Театральная афиша Москвы

Спектакль Калека с острова Инишмаан
Постановка Балтийский дом

7.1

Интеллектуальная комедия модного драматурга МакДонаха.

Петербург в деле освоения драматургии британского уникума Мартина МакДонаха отстал и от Европы, и от России: МакДонаха давно и много ставят как в Москве, так и в российской провинции. Возможно, лучшую его пьесу про инвалида и туберкулезника с острова Аран, который покидает односельчан ради съемок у режиссера Флаэрти (МакДонах строит свою историю вокруг широко известного шедевра кинодокументалистики «Человек из Арана»), поставил худрук болгарского театра «Адрианна Будевска» Борислав Чакринов. Акцент в спектакле «Балтдома» сделан не на интеллектуальных ребусах МакДонаха, а на развлекательности. В главной роли — молодой артист Передков, уже игравший в спектакле про Ходжу Насреддина.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Калека с острова Инишмаан»

Фото Павел Чердынцев
отзывы:
30
оценок:
32
рейтинг:
56
5

ЗАБЫТОЕ, КАК ОСНОВА НЕЗАБЫВАЕМОГО

В аннотации самого театра сказано: «Театр-фестиваль «Балтийский дом» продолжает одну из своих важнейших линий творческого развития - привлекать к постановке самых интересных режиссеров ближнего и дальнего зарубежья». Далее следует имя режиссера и перечень его заслуг. Но дело не в режиссере, и не в его заслугах. Дело в том, что приведенную выше фразу хочется продолжить по иному: «Важнейшей линией творческого развития» сегодняшнего Балтийского дома является не столько привлечение к работе варягов, сколько человеческая грязь – пороки и уродства: всякого рода физические и душевные проказы, увечья, безумие, распущенность, сальные колкости, мат… - словом, сплошная и порой гипертрофированная патология. «Калека с острова Инишмаан» – новая постановка театра-фестиваля (своеобразного «человека и парохода»), – как нельзя точно отражает тенденцию появления на его – театра – сцене не обязательно плохих, но неизменно черно-юморных, схожих с полосканием грязного белья сочинений. Чтобы развеять всякие на сей счет сомнения, достаточно вспомнить старого горбуна (и. о. мастера) в «Мастере и Маргарите», младенца-перевертыша лет 50-ти с гаком («Перезагрузка»), отчаянно деспотичную изуверку-бабушку из «Похороните меня за плинтусом», величайшего лодыря всех времен и народов («Жизнь Ильи Ильича»), искусственно-носого поэта и его такую же искусственно-(благодаря исполнительнице)- молодую возлюбленную («Сирано де Бержерак»), дебилов-сквернословов из спектакля «Изображая жертву» и множество иных малопривлекательных особ и особей.

Спектакль «Калека с острова Инишмаан» по пьесе модного нынче ирландского драматурга МакДонаха – спектакль неоднозначный. Сказать ему «нет» не менее сложно, чем «да». Ругать можно ровно за то, за что и хвалить: за драматургию, образы, режиссерский почерк, актерские интонации, за реплики и репризы. Тут уж, с каким настроением, а главное настроем подойти, каким глазом посмотреть. Если скептическим, тогда можно и прогневиться: мол, жизненно, но не современно; о важном, но поверхностно; вроде все реально, а выглядит неестественно. Но если исполниться благожелательности и явить снисхождение, доступно во главу угла поставить оригинальность созданных фигур, их непохожесть ни на кого, прежде всего друг на друга, плюс – драматургические изыски, сюжетные перипетии и почти что детективный лейтмотив: родители главного героя утонули, когда тот едва появился на свет, но какой была их смерть: умышленной или случайной? – что побудило их пуститься на худой лодке в штормовое море? – суть вопросов, повторяющихся на протяжении всего спектакля, и дошедших в конце до неожиданного – для большинства зрителей – ответа.
Если постараться решить для себя: о чем спектакль? – и главное: зачем он? – то, скорее всего, придешь к отрицанию увиденного. Однако, зацепившись сознанием за «кто?» (действующие лица) и «как?» (исполнители и создатели), есть все шансы остаться удовлетворенным. В общем, постановка из разряда: посмотрите – хорошо, не посмотрите - ничего страшного.
Почему? Потому что драматургическая основа данного спектакля не имеет ничего общего с актуальностью, современной действительностью, вряд ли что-то из ирландского архаичного быта найдет отклик у «нового» русского сердца. Уж слишком «позапрошлый» и «ненашенский» в пьесе МакДонаха дух. Колорит явно чужеземный. Спектакль не без юмора, но юмор в нем своеобразный, авторский, заокеанский. Спектакль стильный, но далеко не всякий зритель ходит в театр за стилем, да к тому же инородным, за иностранным "краеведением", более того – за отголоском ничем не притягательного прошлого. К тому же, спектакль мрачен, ирландские "шутки юмора", подозреваю - переводчиком, искусственно адаптированы под сленг сегодняшней, излишне продвинутой части общества, да еще и нашего, доморощенного. Со сцены в зрительный зал, не стесняясь и часто, летят вульгаризмы, ругательства, откровенная пошлость. Но если попытаться отбросить негатив и скепсис, можно заметить (и заметить), что сюжет не тривиален, своеобразен, бросок, хоть и не безупречен: во многих местах сшит нитками и перегружен гротесками, потому даже условно, даже замахнувшись, правдоподобия происходящее на сцене не достигает. В общем, зрелище весьма и весьма спорное. В том числе нельзя определенно сказать об игре актеров: проникновенность идет нога в ногу с кривлянием, яркое соседствует с блеклым. Выразительны, но скучны "тетки"; как всегда – самобытен, но чрезмерно беспокоен в роли Яковлев; по традиции в качестве заводилы и побудителя зрительского интереса выступает Алимов, правда, по той же традиции, играющий самого себя. Роль Поповой слишком мала и «прямолинейна», чтобы говорить о ней, как о чем-то выдающемся, достойном высшей петербургской театральной премии (которую актриса, несмотря на это, получила). А вот кто действительно, без малейших оговорок играет не только хорошо и интересно, но еще и убедительно, от души, так это молодой Передков. Молодой, да ранний. В положительном значении. Актер яркой индивидуальности, обличительного таланта, с возможностью полного погружения в образ. Передков – именно калека, калека с далекого ирландского острова, забытого Богом, но почему-то не создателями спектакля. Да и зритель, со знаком плюс или минус, но тоже вряд ли тотчас после просмотра такое забудет. На сцене Балтийского дома на сей раз демонстрируется забытье, которое демонстративно отказывается быть забытым.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить