Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Опера
Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон

Постановка - Русский фонд старинной музыки Марка де Мони
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
  • Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон – афиша
  • Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон – �афиша
  • Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон – афиша
  • Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон – афиша
Опера
Клаус Абромайт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
18 октября 2007

В эпоху барокко любили названия длинные, подробные и витиеватые. «Борисом Годуновым» дело не ограничилось, было еще «или Хитроумием приобретенный трон». Хитроумием отличается не только герой; это качество также проявили Марк де Мони и Андрей Решетин, директора фестиваля Earlymusic, они же — продюсер и музыкальный руководитель спектакля соответственно. Трудно найти более удачный опус для того, чтобы спустить на российскую воду корабль барочной оперы с полной оснасткой.

Не потому, что эта забытая на триста лет партитура 1710 года, сколь бы хороша она ни была, превосходит оперы Монтеверди, Рамо и Генделя. Но чтобы разобраться, почему оперы Монтеверди, Рамо и Генделя — шедевры, нужно выучить новый (старый) язык, усвоить правила, почувствовать вкус к условностям. И вот для этого новый, то есть самый старый «Борис» — просто клад.

Опера западная, сюжет отечественный. Полный контраст со святыней русского музыкального реализма. Этакий приквел пушкинско-мусоргского «Бориса», маттезоновский «Борис» кончается там, где мы привыкли начинать, — согласием Годунова на царство. Никакого конфликта народа и власти: народ не причитает из-под дубинки пристава, а танцует. Борис — молодой и оптимистичный. Считается, что это портрет Петра Первого, каким его увидели европейцы в начале XVIII века. Вскоре после победы под Полтавой русская тема была крайне актуальной, и кому было на это реагировать, как не секретарю английского посланника в Гамбурге г-ну Маттезону (1681–1764).

Он изучил историю Смутного времени и гравюры и сам написал либретто, в котором позволил себе немало намеков на современную (то есть уже начала XVIII века) политику. Актуальность, породившая «Бориса», его и сгубила: международная ситуация в одно мгновение изменилась, и оперу попросту не поставили. В автобиографии Маттезон туманно сообщает, что «остался в сомнении, стоит ли ее предоставлять театру».

Сюжеты вокруг «Бориса» и дальше попадают в разряд секретных материалов. Опера была забыта вплоть до ХХ века; когда ею занялся немецкий ученый Вольф, началась Вторая мировая война. В 1944-м спецкомиссия Красной армии вывезла партитуру из Германии; полежав немного в Ленинграде, она попала в Ереванский институт древних рукописей Матенадаран; Армения вернула ее в Гамбург в конце 1990-х.

В 2005 году оперу сыграли на Бостонском фестивале старинной музыки; Решетин сидел в оркестре. В 2007-м — в другой постановке, с другими исполнителями и по другой редакции партитуры — Earlymusic представил «Бориса» в Гамбурге, а теперь показывает в Петербурге и в Москве.

За барочную пышность здесь отвечают костюмы Штефана Дитриха, в которых ссылки на театр 1710 года прихотливы, ироничны и свободны от аутентизма. Сохранившиеся эскизы (к другим спектаклям) художника Гамбургского театра по фамилии Хармс и русская мода Смутного времени использованы в духе Хармса ленинградского: боярские шапки имеют место, но на них колышутся фантастические плюмажи причудливой раскраски; в мужской комплект входит кокетливая боярская юбочка; у Бориса на груди чуть ли не эмблема Короля-Солнце.

Внимание: в барочной опере будет и полноценный барочный балет, который заодно играет роль живых декораций, сплетая узоры и выстраивая архитектурные конструкции. Над ними немецкий режиссер и хореограф Клаус Абромайт, специалист по танцу XVIII века, усиленно работал два месяца перед гамбургской премьерой, превратив петербургских студентов балета в слаженный ансамбль — «Барочный балет Анджолини».

Кастинг на десять оперных партий был международным: выбрали шестерых западных певцов, знающих толк в барокко (Борис — обаятельный бельгийский бас Шади Торбей, ливанец по происхождению), и четверых русских, новичков в этом репертуаре. Судя по рецензиям, разница слышна не была. Арии тут звучат на двух языках. Абромайт объясняет: когда герои остаются наедине с собой — поют по-итальянски, в обществе — по-немецки.

Все в партитуре высшего качества. И даже Генделю, который сегодня — самый исполняемый автор барочных опер, случалось перенимать у Маттезона мелодии. Молодые люди работали в Гамбургской опере и всерьез соперничали: однажды Маттезон на минутку уступил Генделю место за клавесином в оркестре (чтобы выйти на сцену и спеть теноровую арию в собственной опере), а когда вернулся, вероломный Гендель отказался пустить его обратно. Дело кончилось дуэлью — Генделя спасла пуговица. И если бы не глухота, настигшая Маттезона в 40 лет, возможно, это его оперы сегодня игрались бы тут и там на барочных фестивалях. А так он стал великим теоретиком.

0
0

Отзывы

9
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
3 ноября 2007

Счастье для баса континуума...

Истина, господа, скрывается где-то между ритурнелями, менуэтами и пышными головными уборами из великолепных перьев! Теперь это решено наверное! Случилось… Впрочем, значение барочной музыки уже давно никто не подвергает сомнению (а что касается меня лично, то я считаю барокко альфой и омегой системы музыкальных координат). Но одно дело «нести огонь вечной любви» и совсем другое дело отдаваться со всей страстью этому огню…

Нежданно негаданно (и даже можно сказать совершенно незаслуженно для нас) свалилось счастье в своем незамутненном облике – барочной оперы! Сложные пути и тропы, последовательности не разобрать… Некто господин Иоганн Маттезон в начале 18 века пишет оперу на странный русский сюжет, которую благополучно забывают… Другие господа спустя почти 300 лет в силу каких-то причин решают вспомнить забытое… Находятся мотивы у третьих, чтобы оплатить эти воспоминания…Так или иначе, но вся эта вязь случайностей рождает феерию, которая вдруг дарит тебе почти четыре часа беспробудной радости, избыточно прекрасного наваждения…
Вся эта искусственность, пышность, манерность барочной оперы – явно правильное направление, полностью соответствующее духу нашего времени…

В этом Борисе-1710 немало важных символов и проекций, но не хочется об этом говорить сейчас. Важнее чистая эстетика… Глаз и ушей оторвать невозможно!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все