Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль

Фама

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 2

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 1

Екатерина Бирюкова

364 рецензии · 275 оценок · 91 спасибо

Практически любое слово в афише этого события нашей публике ни о чем не говорит. Единственное сколько-нибудь знакомое имя — это поставивший спектакль швейцарский режиссер Кристоф Марталер, уже давно являющийся культовой фигурой современного европейского театра и в качестве таковой постепенно внедряющийся и в наш (хотя из его спектаклей в Москве один-единственный раз были лишь чеховские «Три сестры», и те давным-давно). На сей раз он представлен без своей постоянной партнерши —... Показать полностью

Практически любое слово в афише этого события нашей публике ни о чем не говорит. Единственное сколько-нибудь знакомое имя — это поставивший спектакль швейцарский режиссер Кристоф Марталер, уже давно являющийся культовой фигурой современного европейского театра и в качестве таковой постепенно внедряющийся и в наш (хотя из его спектаклей в Москве один-единственный раз были лишь чеховские «Три сестры», и те давным-давно). На сей раз он представлен без своей постоянной партнерши — сценографа Анны Фиброк. Потому что сценографии в этом действе, за неимением других терминов вроде бы называющемся оперой, толком и нет. Скорее есть архитектура.
Посреди большого павильона, который в городе нашелся только в Сокольниках, нужно построить целый театр. Публика в количестве 250 человек сидит внутри него, а музыканты располагаются снаружи, и их надо подслушивать сквозь стены и двери. Это место, где находится публика, — дом Фамы, античной богини молвы, нередко недоброй и зачастую оборачивающейся сплетней. Как написано в двенадцатой книге «Метаморфоз» Овидия, которой руководствовались создатели проекта, она обитает где-то между землей, морем и небом, на рубеже трех царств природы, в жилище со множеством отверстий. Это жилище отражает все звуки и слухи, даже самые тихие, которые сливаются в негромкий гул, напоминающий шум волн. Там никто не кричит, но все слышно.
В спектакле для этих целей используются специальные резонансные материалы, а одним из главных людей является специалист по акустике Винфрид Рич. Публика должна поверить, что находится не только внутри дома Фамы, но и внутри звука как такового. А также — чтобы не совсем уж впасть в абстракцию — внутри головы некой фройляйн Эльзы из новеллы австрийского писателя начала прошлого века Артура Шницлера, история которой вплетена в общую канву. Фройляйн, роль которой исполняет чтица Изабель Менке, раздумывает, в частности, о разнице между проституцией и замужеством и переживает сильное нервное расстройство.
Другие участники представления — музыканты, по статусу и сфере влияния вполне соответствующие уровню Марталера, но, пожалуй, еще меньше у нас известные. Это не так давно и без особого резонанса впервые побывавшие у нас Neue Vocalsolisten из Штутгарта, вокальная группа из семи человек, собаку съевших на всяческих музыкальных экспериментах. И австрийский ансамбль Klangforum Wien, коллектив с 20-летним стажем, считающийся дорогостоящей элитой среди специалистов по исполнению современной музыки — то есть чем-то таким, чего у нас просто нет в природе. Именно в качестве таких роскошных гостей они год назад были приглашены в Москву на фестиваль «Территория» Теодором Курентзисом, который, впрочем, немного заслонил их своей харизмой.
На сей раз — более показательная и выигрышная для них ситуация, поскольку они приезжают с собственным проектом, к тому же сочиненным их основателем — швейцарско-австрийским композитором Беатом Фуррером. Это чрезвычайно успешный представитель среднего поколения (родился в 1954 году), существующий не только в эзотерических пространствах композиторского цеха, но работавший и для Венской оперы, и для Зальцбургского фестиваля. Он удивительным образом умудряется нравиться сторонникам противоположных направлений нынешней европейской музыки. Его ценят и те, кто считает, что каждая нота в партитуре должна быть просчитана, и те, кто считает, что все-таки не каждая.
В общем, его музыка — это эмоциональность, чувственность и красота в тех предельных количествах, которые вообще возможны с учетом новых правил игры, сформированных ХХ веком. Благодаря этому приятному свойству Фуррер является одним из немногих современных западных сочинителей, которые существуют вне закона, на композиторском диалекте именующегося «первой брачной ночью». Это когда сочинение пишется под заказ театра, коллектива или фестиваля и под торжественным грифом «мировая премьера» переживает свою «первую ночь», которая оказывается последней. Сочинения Фуррера имеют более долгую жизнь, и после премьеры их продолжают играть.
«Фама» была написана для самого престижного фестиваля современной музыки в немецком Донауэшингене, где была поставлена Марталером два года назад. С тех пор этот проект много где побывал, и фестиваль «Сезон Станиславского», в рамках которого он проходит в Москве, — последний его пункт назначения. После Москвы проект закрывается.
«Фама» состоит из восьми контрастных частей, в каждой из которых развивается свой, невероятно изысканный звуковой сюжет. Сюжета в традиционном его понимании особо искать не надо: в современной европейской опере он считается реликтовым балластом. Гораздо серьезнее стоит отнестись к тому, что из подслушивания можно сделать искусство и что это искусство, судя по всему, из числа самого нового, смелого, необъяснимого и одновременно продуманного и профессионального, что за последние годы было в Москве.

Скрыть

Рецензии пользователей

Оценка: 5 из 5

KLVOV

6 рецензий · 3 оценки · 2 спасибо

"Фама" - яркий образец синтетического театра. Спектакль К.Марталера сочетает в себе оперу, концерт, драму и декламацию.
1.Сценография, или архитектура спектакля.
Зрителей - их чуть более двух сотен - рассаживают в павильоне, стены и потолок которого сделаны из плоских металлических блоков, вращающихся и раздвигающихся во время действия. Оркестр и хор под управлением Б.Фуррера (он и автор музыки) расположены за пределами павильона, сначала перед зрителями, а к концу спектакля по... Читать полностью

Все рецензии 2

Новые рестораны «Зарядье», кошерная кулинария у Патриарших и греческий гриль в Kombinat Deli

Волшебные игры для всей семьи

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Недетские развлечения: сложные, страшные и эротические игры 16+

Что делать, если в доме завелся призрак?...

На канале Comedy Central стартует 4-й сезон самого абсурдного реалити-шоу про бизнес «Nathan for...

Главные вещи осени — платье в цветочек и папин пиджак в мелкую клетку. Платья вы уже видели (если...

Станислав Зельвенский — о фильме «Kingsman: Золотое кольцо», где Джулианна Мур шантажирует планету,...