Балет |
Джордж Баланчин |
Балеты Баланчина в Мариинском театре
Изощренное коварство петербургских девушек имеет верного союзника в лице Мариинского театра. Кавалера, например, сперва принято вести на «Лебединое озеро», а уж потом — если Иванушка-дурачок успешно вынырнул из водоема — знакомить с родителями. Так было при бабушках, при мамах с тетками; я сперва посмеивалась над этими обычаями милой старины, потом — вслепую последовала. Ведь, например, у Нильса Бора висела над дверью подкова — хотя, казалось бы, физик… Так вот, это работает. О, какие тайны о человеке всплывают, стоит поместить его в обрамление театрального синего плюша и золоченого гипса. А само «Лебединое озеро»! По силе воздействия на подозреваемого оно равно пытке бессонницей в тюрьме Гуантанамо: люди пробалтываются о поразительных вещах. Противоядия нет. Поэтому мужчинам я рекомендую делать упреждающий ход — ведите ее в Мариинский на «Вальс» Баланчина. Сейчас как раз предоставляется такая возможность.
Хореограф Джордж Баланчин очень любил женщин. По его мнению, на них можно глядеть как на водопад. Или огонь. Или как на классический балет. То, что все женщины разные, ежедневно придавало его жизни оттенок чуда. И помогало, конечно, бороться с рутиной на подмостках. Ведь он приходил на работу в класс, полный женщин: балерин, солисток, корифеек, танцовщиц кордебалета. Но самыми разными из разных были, разумеется, балерины. Редкий случай — Баланчин любил их больше, чем они себя, а уж более самовлюбленных женщин, чем балерины, не сыскать! Кто еще смотрит на себя в зеркало полный рабочий день? Он дарил своим балеринам духи, советовал, как одеваться, превращал румяных американских простушек в дам с изысканными скулами и приходил в ярость, когда они оставляли балет ради какого-нибудь прозаического мужа, а тем более ради маленьких орущих никчемностей. Даже если балерины при этом вовсе не хотели бросать танцы. Но как можно совмещать? Балет, который надо писать с большой буквы! — и мужа, который в глазах Баланчина был таким ничтожеством, что арт-директор «Афиши» никогда не позволит набрать это слово столь мелким кеглем.
И Баланчин сочинил «Вальс». Загадочную обитель, которую никогда не покинут ее пленницы: балерины, прекрасней и разнообразней которых нет никого. Он велел одеть их в платья, напоминающие наряды new look Кристиана Диора и длинные перчатки. Он велел бы им надеть и шляпки! Но идеей пришлось пожертвовать ради вихревых туров на пуантах. Баланчин сочинил такую хореографию, что тело само находит осанку, как для фотографий Ричарда Аведона. Сводите вашу избранницу на «Вальс». Во-первых, пусть узнает, что у вас тоже есть планка (даже если это и не так). Во-вторых, после спектакля попросите спутницу высказаться — когда мозг еще отравлен зрелищем любимых (а Баланчин умел придать им и этот оттенок!), словно с фотографий Аведона, женщин и мира, в котором нет целлюлита. Вы узнаете о ней много нового и интересного.