронзительная, звенящая. И с чего вы взяли, что нерв, тронутый иглой одиночества, тоски и страха, должен пластично вытанцовывать па-де-тру-ля-ля, а не угловато извиваться, "вопя" о своей боли?

      И кто ждал слов? Не нужно слов, ни одного слова. Все в пластике актеров, каждое полу-чувство, тень каждой мысли. Алла Сигалова - мастер языка тела.
      Великолепный Андрей Меркурьев - вторая скрипка? Вы что, профессиональный критикант? Или вы позавидовали... или влюбились?) Что же. Любовь - игра в одни ворота.

      Забудьте свои статусы и мерсы, отключите мобильные телефоны. Оставьте себя-критика на входе, пусть потопчется у дверей. Зайдите собой-наивным. Смотрите открытым сердцем. Мое обливалось слезами. И ваше пусть обольется, не заржавеет. Ибо дальше некуда...

      16 марта 2012
    • 1

      Назвать этот спектакль "Бедная Лиза" по-моему большая ошибка.Спектакль стоило назвать "клиническими судорогами", ну или ещё как-нибудь, да и Лиза там не бедная, а хочется ржать.В общем, расскажу по порядку.В первые 5 минут я просто пыталась понять, что вообще происходит, начиная вникать, попыталась найти смысл, но, увы, не нашла.Потом подумала, что, возможно, я недалёкая и ничего не понимаю, но видя ошарашенные лица людей, которые сидели тоже как и я на первом ряду и ну очень хорошо видели мимику артистов, поняла, что я тут не одна ничего не понимаю. (хотя судя по выражениям лиц людей, сидящих на задних рядах, они всё-таки пыталась воткнуть, правда я, если честно, не знаю во что). В итоге, все остальное время я тупо проржала. Собственно говоря, уже в самом начале, когда Сигалова сделала пару не членораздельных движений, мне уже оттуда хотелось свалить. Наверное стоило почитать рецензии перед походом на столь "чудесный спектакль", но , к сожалению, я этого не сделала. Непонятно ничего, и если бы не музыка, которая играла, и которую тоже не всегда можно было понять, то я бы застрелилась. Те, движения, которые они исполняют, по-моему , вообще трудно назвать танцем, скорее предсмертные судороги. И тех, кто попытался в найти в них смысл, я видимо тоже не пойму.Видимо я не любитель современного искусства, и не собираюсь говорить, что это супер, лишь потому, что это "модный" спектакль и номинирован на "Золотую маску". По мне, нормальному человеку после ЭТОГО захочется сходить на классическую "Бедную Лизу", в красивом платьице и действительно бедную, а не эту опошленную и совершенно непонятную, потому что, когда они разделись практически до гола, то мне вообще захотелось залезть под кресло.Наблюдать за артистом Большого театра, который "танцует" на расстоянии метра от тебя в одних обтягивающих "труселях" было не самое приятное ощущение.Причем каждое его движение сопровождалось оголением его прекрасной задницы. (Если говорить отдельно про Андре Меркурьева, то на этот спектакль можно сходить лишь для того, чтоб посмотреть на его симпатичную мордашку)))Как можно было испохабить так классику Карамзина я так до сих пор и не поняла.
      Не смотря на всё это, хочется в эту бочку дегтя, добавить ложку мёда. 2 или 3 раза я прочувствовала игру и артистов, в сцене с телефоном, когда было такое впечатление, что Сагалова его просто "заколдует" взглядом в ожидании звонка, уж больно жизненно, и в сцене с дверью, когда Эраст ушёл, дверь она тоже тогда уж больно чувствительно "колдовала".Тронуло. Ну а после душещипательных сцен снова отошло, и оставшееся время я наслаждалась своим смехом и смехом соседей.
      В общем, словами это не описать. Надо видеть, чтоб понять. Спасибо хоть спектакль не оставил без эмоций, да и навёл меня на ряд мыслей и умозаключений. Теперь точно знаю, что современное искусство это не моё ( да и если в таком духе будет продолжаться, то мне даже страшно подумать, что будут смотреть наши дети) и уж лучше я на классику схожу.От души посмеялась и то хорошо.

      4 апреля 2010
    • 5

      Была около года назад. Андрей Меркурьев великолепен, постановка понравилась. Кажется, что в этом спектакле Алла Сигалова "выложилась" гораздо больше, чем в том же Кастинге. Хочется еще раз сходить на Чулпан Хаматову.

      7 сентября 2011
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Хелена Бонэм-Картер высказалась в защиту Джонни Деппа и Джоан Роулинг
Хелена Бонэм-Картер высказалась в защиту Джонни Деппа и Джоан Роулинг
Хелена Бонэм-Картер высказалась в защиту Джонни Деппа и Джоан Роулинг
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость