Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Рябова
Фото Екатерина Рябова
отзывы: 148
оценки: 28
рейтинг: 100

Инсценировать текст о том, как пишется пьеса и рождается спектакль, — пожалуй, самая заманчивая для театрального ума игра. Здесь первым делом вспоминаешь имя Луиджи Пиранделло, автора, который строил в своих пьесах такие системы отражений, что вымысел становился реальнее реальности. Фактически он был постмодернистом — задолго до появления этого термина и самого явления. Режиссер Константин Богомолов, поставивший «Театральный роман» на малой сцене Театра Гоголя, по-своему продолжил его игру.

Михаил Булгаков описал в гениальном гротеске свою «жизнь в искусстве», то есть во МХАТе СССР, где он работал в 1930-х годах режиссером и драматургом. Читая его книгу, не обязательно знать, что Иван Васильевич — это карикатура на Станиславского, но половина удовольствия именно в том, что знаешь. Знаешь, что завлит Мишка Панин — это выдающийся критик Павел Марков, неуемный Фома Стриж — постановщик «Дней Турбиных» Илья Судаков, а всемогущая Поликсена Торопецкая — секретарь Немировича-Данченко Ольга Бокшанская. Ее письма, кстати, недавно были изданы в двух томах, и это отдельный театральный роман. В постановке же булгаковского романа, как и во всех внутрицеховых пародиях, главная проблема — как сделать так, чтобы своим не показалось примитивно, а чужим, то есть обычному зрителю, — скучно.

Над «не скучно» участники спектакля поработали на славу. Писателя Максудова играет Ильяс Тамеев, студент выпускного курса мастерской Марка Захарова. Мешковатый костюм, встрепанные волосы, азарт импровизации — молодой и голодный талант, который попадает в чудесный мир, сплошь состоящий из упырей и вурдалаков. Потустороннюю тему Богомолов проводит настоятельно. Издатель Ликоспастов (Андрей Зайков) появляется в комнате Максудова в момент, когда тот режет вены, — приходит, крадучись, на запах крови. Вслед за ним является с приглашением в театр веющий могильным холодом режиссер Ильчин (Андрей Болсунов); на прощание он не преминет укусить героя. Под конец это уже мир в духе семейки Аддамс, где Торопецкая (Ирина Выборнова), улыбаясь приклеенной улыбкой, подсыпает в кофе молодящейся приме Пряхиной (Анна Гуляренко) сахар из большой банки с надписью «Яд». К сожалению, во втором действии неоконченная история Максудова пропадает совсем и начинается капустник под названием «К.С. репетирует». Актер Олег Гущин, играя отца-основателя, творчески и с удовольствием валяет дурака. У великих, известное дело, свои тараканы, и именно с этими тараканами, а также с мифами и легендами отечественного театра выясняет свои отношения Богомолов, вставляя в спектакль куски стенограмм с репетиций Станиславского. Местами это действительно смешно, но непростительно затянуто. Остается надеяться, что спектакль обкатается до нужной формы, а поклонники булгаковской прозы не будут к нему слишком строги. Им, пожалуй, стоит повременить с походом в театр.

0
0
...
19 февраля 2007

Лучшие отзывы о спектакле «Театральный роман, или Записки покойника»

Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 407
7

В этих трёх часах уместилось всё, чего можно и нельзя было ожидать от этой постановки: и чисто Булгаковская мистерия, в которой органично существуют и очеловеченный Кот (не Бегемот), и вампир, от которого веет холодом, и добрый волшебник, зажигающий лампочки и воскрешающий из мёртвых; и злая, безжалостная сатира на театральное закульсие, где правят бал старые маразматики с шлейфом былых заслуг, ревностно охраняющие свой непререкаемый авторитет; и занявший всё второе действие весёлый и одновременно грустный балаган, заставляющий и посмеяться от души, и о многом задуматься. Потрясающе получается: вместо того, чтобы, как произведение Булгакова, вести нас от наивных надежд и мечтаний героя к их трагическому краху, спектакль ведёт нас из мрака и одиночества писательской каморки в ярко освещённый репетиционный зал, пестрящий такими же яркими живыми карикатурами, как и он сам. Потерялась ли при этом основная задумка мэтра – показать и доказать вредоносность по отношению к истинному искусству системы Станиславского, как и вредоносность по отношению к истинному человеку любой системы вообще? Ничуть не бывало, ибо сыграна эта многогранная история с отменным мастерством, искренностью и вкусом, с потрясающей музыкой и интересными режиссёрскими находками. Все актёры продемонстрировали великолепный талант к перевоплощению, сыграв по нескольку очень разных и очень характерных ролей, кроме исполнителей ролей главных – на их плечах и без того лежала огромная ответственность, но со своей задачей они справились блестяще: Максудов (Ильяс Тамеев) – чертовски убедителен и просто довольно-таки симпатичный парниша, а Иван Васильевич (Олег Гущин) так и вовсе выкладывался по полной, начав с изображения отталкивающей пародии на прославленного режиссёра и закончив петросяццкой сотоной, жгущим напалмом (да простит мне интеллигентный читатель обилие сленга, но иначе просто не выразишься), которому даже начинаешь сопереживать. В общем, спектакль – оригинальный, запоминающийся, злободневный, но не осовремененный излишне, который уж точно, по крайней мере во втором действии, не даст вам заснуть, даже если это происходит с вами на всех спектаклях.

31.01.2009
Комментировать рецензию

0
0
...
19 августа 2009