Философ Дени Дидро был не только просветителем, но и гедонистом. Свои взгляды на науки, искусства и ремесла он и его товарищи популяризировали в знаменитой «Энциклопедии». Но в ней был пробел: отсутствовала статья «Мораль». Под заголовком «Мораль» была сноска: «См. «Этика». А вместо статьи «Этика» стояло: «См. «Мораль». Этому парадоксу Эрик-Эммануэль Шмитт посвятил пьесу «Распутник»: Дидро пытается написать злосчастную статью, но от работы его отвлекают женщины. Приход каждой из них заставляет мысль Дидро о морали колебаться, словно стрелка испорченного компаса. Пьеса написана словно специально для бенефиса крупного артиста: три часа Дидро жонглирует афоризмами и служит предметом вожделения красавиц. В спектакле Владимира Петрова его играет премьер Театра на Малой Бронной Иван Шабалтас.
Драматический |
18+ |
Владимир Петров |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
В эпоху Короля-Солнце французы считали, что прекрасно только то, что разумно. В ту пору у них повелось разбивать регулярные парки и стричь по линейке куртины. У нас такие можно было увидеть разве что в Архангельском. Теперь и в Театре на Малой Бронной: там художник Игорь Капитанов создал для спектакля Владимира Петрова лабиринт из куртин. В этом лабиринте (читай, в лабиринте идей) заблудился философ Дени Дидро. Хотя про Дидро правильней было бы сказать, что он заблудился в трех соснах. Потому что философ был против всего, что олицетворяли Король-Солнце и его стриженые кустарники. Как и другие просветители, гедонист Дидро считал, что прекрасно только то, что естественно. Эти свои взгляды он и его товарищи популяризировали в знаменитой «Энциклопедии». Но в ней был пробел: отсутствовала статья «Мораль». Под заголовком «Мораль» была сноска: «См. «Этика». А вместо статьи «Этика» стояло: «См. «Мораль». Этому парадоксу посвящена пьеса «Распутник», автор которой, 48-летний Эрик-Эмманюэль Шмитт, хорошо знаком с вопросом: Дидро была посвящена его диссертация. Пьеса уже не новая и хорошо известна по экранизации с Фанни Ардан — она там играла художницу-авантюристку, убедившую Дидро (Венсана Переса) позировать ей голышом, а потом попытавшуюся его обворовать.
Пьеса будто специально создана для бенефиса крупного артиста: Дидро ни разу не сходит со сцены, имея возможность все три часа жонглировать афоризмами, служа при этом предметом вожделения красавиц. Четыре женщины — художница, жена, дочь и дочь друга, — все они отрывают Дидро от работы, и приход каждой заставляет мысль Дидро о морали колебаться, словно стрелка испорченного компаса. То это удовольствие творить добро, то механизм продолжения рода, то еще невесть что.
В этом сезоне пьеса одновременно вышла в двух центральных театрах. В спектакле Театра сатиры Дидро сыграл Юрий Васильев, а на Малой Бронной, где «Распутнику» игриво оставили имя «Libertin», — Иван Шабалтас. Срывающимся от волнения голосом он излагает философские максимы и остригает с кустарников молодые побеги, которые символизируют чувственные порывы Дидро. В роли его соперницы, польской авантюристки Тербуш, ломает себе акцентом язык Лариса Богословская.
Казалось бы, странно, что эта пьеса, появившись еще двадцать лет назад, так долго добиралась на российскую государственную сцену. Она театральна, ловко сделана и невероятно льстит публике и театру, имитируя философский диспут. Вероятно, потому и добиралась, что государственный театр, прямо как Дидро, никак не мог определиться с вопросом морали. И дело не в том, что Дидро в пьесе Шмитта сверкает ягодицами. А в том, что сама по себе «хорошо сделанная пьеса», столь любимая именитыми бенефициантами, всегда была хлебом коммерческого развлекательного театра, иными словами — бульвара. С «Распутником» репертуарные монстры с облегчением отбрасывают лицемерное целомудрие: это давно уже бульвар — и не более того.
Кульминацией теплого праздничного вечера стал спектакль с французским названием «Libertin» в театре на Малой Бронной. На сцене все в зеленом цвете, цвет насыщенный, яркий, сочный. Все действие сопровождает удивительная музыка, которая является не просто фоном и дополнением, а полноправным участник спектакля — это творение композитора Бориса Киселева.
Что мы знаем о Дидро? Если вспомнить школьную программу, то было три философа во Франции начала 18 века Вольтер, Дидро, Руссо, которые переписывались с Екатериной Великой ( с кем они только не переписывались...). Потом читалось «интересное», с определенной точки зрения подростка, произведение Дени Дидро «Монахиня». Вот и все познания во французской философии. А тут необыкновенно остроумный, легкий, интересный спектакль. Оказывается, философия очень даже занимательная и веселая. Особенно в рассуждениях о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Философ — этот тот, кто высказывает свои идеи, и у него столько разных идей!
