Петербургского дебюта режиссера Искандэра Сакаева ждать пришлось годы. Еще до эпохального ремонта Александринки он репетировал камерные версии «Двойника» и «Идиота», но до премьеры дело не дошло. От Достоевского Сакаева потянуло к американской прозе середины XX века, конкретно к роману малоизвестного в России Дэниела Киза. Умственно отсталому Чарли Гордону делают уникальную операцию, и он вскоре превращается в гения, Спинозу, Эйнштейна и Моцарта в одном лице. Однако заканчивается эксперимент печально.
Сценография Стефании Граурогкайте — прямоугольные рамки в человеческий рост, затянутые прозрачной пленкой и на колесиках. Все мизансцены — фигурное катание персонажей на этих рамках. Владимиру Колганову, играющему Чарли, режиссер задал работу, будто из учебника физики: силу умножить на перемещение. Пока актер изображает дебила, это смотрится малоубедительно, но хотя бы понятны правила игры. А когда герою положено поумнеть, закрадывается подозрение, что врачи по ошибке зашили в голову подопытному батарейку «Энерджайзер»: Чарли бегает, скачет, катается по полу, а декларируемая гениальность сводится к гортанному воплю «Ах, этимология древних языков!». Словно предчувствуя недоумения, режиссер придумал герою двойника, внутреннего идиота (Дмитрий Паламарчук), усердно корчащего рожи, — на этом фоне интеллектуальные кондиции главного персонажа заметно выигрывают. Важная для Киза любовная линия Чарли и его учительницы Алисы (Татьяна Кузнецова) в спектакле выглядит вставным номером, неуклюжим и невнятным. Кузнецову режиссер три четверти спектакля держит в углу — там Алиса перебирает дневники Чарли, время от времени заламывая руки. Когда ей дают выскочить на сцену, поиграть в любовь тоже особенно не удается, а нужно вцепиться в партнера мертвой хваткой — так смелые женщины держат карманников до прихода милиции. Больше повезло дебютантке Александре Большаковой: ученица Григория Дитятковского ловко справляется с двумя полярными ролями — разбитной богемной хулиганки и иссохшей, несчастной старой девы. Мастер-класс перевоплощения показывает Семен Сытник: поворот головы — перед нами самовлюбленное научное светило; еле заметное движение — отец Чарли, одинокий старик-парикмахер с неспокойной совестью.
Сложноустроенные мизансцены спектакля хорошо отрепетированы, актеры действуют синхронно, не спотыкаясь друг о друга. В вопросе выверенной формы Сакаев явно подражает своему учителю Валерию Фокину — вплоть до уважительного цитирования. Отличие, увы, разительное. У Фокина протагонист всегда в центре внимания, драма его очевидна и убедительна; у Сакаева мельтешение заслоняет героя, а нетривиальный и страшный сюжет — тонны фрейдистских банальностей. Виною всему в итоге оказывается мама, которая била Чарли палкой за то, что он подсматривал за девочками.
Прекрасная книга и ужасное ее толкование как в кинематографе, так и на театральных помостках. Создается впечатление, что Искандер Сакаев вовсе не читал роман или читал его по касательной. В спектакле напрочь отсутствует трагизм (для тех, кто не читал роман, вообще вряд ли будет ясно, что происходит на сцене). Уложить более трех сотен страниц в 1, 5 часа - это какая-то насмешка над автором. Подборка актеров в принципе заставляет задуматься об адекватности режиссерской задумки. Взять на роль слабоумного (32-летнего уборщика Чарли) накачанного молодого человека-это, простите, что? Он как-то даже жалости никакой не вызывает. И позвольте мне вопрос, который так и просится наружу, - когда это слабоумные стали ходить в тренажерный зал? И учительницу, в которую по роману влюблен Чарли, играет актриса старше его в 2 раза (она ему в матери годится), собственно, она в спектакле одного возраста с матерью Чарли. Это как? В романе как раз наоборот все...создается впечатление, что Чарли и его учительница -погодки.
Единственно правдоподобный персонаж в спектакле - это мать Чарли. Постановка Искандера Сакаева (по моему мнению) не годится ни для какой сцены Александринского театра (ни для Малой, ни для (тем более)-основной.
Этот спектакль поставлен по роману
Даниэла Киза «Цветы для Элджернона».
Очень советую прочитать перед спектаклем это произведение.
Тогда спектакль будет вдвойне
понятен и принят.
Жестокая история, близкая к современной реальности.
Хорошая постановка, отличная игра актёров, полное погружение
зрителей.
Слёзы, сочувствие, непонимание и неприятие жестокости: бюря
эмоций возникает в процессе спектакля.
Вообще никак! Не цепляет, смотрел на часы в ожидания окончания. Эмоции не передает в отличии от книги, которая до сих пор в моей голове.
Потрясающий спектакль, Владимир Колганов играет на разрыв аорты. В С-Петербурге не так много спектаклей такой силы. Драма разворачивается на малой сцене, т.е. в одном шаге перед вами, и веришь ему с первого до последнего слова. На спектакль за месяц билеты покупать нужно, люди из уст в уста передают друг другу, что эту вещь посмотреть необходимо
Татьяна..
«Цветы для Чарли» (по мотивам романа Д. Киза «Цветы для Элджернона»).
Спектакль потрясающий!
Очень убедительный, современный и жестокий.
Элджернон это мышь, на которой проводят эксперименты по искусственному усилению интеллекта. А цветы Элджернону приносит другой лабораторный подопытный — мальчик Чарли. Приносит уже на могилу, поскольку Элджернон погиб славной смертью во имя науки.