Санкт-Петербург удивительный город. Есть в нем какая-то сила, которая заставляет возвращаться к невским берегам снова и снова. Мы научились различать пятьдесят оттенков серого, мириться с вечными дождями, привыкли к разведению мостов. Это город, у которого есть своя душа, свой характер, переменчивый, как погода над Финским заливом. И эта атмосфера, петербургская, неповторимая, ощущается на всех проспектах, переулках и скверах.
“Ветеръ” погружает в эту атмосферу с самой первой минуты, когда с тяжелой поступью из ниоткуда появляется высокая фигура в длинном черном пальто и красном шарфе. Революционный Петроград. Черный вечер. Белый снег. Зритель словно оказывается в одном из дворов-колодцев Петроградской стороны или Лиговского проспекта, являясь невольным свидетелем кровавых преступлений, грязи и жестокости. Вот старушка, которая никак не поймет, зачем столько ткани перевели на плакат, когда “всякий — раздет, разут...”, а вот навстречу выбегает бродяга с ножом, прячьтесь скорее! Одна за другой разворачиваются перед нами картины Петроградской жизни. А тем временем ветер раскачивает скрипучие уличные фонари и снежинки кружатся в их свете в лихорадочном танце.
Но вот короткие рубленые строки поэмы Блока сменяются плавными стихами Пушкина. Я и не замечала раньше, настолько музыкальна его поэзия. И зритель переносится на несколько веков назад, “на берега пустынных волн”. И вновь разворачивается перед ним история, в которой переплетаются добро и зло, радость и отчаяние, надежды на светлое будущее и трагедия одинокого человека. “ Вот ива. Были здесь вороты… Где же дом?”, - спрашивает герой, и страшно становится от осознания, что вот сейчас он все поймет..
Интересно построена композиция спектакля, в обратном порядке: революционный Петроград сменяется наводнением 1824 года, а не наоборот. Символично также то, что “Ветеръ”, соединивший в себе две великие поэмы о Петербурге, проходит в доме, где когда-то жил Достоевский. Писатель, открывший этот город всему остальному миру. Но Петербург не единственное, что объединяет произведения. Противостояние стихии, мучительный поиск опоры в жестоком мире. Надежда?
За полтора часа перед нами проходят чередой десятки лиц. И все эти образы воплощает только один человек. Полтора часа Илья Носков удерживает зал, ни на секунду не теряя внимания зрителей, заставляя переживать вместе с ним и его героями.
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной…
Отзыв 2014 года
Елена Стависская, Евгения Крупецкая "Итоги театральной зимы"// "Петербургский телезритель". 25-31 марта 2002 г.).
«Не каждый актер способен передать это смятение души, ожидание чего-то неизведанного, почти физическое ощущение надвигающейся катастрофы. Спектакль удивляет точным совпадением стихов и пластики. А стихией, объединяющей две эпохи, становится ветер, который безжалостно дует, срывая ветхую одежку с блоковского Петрухи, или терзает пушкинского Евгения. Безбожно красивый город, "на зло" возведенный Петром, выпивает из героев живительную силу, гасит романтический пыл, сводит с ума... Ветер и Петербург в моноспектакле актера стали синонимами."