Иван Шабалтас в роли философа Дени Дидро и Лариса Богословская в роли госпожи Тербуш (портретистка и по совместительству аферистка) держат на своих диалогах весь спектакль. Актриса очень грациозна, стройна и изящна, элегантна в каждом движении и позе, взмахе рук и повороте тонкой шеи. Актриса не манерничает, не гримасничает и не утрирует «прусский» акцент своей героини, а живет, шалит и подшучивает над окружающими ее людьми, не вызывая раздражения у зрителей, а, наоборот, заставляя прислушиваться к каждой острой и умной фразе. Доставляет необычайное наслаждение и удовольствие слушать и пытаться запомнить афоризмы госпожи Тербуш. Как ловко она «расправляется» с этим знатоком человеческой и особенно женской сущности, как Дидро! «Мужчины убеждены, что руководствуются своим разумом, в то время, как на самом деле следуют за своим фаллосом». А что женщина? «Мужчины вынуждены рассуждать, чтобы найти оправдание своему темпераменту, ну а женщины ему просто следуют». Ну разве кто-нибудь сможет не согласиться с этим? Оказывается, необходимо снять штаны, чтобы люди оценили твою стойкость духа. Что мило и проделывает наш герой, этот самый Libertin, то бишь Распутник.
Так вот, весь спектакль происходят диалоги-поединки, начиненные умными и откровенными мыслями. И ты лишний раз убеждаешься, что человек ищет то, что доставляет ему наслаждение, и единственная задача — быть счастливым, не вредя другим.
Все действие крутится вокруг желания отдаться и обладать вожделенным телом. Лишний раз убеждаешься, что мужчины не утоляют свои желания, они от них просто избавляются. А ведь все так благообразно, ведь речь идет о написании статьи на тему «Морали» для «Энциклопедии»!
Иван Шабалтас очень интересен в образе такого противоречивого философа, как Дени Дидро. Чего только стоят его диалоги с понравившейся ему очень умной женщиной, с поднадоевшей женой, вдруг оказавшейся неожиданно выросшей дочерью и распаленной от желания девицей! То он ироничный и снисходительный муж к недалекой жене, то растерявшийся отец, то настойчивый в своих желаниях любовник. Но на вопрос, кто же все-таки испытывает большее наслаждение в любви: мужчина или женщина, он не может дать ответа. А ведь казался таким искушенным в любви! Так кто? Ответ прост, и ответ этот упростила все та же Тербуш: «Когда вы чешете мизинцем ухо, кто испытывает большее удовольствие?» Чем же эта женщина «зацепила» Дидро? Что даже юное создание мадемуазель Гольбах в исполнении Марины Орел не в силах надолго удерживать желание мужчины? Ведь теми крошками, что у нее в голове, даже воробья нельзя накормить. Игра этой актрисы невнятна, неинтересна, раздражает, к тому же дикция ужасная — было впечатление, что она либо грызет карамельку, либо пытается говорить с прононсом, пытаясь этим походить на Наталью Тенякову (актриса МХТ). И ее игра оставляет желать лучшего. Поэтому Дидро прав, ведь у Тербуш ум, нацеленный на зло, что и притягивает, удерживает и заставляет думать только о ней. Юная красотуля с хвостатыми блондинистыми локонами не в силах тягаться с мудрой и много повидавшей женщиной. Но возраст справедлив — он не щадит никого!
Еще меня привлекла игра Ларисы Парамоновой в роли жены философа. Роль небольшая, но интересная. Врывается такое создание в нелепой шляпке, дуется, хнычет, топает ножками, прикидываясь дурочкой, а потом пара метких словечек с намеком на эдакое... и упархивает. Видишь результат — истинная женщина ушла, оставив вас, мужчин, с мыслями о ней.
Не очень заинтересовала игра Дарьи Лузиной (дочь Анжелика) и Ильи Жданикова (секретарь Баронэ). Что-то играли, что-то говорили наверное умное и нужное, но в меня не запало и не произвело такого впечатления, в отличие от игры Ивана Шабалтаса и Ларисы Кудрявцевой. Смотришь на сцену, наслаждаешь глаз сочной зеленью, впитываешь умные мысли и радуешься уму, изяществу, элегантности, жизненности. Лишний раз убеждаешься в том, что дурак говорит не то, что думает, а то что хочет думать — он вещает.
Игра актеров легка, прозрачна и воздушна, окаймленная скрипичной музыкой, пропитанная остроумием и спрыснутая любовным влечением. Думаю, что режиссер Владимир Петров не сразу смог добиться нужного результата, поэтому все так просто и легко нам видится из зала.
Спектакль несет идею, что человек ни хорош, ни дурен, но ему присуще некое стремление к добру. Радуешься, что такой разумный мужчина сделался философом, чтобы задавать себе вопросы, и вот все подряд требуют от него ответов. А он стал жертвой любовных эксцессов, чувственного шантажа и жертвой женского пола. Чем притягивает женщина? С ней он мечтает заняться любовью до ужина, после ужина, всю ночь, а утром...беседовать! Ведь не с теми же общаться, которые не прочитали за свою убогую жизнь ни одной философской строчки без риска вывихнуть себе челюсти от зевоты.
Никогда не надо загонять мужчину в угол. Он не сделает ничего по принуждению. Мужчине всегда должно казаться, будто все, что с ним происходит, происходит по его собственному почину. Так почему же инициатива в любви всегда принадлежит мужчинам? Да потому что естественно — просить у того, кто всегда может дать!
Libertin - Freelover - Свингер... никогда не была равнодушна к теме легких свободных не связывающих цепями верности отношениям. ... из уст мужчины (Дидро) это звучит философски, и вся риторика - одно огромное желание запечатлеть этот душевный космос в научном изложении... из уст женщины - это вызов! .. вот спектакль этот самый вызов не сделал!
Понравились декорации - ярко-зеленый лабиринт "гендерных" интриг.
Великолепная, заводная игра Антонины Шеиной (Анжелика Дидро).
Очень понравился спектакль:))))
Весело, смешно и конечно же немного морали в конце.
Спектакль разделен на два акта, в первом ак те герою приходиться сталкиваться с разными забавными ситуациями и бороться со своими пороками. Делает он все это легко и смешно.
Второй же акт - более серьезный. Он раскрывает нам мотивы действий некоторых персонажей, отчего их хочется реально пожалеть, и добавляет в спектакль какой то грустной благопристойности.
От просмотра остались только положительные эмоции. На такого рода постановки стоит ходить, они не только обогащают тебя в духовном плане, но также, помогают немного развлечься, смеясь над героями.
Ещё одна премьера минувшего театрального сезона, «Libertin», определена как «философская комедия», но философии в ней гораздо больше, нежели комизма – впрочем, то, что не всегда смешно, ещё не значит, как известно, то, что во всё остальное время скучно. Напротив – весьма любопытно было посмотреть на спектакль, главным героем которого выступает никто иной, как Дени Дидро – тот самый философ-энциклопедист, но ещё не убелённый сединами старец, а полный жизненной энергии мужчина, да ещё и «либертен», сторонник свободной любви. Ему предстоит срочно написать статью с определением понятия «мораль», но выясняется, что, выражаясь его собственными словами, «стоит в комнату войти женщине, мнение меняется» - а женщин на долю месье Дидро выпадает завидное количество: полячка-портретистка, жена, дочь хозяина поместья, в котором он гостит, и его собственная дочь. Однако банальным столкновением мужского и женского мировоззрений дело не ограничивается: на протяжении всего первого действия мыслитель-ловелас и его оппонентки рассуждают не только о морали, но и о сексе, любви, браке, человеческом естестве, интересах вида и индивида и прочих интересных вещах – слушать, соглашаться и не соглашаться одно удовольствие. Более бодрое второе действие с неожиданной кульминацией и ожидаемой счастливой развязкой для меня уже отошло на второй, простите за каламбур, план: то, что не только женщины бывают дурами, а мужики козлами, но и мужчины – дураками, а женщины – сволочами, нам ещё иногда напоминают, а вот о том, что философия – это не толстенные заумные книжки, пылящиеся в библиотеках, а окружающая нас жизнь со всем житейским опытом и всеми старыми-новыми граблями, нам напоминают редко. А ведь философия, как и жизнь – неоднозначна, переменчива и донельзя субъективна, что бы об этом ни думали составители учебников по оной, пытающиеся сделать из неё точную науку навроде физики, раз и навсегда утвердить единственно верные трактовки для самых расплывчатых абстрактных понятий. Созданный автором пьесы, Эриком Шмиттом, Дидро (им же создан Дидро из небезызвестного фильма "Распутник") в финале отказывается писать статью, чтобы читатели энциклопедии немного подумали сами – и это чертовски верно и чертовски актуально в современном мире, где думать самостоятельно подавляющее большинство не любит, предпочитая «списывать» то самое определение морали со всевозможных «авторитетов». А если добавить ещё и то, что все актёры играли мастерски, вполне естественно и убедительно, декорации были удачно оформлены в стиле зелёной изгороди (перед началом действа главный герой обрезал с неё веточки, которые затем использовались в спектакле как фаллические символы и по окончании действа начали бурно расти), сюжет максимально постарались не затягивать – получается вещь вкусная и достойная просмотра.
17.08.2009
Комментировать рецензию
Чудесный, в меру тонкий и охальный спектакль, где на 5 минуте актер поворачивается к залу голой попой, что уже само по себе выводит на некий градус, но спектакль вытягивает и поднимается еще выше. Отличный, отличный смешной спектакль, аналог знаменитого фильма "Распутник" с Венсаном Пересом в гл. роли.
Ну, просто рекомендую, чтобы долго не рассказывать.